Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 03:34, реферат
В последнее время все более актуальной, и это подтверждается дискурсом, в котором участвуют промышленная, научная, политическая общественность, федеральные промышленные министерства, становится проблема разработки осмысленной промышленной политики в Российской Федерации. С чем связано обострение внимания к этому вопросу? Десятилетний период экономических реформ в стране осуществлялся по модели примата финансовых инструментов. Ставилась практически единственная задача финансовой стабилизации, как условия массированного притока в экономику России иностранного и частного капитала. Одновременно решались задачи институциональных преобразований форм собственности, либерализации внешнеэкономической деятельности.
Система целей:
1. Создание общественно-
2. Стимулирование внутреннего спроса.
3. Стимулирование рыночных механизмов обеспечения:
финансовых ресурсов (оборотных и инвестиционных);
разведки месторождений полезных ископаемых;
науки, НИОКР, новых технологий, роялти;
кадров.
4. Создание регионально-
5. Решение специфических
региональных промышленных
6. Экономический пакт бизнеса и государства (монопрофильные города, социальная проблематика).
7. Государственная поддержка экспорта.
8. Поддержка и приоритет
развития наукоемкой
9. Поддержка модернизации промышленности в переходный период (государственный лизинг, стимулирование внутреннего спроса, импортозамещение).
10. Стимулирование интеграции,
диверсификации и
Принципы промышленной политики
1. Системность промышленной политики: проблемы - ценности и критерии - меры и решения - механизм реализации - обратная связь.
2. Рефлексивность промышленной политики, т.е. целенаправленность управленческого ответа на реальные вызовы и проблемы.
3. Отказ от преобладания
в решениях проблем
4. Постоянный диалог в
режиме прямой и обратной
5. Промышленная политика
как постоянная активная
6. Сдерживание инфляционных процессов.
7. Активный межотраслевой и межсекторальный перелив капиталов на основе баланса интересов развития взаимодействующих отраслей и секторов.
8. Баланс текущих и
9. Государство и бизнес в хозяйственной деятельности равноправны.
10. Рачительное сохранение
существующих промышленных
Субъекты промышленной политики
1. Государство.
2. Крупный бизнес.
3. Регионы.
4. Промышленные объединения и союзы, Торгово-промышленная палата РФ.
Этапность промышленной политики (важнейшие задачи)
I. Текущий этап.
1. Создание механизмов государственного управления и реализации промышленной политики.
2. Создание механизмов воспроизводства в промышленности.
II. Стратегический этап.
1. Введение в действие инструментария промышленной политики. Структурная перестройка промышленности.
2. Переход к устойчивому экономическому развитию.
Оценка политики правительства
1. Промышленная политика как системная программа и системный набор действий и мер промышленного развития не носит приоритетного характера.
2. Как системная политика
доминируют методы финансовой
стабилизации и либерализации
экономики, не обеспечивающие
потребностей экономического
3. Внедрение промышленной
политики означает
Промышленная политика страны неотрывна от политического и макроэкономического контекста. Больше того, в значительной своей части она пересекается с указанными полями государственно-управленческой деятельности.
Рыночная трансформация экономики России и ее регионов принципиально изменила роль государства как хозяйствующего субъекта и как регулятора. Оно перестало быть практически единственным собственником ресурсов производства и его результатов, общественно-экономическим центром, определяющим основные параметры развития экономики на макро-, мезо - и микроуровнях. Однако переход к рынку не означает отрицания регулирующей роли государства в экономической сфере. В современных условиях оно представляет собой единственный рыночный субъект, наделенный функцией властного органа, т.е. располагающий правом и силой для административного (внеэкономического) вмешательства в экономику. Это означает, что механизм саморегулирования, присущий "свободному рынку", должен сочетаться с государственным регулированием.
Развитие экономической теории в XX веке объединило ученых-экономистов ведущих школ в понимании того, что регулирующее воздействие государства на рыночные отношения необходимо. Однако дискуссионными остаются проблемы адекватности применяемых в процессе государственного регулирования мер и методов воздействия,
во-первых, специфике экономического развития государства;
во-вторых, рыночной конъюнктуре конкретного периода;
в-третьих, внешнем окружению; в-четвертых, внутренним и внешним стратегическим целям конкретной общественной социально-экономической системы государства.
Каждое государство выполняет функции регулирования в разной мере, в зависимости от состояния экономики, внешнего окружения, уровня развития.
В сложный момент финансового
кризиса в экономике России необходим
синтез инициатив частного бизнеса,
точных скоординированных