Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 09:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие стратегического планирования;
Оценка технико-экономических ООО НПО «Электроаппарат»;
Совершенствование стратегическое планирование
ООО НПО «Электроаппарат»
Высшим органом управления является общее собрание учредителей, которое правомочно принимать решения по любым вопросам деятельности предприятия.
Текущее управление осуществляет директор, который назначается общим собранием участников предприятия и подотчетен ему.
По статусу ООО НПО «Электроаппарат» является субъектом малого предпринимательства и на него распространяется действия закона о поддержке малого бизнеса.
ООО НПО «Электроаппарат» является открытой системой, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей средой.
Для характеристики внешней среды организации рассмотрим ее основных конкурентов, покупателей и поставщиков.
Таблица 1
Основные поставщики ООО НПО «Электроаппарат»
№ п/п |
Наименование ресурса |
Поставщик |
Доля в общих поставках (%) |
1 |
Пустые металлические оболочки, стрелочные приборы |
ОАО «Электроприбор» |
35,5 |
2 |
Шкафы распределения и учета электроэнергии |
ОАО «ЧЭАЗ» |
22,1 |
3 |
Документация, чертежи |
ООО «НКУ Электроаппарат» |
11,1 |
4 |
Автоматические выключатели, пускатели и др. комплектующие |
ООО «Электрокомплект» |
8,0 |
5 |
Шкафы распределения и учета электроэнергии |
ООО «НПФ Электроаппарат» |
4,3 |
6 |
Комплектующие иностранного производства |
ЗАО «Шнейдер Электрик» |
3,7 |
7 |
Клемники |
ООО «Инпред-Электро» |
3,5 |
8 |
Готовая продукция |
ООО «Эста» |
3,5 |
9 |
Печатные платы |
ООО «Элпри» |
1,6 |
10 |
Комплектующие |
Прочие поставщики |
6,7 |
Таким образом, из таблицы следует, что основным поставщиком комплектующих за 2013 год является ОАО «Электроприбор», доля которого в общих поставках составляет 35,5%.
ООО НПО «Электроаппарат» заключило договор с ОАО «ЧЭАЗ», которое по предоставленным предприятием чертежам изготавливает готовую продукцию с последующей ее поставкой. Основную долю поставок составляют комплектующие изделия не только отечественного, но и иностранного производства. Все предприятия – поставщики являются производителями ресурсов, что в свою очередь сказывается на размере покупной цены. Можно с уверенностью сказать, что ООО НПО «Электроаппарат» ориентировано на осуществление прямых связей. В настоящее время наиболее необходимым для предприятия является изучение потребительского спроса. Основными клиентами предприятия ООО НПО «Электроаппарат» являются потребители продукции на следующих клиентурных рынках:
Так как ООО НПО «Электроаппарат» давно вышло за пределы местного рынка, то к его основным конкурентам можно отнести предприятия, расположенные в г. Чебоксары: ОАО «ЧЭАЗ», ЗАО «Электросила», ОАО «ВНИИР», а также предприятия ОАО «Октябрьский завод» в Башкирии, – ЭТМ в Самаре, ООО «Электрощит» в Казани.
Таблица 2
Основные конкуренты ООО «НПО Электроаппарат»
№ п/п |
Критерии |
ООО «НПО Электроаппарат» |
Конкуренты | ||
ОАО «ЧЭАЗ» |
ЗАО «Электросила» |
ОАО «ВНИИР» | |||
1. |
Уровень цен |
ниже среднего |
высокий |
низкий |
средний |
2. |
Ассортимент |
средний |
широкий |
узкий |
средний |
3. |
Количество новых разработок |
продукция обновляется постоянно |
продукция обновляется крайне редко |
продукция обновляется редко |
менее активная система обновления |
4. |
Система качества |
золотой знак качества на всю продукцию |
ISO 9000 |
- |
ISO 9000 |
5. |
Патенты на продукцию |
запатентована вся продукция |
внимание практически не уделяется |
- |
запатентована вся продукция |
6. |
Система взаимоотношений с покупателями |
прямые связи, перспективные долгосрочные отношения |
проведение семинаров и выставок |
с покупателями не держат постоянную связь |
проведение семинаров |
7. |
Механизм ценообразования |
гибкий |
не успевает за тенденциями на рынке |
гибкий |
менее гибкий |
8. |
Реклама |
менее активно |
активно |
- |
пассивно |
Таким образом, можно видеть, что предприятие ООО НПО «Электроаппарат» завоевало достаточно твердые позиции на локальном рынке. Наиболее сильным конкурентом выступает ОАО «ЧЭАЗ», но, будучи крупным предприятием, сильно уступает по таким критериям, как ценообразование, новые разработки и патентные качества продукции. Следует обратить внимание, что уровень цен ОАО «ЧЭАЗ» на большинство продукции значительно выше.
Серьезным конкурентом выступает также ОАО «ВНИИР», главным преимуществом которого является система качества ISO 9000. Практически по всем показателям ООО НПО «Электроаппарат» превосходит ЗАО «Электросила». Слабыми сторонами деятельности ООО НПО «Электроаппарат» выступают: неполная производственная оснащенность, нехватка технических кадров, слабая организация структуры прохождения документации.
Суммируя результаты можно сказать, что благодаря исследованию спроса и тенденций на рынке, осуществлению прямых связей с покупателями, предоставлению скидок, высокому качеству производимой продукции, а также большому количеству новых разработок ООО НПО «Электроаппарат» имеет возможность осуществлять наступательную стратегию развития, направленную на завоевание большей доли рынка.
