Стратегии промышленных лидеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
Раскрыть и проанализировать понятие «современные конкурентные стратегии», выявить их основные виды
Задачи исследования:
найти и проанализировать понятие «современные конкурентные стратегии»;
выявить основные виды конкурентных стратегий , привести примеры применения стратегий;
определить эффективность конкурентных стратегий в рыночных отношениях на примере предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ…..5
1.1 Понятие, сущность и виды стратегий……………………………………….5
2 СТРАТЕГИИ ЛИДЕРОВ НА РЫНКЕ……………………………………..11
2.1 Стратегия расширения рынка………………………………………….……11
2.2 Защита своей доли рынка…………………………...………………………15
3 СТРАТЕГИЯ РАСШИРЕНИЯ ДОЛИ РЫНКА…………………………...23
3.1 Факторы, влияющие на стратегию расширения доли рынка......................23
3.2 Пример разработки стратегии расширения масштабов производства ОАО «8 Марта»………………………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Стратегии промышленных лидеров.docx

— 244.47 Кб (Скачать)

                                           Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«НИЖЕГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. н.и.Лобачевского

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»

 

Финансовый факультет

Кафедра Антикризисного управления

 

Курсовая работа

По дисциплине:

Стратегический  менеджмент

На тему:

Стратегии промышленных лидеров

 

 

Выполнила:

Студентка группы 13314

дневного отделения,

Корсукова М.П.

Проверила:

Удалова Ирина Борисовна

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ…..5

1.1  Понятие, сущность  и виды стратегий……………………………………….5

2  СТРАТЕГИИ  ЛИДЕРОВ   НА  РЫНКЕ……………………………………..11

2.1 Стратегия расширения  рынка………………………………………….……11

2.2 Защита своей доли рынка…………………………...………………………15

3  СТРАТЕГИЯ  РАСШИРЕНИЯ ДОЛИ РЫНКА…………………………...23

3.1 Факторы, влияющие на  стратегию расширения доли рынка......................23

3.2 Пример разработки стратегии  расширения масштабов производства ОАО «8 Марта»………………………………………………………………………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………….37 

 

ВВЕДЕНИЕ

Многие отрасли бизнеса  возглавляют общепризнанные компании-лидеры, захватившие в свои руки самые  большие куски общего пирога соответствующего рынка. Такие компании обычно подают пример конкурентам, изменяя политику цен, представляя новую продукцию, расширяя каналы распределения и  устанавливая степень интенсивности  мероприятий по продвижению. Лидер  может вызывать восхищение и уважение, его политика может критиковаться  общественностью и конкурентами, но так или иначе его господствующее положение на рынке не подвергается сомнению. На лидера ориентируются  конкуренты, ему бросают вызов, его  избегают, ему подражают. Чтобы добиться всего этого и поддерживать статус «лидер» компании применяют разнообразные стратегии.

 Конкурентные стратегии  это важная и неотъемлемая  часть современных рыночных отношений. Стратегию выстраивают исходя из занимаемой позиции на рынке, т.е. является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем либо обитателем ниши. Проводит анализ своих конкурентов и оценивает свои возможности, и лишь затем выбирает подходящую для себя конкурентную стратегию.

Объектом исследования данной работы является такое явление как  конкуренция.

 Предмет исследования  курсовой работы - современные конкурентные  стратегии промышленных лидеров.

 Цель работы:

 Раскрыть и проанализировать  понятие «современные конкурентные  стратегии», выявить их основные  виды 

Задачи исследования:

 найти и проанализировать  понятие «современные конкурентные  стратегии»;

 выявить основные виды  конкурентных стратегий , привести примеры применения стратегий;

 определить эффективность  конкурентных стратегий в рыночных  отношениях на примере предприятия.

 

1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ

 

1.1 Понятие, сущность и виды стратегий

Неотъемлемой частью управления предприятием является формирование и  реализация стратегии.

Слово стратегия попало в  управленческий термин из военного лексикона  и означает искусство развертывания  войск в бою.

Стратегия в широком понимании  – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсов и последовательность шагов по их достижению.

Для предприятия стратегия  означает набор правил, приемов и  методов, с помощью которых достигается  цель, решаются конкретные проблемы и  распределяются ресурсы.

Прежде чем приступить к разработке стратегии необходимо иметь ответы на следующие вопросы:

-   какие преимущества имеет предприятие на успех среди конкурентов;

-   какие товары будут выставлены на рынок;

-   какой тип покупателя будет преобладать на рынке;

-   как будут распределяться ресурсы внутри предприятия;

-   какая технология будет наиболее предпочтительна и перспективна в данных условиях;

-   какие возможности имеются для коммерческих сделок и получения прибыли.

