Промышленная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 03:34, реферат

Краткое описание

В последнее время все более актуальной, и это подтверждается дискурсом, в котором участвуют промышленная, научная, политическая общественность, федеральные промышленные министерства, становится проблема разработки осмысленной промышленной политики в Российской Федерации. С чем связано обострение внимания к этому вопросу? Десятилетний период экономических реформ в стране осуществлялся по модели примата финансовых инструментов. Ставилась практически единственная задача финансовой стабилизации, как условия массированного притока в экономику России иностранного и частного капитала. Одновременно решались задачи институциональных преобразований форм собственности, либерализации внешнеэкономической деятельности.

Файлы: 1 файл

Промышленная политика России.docx

— 24.69 Кб (Скачать)

Система целей:

1. Создание общественно-государственного  механизма реализации промышленной  политики (государственных органов,  функций и правовых инструментов, организация диалога бизнес-власть).

2. Стимулирование внутреннего  спроса.

3. Стимулирование рыночных  механизмов обеспечения:

финансовых ресурсов (оборотных  и инвестиционных);

разведки месторождений  полезных ископаемых;

науки, НИОКР, новых технологий, роялти;

кадров.

4. Создание регионально-зонированного подхода для обеспечения конкурентоспособности отдаленных промышленных предприятий.

5. Решение специфических  региональных промышленных проблем.

6. Экономический пакт бизнеса  и государства (монопрофильные города, социальная проблематика).

7. Государственная поддержка  экспорта.

8. Поддержка и приоритет  развития наукоемкой промышленности, промышленности высокой нормы  передела.

9. Поддержка модернизации  промышленности в переходный  период (государственный лизинг, стимулирование  внутреннего спроса, импортозамещение).

10. Стимулирование интеграции, диверсификации и транснационального  характера предприятий.

Принципы промышленной политики

1. Системность промышленной  политики: проблемы - ценности и критерии - меры и решения - механизм  реализации - обратная связь.

2. Рефлексивность промышленной политики, т.е. целенаправленность управленческого ответа на реальные вызовы и проблемы.

3. Отказ от преобладания  в решениях проблем промышленной  политики нагрузки на бюджет. Вскрытие всех возможных ресурсов.

4. Постоянный диалог в  режиме прямой и обратной связи  между властью и бизнесом.

5. Промышленная политика  как постоянная активная управленческая (цели, ресурсы, механизмы, субъекты  и объекты) деятельность государственной  власти.

6. Сдерживание инфляционных  процессов.

7. Активный межотраслевой  и межсекторальный перелив капиталов на основе баланса интересов развития взаимодействующих отраслей и секторов.

8. Баланс текущих и стратегических  приоритетов.

9. Государство и бизнес в хозяйственной деятельности равноправны.

10. Рачительное сохранение  существующих промышленных комплексов, использование имеющихся в России  преимуществ в отдельных отраслях.

Субъекты промышленной политики

1. Государство.

2. Крупный бизнес.

3. Регионы.

4. Промышленные объединения  и союзы, Торгово-промышленная  палата РФ.

Этапность промышленной политики (важнейшие задачи)

I. Текущий этап.

1. Создание механизмов государственного управления и реализации промышленной политики.

2. Создание механизмов воспроизводства в промышленности.

II. Стратегический этап.

1. Введение в действие инструментария промышленной политики. Структурная перестройка промышленности.

2. Переход к устойчивому экономическому развитию.

Оценка политики правительства

1. Промышленная политика  как системная программа и  системный набор действий и  мер промышленного развития не  носит приоритетного характера.

2. Как системная политика  доминируют методы финансовой  стабилизации и либерализации  экономики, не обеспечивающие  потребностей экономического развития.

3. Внедрение промышленной  политики означает существенную  корректировку доминирующей экономической  парадигмы правительства.

Промышленная политика страны неотрывна от политического и  макроэкономического контекста. Больше того, в значительной своей части  она пересекается с указанными полями государственно-управленческой деятельности.

Заключение

Рыночная трансформация  экономики России и ее регионов принципиально изменила роль государства как хозяйствующего субъекта и как регулятора. Оно перестало быть практически единственным собственником ресурсов производства и его результатов, общественно-экономическим центром, определяющим основные параметры развития экономики на макро-, мезо - и микроуровнях. Однако переход к рынку не означает отрицания регулирующей роли государства в экономической сфере. В современных условиях оно представляет собой единственный рыночный субъект, наделенный функцией властного органа, т.е. располагающий правом и силой для административного (внеэкономического) вмешательства в экономику. Это означает, что механизм саморегулирования, присущий "свободному рынку", должен сочетаться с государственным регулированием.

Развитие экономической  теории в XX веке объединило ученых-экономистов  ведущих школ в понимании того, что регулирующее воздействие государства  на рыночные отношения необходимо. Однако дискуссионными остаются проблемы адекватности применяемых в процессе государственного регулирования мер  и методов воздействия,

во-первых, специфике экономического развития государства;

во-вторых, рыночной конъюнктуре  конкретного периода;

в-третьих, внешнем окружению; в-четвертых, внутренним и внешним стратегическим целям конкретной общественной социально-экономической системы государства.

Каждое государство выполняет  функции регулирования в разной мере, в зависимости от состояния  экономики, внешнего окружения, уровня развития.

В сложный момент финансового  кризиса в экономике России необходим  синтез инициатив частного бизнеса, точных скоординированных макроэкономических и отраслевых решений федерального правительства. Всему этому должно предшествовать создание прозрачного, доступного общественности, согласованного с нею национального документа  необходимого уровня, не ниже президентского и правительственного решения, по промышленной политике в Российской Федерации.


Информация о работе Промышленная политика России