Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 03:34, реферат
В последнее время все более актуальной, и это подтверждается дискурсом, в котором участвуют промышленная, научная, политическая общественность, федеральные промышленные министерства, становится проблема разработки осмысленной промышленной политики в Российской Федерации. С чем связано обострение внимания к этому вопросу? Десятилетний период экономических реформ в стране осуществлялся по модели примата финансовых инструментов. Ставилась практически единственная задача финансовой стабилизации, как условия массированного притока в экономику России иностранного и частного капитала. Одновременно решались задачи институциональных преобразований форм собственности, либерализации внешнеэкономической деятельности.
Промышленная политика России.
В последнее время все более актуальной, и это подтверждается дискурсом, в котором участвуют промышленная, научная, политическая общественность, федеральные промышленные министерства, становится проблема разработки осмысленной промышленной политики в Российской Федерации. С чем связано обострение внимания к этому вопросу? Десятилетний период экономических реформ в стране осуществлялся по модели примата финансовых инструментов. Ставилась практически единственная задача финансовой стабилизации, как условия массированного притока в экономику России иностранного и частного капитала. Одновременно решались задачи институциональных преобразований форм собственности, либерализации внешнеэкономической деятельности. Задач экономического роста, активной промышленной политики как таковых не ставилось. По крайней мере они являлись даже не второстепенными. В значительной степени перечисленные проблемы в той или иной мере за прошедшее время решены. Однако ни Президент страны в своих официальных выступлениях, ни бизнес, ни население не могут быть удовлетворены темпами и перспективами экономического роста.
Ограничивая предмет анализа
и последующих предложений
Развитие рыночных отношений в России и ее регионах актуализировало проблему разработки и реализации обоснованной и тщательно продуманной промышленной политики.
В современных условиях региональная
политика в сфере промышленности
требует двухуровневого структурирования.
С одной стороны, это должна быть
политика региональных властей, стержнем
которой является деятельность, направленная
на воспроизводство путем
С другой стороны, это должна
быть политика федерального Центра. Его
роль состоит в создании таких
общероссийских макроэкономических институциональных
условий, которые бы способствовали
развитию региональной инициативы по
наращиванию промышленного
Вместе с тем, существует
ряд проблем промышленного
История развития и сущность промышленной политики
Что же такое промышленная политика? Здесь сталкиваются два подхода.
Один - радикально-либеральный заключается в том, что никакой промышленной политики как таковой в национальной экономике быть не должно. Отраслевые пропорции, проблемы перелива капитала межсекторального, межрегионального, многие другие проблемы должны решаться на стыке спроса и предложения в процедурах саморегуляции рынка. Это крайняя позиция. Она вряд ли выглядит убедительно, хотя бы потому, что сами механизмы и институты рыночной экономики в российском случае далеко еще не являются зрелыми и в полной мере функционирующими и сами должны быть предметом активного регулирования и поддержки.
Второй подход тяготеет к традициям огосударствленной экономики, ведомственного администрирования, исключительно бюджетного дотационного механизмов. Очевидно, что такой подход также далек от требований жизни.
Промышленную политику иногда
сводят к внутриотраслевому подходу
в регулировании отдельных
В истории на примерах целого
ряда индустриально и
Технология выработки
Специалисты утверждают, что
в технологии выработки промышленной
политики нельзя скатиться к идеологически-
1. Устойчивое экономическое развитие, для чего необходимо создание механизма государственного правового и экономического регулирования промышленного развития.
2. Реконституирование в рыночных условиях механизма воспроизводства в промышленности.
3. Создание механизма межотраслевого и межсекторального перелива капитала (управлением, регулированием, стимулированием).
4. Структурный межотраслевой маневр. Вскрытие всех имеющихся финансовых источников развития промышленности.
5. Целеполагание промышленной политики следующего по значимости уровня могло бы выглядеть следующим образом.
6. Создание общественно-государственного механизма формирования и реализации промышленной политики, включая систему государственных органов, функций и инструментов, законодательно определенный равноправный диалог бизнеса и власти.
7. Стимулирование и включение рыночных механизмов промышленного развития, таких, как обеспечение опережающей разведки месторождений полезных ископаемых, финансирования прикладной и фундаментальной науки, НИОКР, разработки новых технологий, подготовки кадров.
8. Переход к регионально-зонированному подходу стимулирования промышленного развития, учитывающему большие размеры и климатические особенности страны.
9. Своего рода экономический пакт промышленного бизнеса и государства по проблемам монопрофильных городов, по некоторым сопутствующим социальным вопросам.