Таким образом, формирование стратегии на предприятии зависит  от конкретной ситуации, в которой  данное предприятие находится. В  стратегии должны быть тесно увязаны  цели и идеи их достижения. [25,24]

Формирование стратегии  конкретного предприятия представляет уникальный и индивидуальный процесс, который зависит от многочисленных факторов.

Разработка стратегии  – процесс длительный и трудоемкий. Различные предприятия по-разному решают эту проблему. Так сложные и крупные предприятия разрабатывают стратегии более подробно и детально, а предприятия малого бизнеса ограничиваются основными принципами стратегического планирования.

На предварительном этапе  анализируется личный потенциал  руководителей предприятия и  их заинтересованность в разработке стратегии.

Процесс разработки стратегии  предприятия состоит из нескольких этапов (см. табл. 1).

 

Это выработка согласованных  позиций руководства предприятия  и привлеченных консультантов по организации работы над стратегией. Затем проводится углубленная бизнес - диагностика деятельности предприятия по всем направлениям: производство, маркетинг и сбыт, финансы, управление персоналом. При этом могут быть использованы методы анкетного опроса, в том числе по анкете Стратегия развития предприятия, работа с имеющейся на предприятии вторичной информацией. [17,110]

Второй этап, включает формирование рабочих групп, которые будут  заниматься подготовкой стратегических альтернатив. При работе над комплексной программой развития предприятия группы формируются по основным функциональным направлениям:

- научно - техническое;

- экономическое;

- отношения с поставщиками и потребителями;

- социальное;

- экологическое.

Основная задача рабочих  групп состоит в формировании и оценке возможных стратегических альтернатив, обсуждении их с экспертами, в качестве которых выступают как привлеченные специалисты, так и руководство предприятия.

На третьем этапе необходимо проранжировать сформированные стратегические альтернативы и определить критерии их выбора. На данном этапе особую важность приобретают наличие имеющихся на предприятии или в перспективе достаточных ресурсов.

Эти этапы, как правило, выполняются  специалистами различных функциональных подразделений и рассматриваются  с различных точек зрения:

-   экономико-финансовой и производственной эффективности;

-   рынка сбыта;

-   реализации возможностей коллектива;

-   социальной.

Основными факторами при  формировании стратегии предприятия, являются:

-   фактор времени;

-   организационная структура;

-   корпоративная культура и квалификация разработчиков;

-   процесс формирования и реализации управленческих решений;

-   специфика предприятия;

-   наличие информационных систем мониторинга внешней среды.

Основные задачи разработки стратегии предприятия:

-   повышение контролируемой доли рынка;

-   предвидение требований потребителя;

-   выпуск продукции более высокого качества;

-   обеспечение согласованных сроков поставок;

-   установление уровня цен с учетом условий конкуренции;

-   репутация и имидж предприятия. [14,83]

Стратегии предприятия разрабатываются  для трех уровней целей: общей, долгосрочной и краткосрочной.

Все многообразие стратегий  объединяется в четыре основные группы: роста, ограниченного роста, сокращения и комбинирования.

Стратегия роста преследует цель увеличения объемов продаж, расширения ассортимента продукции и производственной мощности.

Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного  повышения уровня краткосрочных  и долгосрочных целей над уровнем  показателей предыдущего года. Стратегия  роста является наиболее часто выбираемой альтернативой. Она применяется  в динамично развивающихся и  быстро изменяющихся технологиях. Ее могут  придерживаться руководители, стремящиеся  к диверсификации своих предприятий, чтобы покинуть рынки, находящиеся  в стагнации и быстро занять развивающиеся. На предприятии отсутствие роста  может означать разорение и банкротство.

В стратегии роста уделяется  особое внимание существующему потенциалу размера рынка. Одновременно идет поиск  возможного расширения круга покупателей. Возможный рост продукции должен подкрепляться достаточным количеством  ресурсов.

Стратегии ограниченного  роста придерживается большинство  предприятий. Для такого варианта характерно установление целей от достигнутых  результатов, скорректированных с  учетом дополнительных факторов. Предприятия  выбирают такую альтернативу потому, что это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный  путь. Руководство не любит перемен, если считает, что все хорошо. Действует принцип лучшее – враг хорошего. [5,147]

При стратегии сокращения уровень последующих целей устанавливается  ниже достигнутого. Фактически для  многих предприятий такой вариант  означает путь к рационализации и  переориентации. Основными вариантами такой стратегии могут стать:

-   ликвидация – полная распродажа материальных запасов и активов предприятия;

-   отсечение лишнего – отделение по каким-либо причинам некоторых подразделений или видов деятельности;

-   сокращение и переориентация – сокращение операций до более управляемого и более прибыльного уровня.

К стратегиям сокращения прибегают  чаще всего тогда, когда показатели деятельности предприятия продолжают ухудшаться и ни какие мероприятия  не изменят этой тенденции.

Комбинированная стратегия  применяется при таких ситуациях, когда одни подразделения развиваются  быстро, другие – умеренно, третьи –  стабильно, четвертые – сокращают  масштабы производства. В зависимости от конкретного сочетания выбранного подхода будет получен результат: общий рост, общая стабилизация, общее сокращение. Такая стратегия в наибольшей степени соответствует реальному многообразию условий деятельности предприятия. [16,92]

 

 

2  СТРАТЕГИИ ЛИДЕРОВ НА РЫНКЕ

2.1 Стратегия расширения  рынка

При расширении рынка в  целом, как правило, выигрывает прежде всего доминирующая компания. Если люди в стремлении запечатлеть каждый свой шаг приобретают больше фотоаппаратов и фотопленки, неизбежно возрастают прибыли компании Kodak, доля которой на этом рынке составляет 80 %. Лидер рынка обязан неустанно искать новых потребителей, новые способы потребления и стремиться к интенсивному использованию своих продуктов.

Новые пользователи. Каждый класс продуктов имеет потенциал  привлечения новых покупателей: людей, которые не владели информацией  о свойствах товаров, не имели  возможность приобрести их из-за высоких  цен, не желали покупать продукт, характеристики которого не удовлетворяли имеющиеся  потребности. Например, производитель  парфюмерии стремится убедить женщин, не пользующихся духами, хотя бы попробовать  новые ароматы (стратегия проникновения  на рынок), привести мужчинам рациональные обоснования необходимости применения парфюмерии (стратегия создания нового рынка), или начать экспорт своей  продукции (стратегия географической экспансии).[13,151]

Компания Johnson & Johnson добилась одного из самых значительных успехов в создании нового класса потребителей детского шампуня. Данные статистики и демографические прогнозы говорили о реальности угрозы уменьшения объемов его продаж в связи со снижением рождаемости. Маркетологи компании заметили, что детский шампунь нередко используют и другие члены семьи, и предложили рекламную кампанию, направленную на взрослых потребителей. Через некоторое время детский шампунь Johnson & Johnson стал ведущей маркой на рынке шампуней. Другой пример: крем от морщин Oil of Ulay, предназначенный для женщин, сегодня рекламируется в магазинах для подростков.[23,146]

Компания Selfiriges - лондонская торговая фирма, потратила семь лет и $139 млн. на реконструкцию своего главного магазина на Оксфорд-стрит. Дело в том, что магазин совершенно разонравился состоятельным поклонникам молодежной моды, главным покупателям Selfiriges. При реставрации здания был восстановлен классический интерьер постройки, ликвидирован отдел скобяных изделий, добавлены такие бренды высокой моды, как «Prada» и «Valentino», а также витрины с новейшей электроникой, другими высокотехнологическими товарами. В результате в течении первых шести недель 2001 г. выручка магазина увеличилась на 11%, в то время как у многих конкурентов наблюдался спад продаж.

Новые способы применения продукта. Расширению рынков способствуют открытие и продвижение новых  способов использования продуктов. Например, среднему американцу три  дня в неделю на завтрак подают кашу. Несомненно, производители каш  выиграют, если им удастся внушить  потребителям, что их продукт хорош  не только по утрам, но и днем или  вечером.

Классический пример расширения рынка за счет новых способов потребления  продукта -- история изобретенного компанией Du Pont нейлона. Каждый раз, когда нейлон, казалось бы, достигал стадии зрелости, Du Pont открывала новый способ его использования. Нейлон применялся для производства парашютов, изготовления дамских чулок; позже приобрели популярность женские блузки и мужские сорочки из нейлона. Затем его использовали в производстве автомобильных покрышек, обивки для сидений и ковровых покрытий. Каждый новый способ его применения открывал новый жизненный цикл продукта. Однако вряд ли у нейлона была бы столь славная судьба без программы исследований, направленных на поиск новых способов использования продукта.[20,129]

Информация о работе Стратегии промышленных лидеров