10. Государственная поддержка российского экспорта, изменение структуры экспорта в сторону продукции высокой нормы передела.
11. Поддержка наукоемкой промышленности и промышленности высокого передела.
12. Поддержка модернизации основных фондов в переходный период.
13. Стимулирование внутреннего спроса, импортозамещения, лизинга, в том числе государственного, оборудования.
14. Поддержка интеграции, диверсификации и транснационального характера крупнейших российских промышленных компаний.
Основные проблемы текущего состояния промышленности России:
1. Отсутствие оборотных и инвестиционных средств.
2. Изношенность и отсталость основных фондов.
3. Низкая конкурентоспособность (низкое качество, производительность, плохая фондоемкость, технологическая отсталость).
4. Низкая доля в экспорте
продукции обрабатывающих
5. Слабый внутренний спрос.
6. Импортизация внутреннего рынка.
7. Тяжелая структура
8. Неэффективность механизмов
финансового, научно-
9. Неэффективность механизмов
государственной поддержки
10. Несовершенство диалога бизнеса и власти, низкая рефлексия властей.
11. Невоспроизводимое по запасам недропользование.
12. Недостаток инфраструктуры и навыков сбыта и сервиса.
13. Слабый менеджмент и
финансовая дисциплина и
14. Неоптимальная структура крупных и малых предприятий.
15. Несбалансированная с
промышленной экономикой
16. Все большая утрата
инновационного характера,
Методы промышленной политики
1. Экономичеcкие.
финансовые (лизинг, кредиты, гарантии, валютное регулирование, инвестирование, субсидирование);
налоговые (стимулирующие специальные налоговые режимы, амортизация, отчисления на науку, недропользование, подготовку кадров, социальные проблемы);
таможенные;
тарифные (по естественным монополиям);
банковские (стимулирование межсекторального перелива капитала, использования резервов и прибыли ЦБ).
2. Институциональные.
новые инвестиционные инструменты (пенсионные фонды, ссудный фонд промышленности, фондовые облигационные займы, эмиссия ценных бумаг);
механизмы банкротства;
управление госимуществом в промышленности.
3. Бюджетные и законодательные.
федеральные и региональные программы;
целевые законы.
4. Административные и социально-
государственное управление (органы и функции, правовой инструментарий);
общественно-государственный диалог бизнес-власть (механизмы рефлексии).
Документы промышленной политики
1. Концепция промышленной политики России (идейные и ценностные ориентиры).
2. Программа реализации промышленной политики (меры, действия, порядок осуществления).
3. Пакет проектов нормативно-
В последнее время, однако,
заметна тенденция к
России нужна новая региональная политика, которая создавала бы систему действенных стимулов к развитию и для лидеров, и для аутсайдеров; которая бы решала проблемы пространственного развития не только через бюджет, но и в первую очередь через систему прямых экономических связей субъектов рынка. Однако и он все еще находится в плену традиционных представлений, предлагая перейти к политике, направленной на проекты экономического развития базовых регионов - локомотивов роста.
Реализация новой региональной промышленной политики, направленной на развитие точек роста и базовые регионы, остро ставит вопрос о том, как распространять импульсы экономической активности от лидеров к аутсайдерам, как втянуть аутсайдеров в цепочки добавленной стоимости, как устранять преграды для перетока экономического роста через границы регионов. Однако он не предлагает конкретных механизмов такой политики, оставаясь по существу в рамках традиционной концепции "полюсов роста".
Такой механизм на самом деле
существует, этот механизм заключается,
как показывает зарубежная практика,
в использовании концепции
Кластеры представляют собой географическую концентрацию на определенной территории совокупности взаимосвязанных между собой компаний и институтов, обеспечивающих конкурентоспособность регионального кластера. Они включают в себя поставщиков определенных товаров, производственных услуг, сырья, энергии, а также инфраструктурных услуг.
Нахождение в составе кластера позволяет компании повышать производительность и эффективность благодаря общему использованию факторов производства, информации, технологий, необходимых институтов и координации действий с другими родственными компаниями.
Промышленная политика - это
согласованная система
Важнейшие цели:
1. Стратегическая цель - это устойчивое экономическое развитие страны на основе воспроизводимых (в приоритетном порядке интеллектуальных) ресурсов.
2. Создание государственно-правового механизма управления и регулирования промышленного развития.
3. Реконституирование в рыночных условиях России механизма воспроизводства в промышленности.
4. Создание механизма межотраслевого и межсекторального перелива капитала (управления, регулирования, стимулирования).
5. Проведение структурного межотраслевого маневра [10].