Доля ООО НПО «Электроаппарат» на российском рынке составляет в настоящее время менее 1%. Для повышения этой доли осуществляются многочисленные семинары.
На данном этапе развития предприятие получает заказы из следующих регионов: Нижегородская область, Марийская Республика, Татария, Удмуртская Республика, Волгоградская область, Саратовская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Кировская область, Тюменская область, Свердловская область, Пермская область, Башкирия, Челябинская область.
Основные показатели деятельности ООО НПО «Электроаппарат»
Показатели |
2011г. |
2012 г. |
2013г. |
Темп изменения, % | |
2012 г. к 2011 г. |
2013 г. к 2012 г. | ||||
1. Выручка от реализации |
123650 |
139647 |
203252 |
164,38 |
145,55 |
2.Себестоимость реализованной |
86780 |
67097 |
111055 |
127,97 |
165,51 |
3. Прибыль от реализации |
36870 |
42333 |
34047 |
92,34 |
80,43 |
4. Чистая прибыль, тыс. руб. |
17680 |
32216 |
24934 |
141,03 |
77,39 |
5. Средняя заработная плата, руб. |
1985 |
2340 |
2534 |
127,68 |
108,29 |
6.Стоимость оборотных средств |
69340 |
70550 |
97236 |
140,23 |
137,83 |
7. Стоимость ОПФ, тыс. руб. |
186759 |
198706 |
200610 |
107,42 |
100,96 |
8. Фондоотдача, руб. |
0,66 |
0,70 |
1,013 |
153,48 |
144,71 |
9. Рентабельность продукции, % |
42,5 |
63,1 |
30,6 |
72 |
48,5 |
10. Рентабельность продаж, % |
29,8 |
30,3 |
16,75 |
56,2 |
55,3 |
Выручка от реализации имеет тенденцию роста, % к прошлым годам составил 164,38 и 145,55. Себестоимость продукции также увеличилась. По сравнению с 2011 годом темпы ее роста превысили темпы роста выручки, что отрицательно сказалось на величине прибыли как от продаж, так и чистой прибыли. При этом во всех периодах наблюдается рост основных фондов, что связано с процессом закупки основного оборудования. Рост стоимости оборотных средств на 37,83% в 2008 г. по сравнению с 2012 г. говорит об их нецелесообразном использовании и об излишках материальных запасов на складе, к которым относятся: комплектующие изделия, оснастка, провода, металл, упаковочные материалы, а также запасы готовых изделий.
Фондоотдача возросла примерно в 2 раза и составила 1,013 руб. Производство продукции и продажа являются рентабельными. Рентабельность продукции рассчитанная по величине прибыли от продажи имеют достаточно высокое значение в 2011 году, в 2012 году составила 30,6%, рентабельность продаж на конец 2013 года 16,75%, она также снизилась примерно в два раза, что связано, прежде всего, с сокращением величины прибыли от реализации продукции и ростом издержек производства.
2.2Оценка стратегического планирования ООО НПО «Электроаппарат»
Целью определения миссии предприятия является исследование и вычленение его назначения и «философии существования», что, в свою очередь, дает широкий набор направлений в собственно целеполагании. Для отечественных предприятий такая характеристика является принципиально новой, для фирм же промышленно развитых стран данный раздел стратегического плана является обязательным и разрабатывается очень детально.
Миссия предприятия представлена в виде отдельных утверждений, которые являются неким кодексом организации и определяют ее экономическую, социальную и управленческую «философию», экономические критерии прибыльности, производственной деятельности и качества товаров, стиля поведения внутри организации, подбор и расстановку кадров и, наконец, такое понятие, как «имидж». Причем не обязательно миссия предприятия должна быть выражена явно и оформлена в виде конкретного документа. Это может быть и просто броский девиз.
В наиболее упрощенном виде построение миссии может быть рассмотрено как «технологический системный взгляд с позиций бизнес-инжиниринга».
Вообще говоря, с учетом влияния на миссию всей иерархии надсистем система координат будет в общем случае N-мерной. Например, четвертая ось - «можно» будет отражать политические, экономические, технологические и социальные ограничения макроокружения компании. Однако их влияние, как правило, будет незначительным и до поры им можно будет пренебречь, сосредоточившись на наиболее существенных факторах рыночного окружения.
Остановимся подробнее на основных элементах, которые должны быть отражены в миссии предприятия.
Как правило, миссия предприятия имеет в своем составе ряд элементов.
Первый элемент миссии предприятия - базовые направления - включает в себя:
Указанные направления могут или взаимодополнять, или взаимо-исключать друг друга. Очевидно, что первый случай является оптимальным, хотя в практической деятельности предприятия это случается редко. Второй вариант также маловероятен, поскольку предполагает неустойчивое положение предприятия на рынке, вытеснение его конкурентами, и в качестве элемента миссии первичного хозяйственного звена принят быть не может. Чаще всего выбирается компромиссный вариант, когда соотношение базовых направлений рассматривается как система из одного ведущего критерия и двух локальных.
Второй элемент миссии предприятия - рост и прибыльность - является исключительно важным для предприятия. Экономический рост достаточно важен для любого предприятия, поскольку он может обеспечить сохранение позиций предприятия на рынке. Кроме того, для того чтобы поддерживать свою относительную конкурентоспособность, предприятие должно развиваться, по крайней мере такими же темпами, как национальная экономика в целом.
Прибыльность как составляющая миссии предприятия чаще всего рассматривается как обеспечение его устойчивого развития. Причем важными являются не количественные характеристики массы полученной прибыли, а обеспечение баланса между дивидендами и «затратами будущих периодов», который может обеспечить как сохранность позиций на рынке, так и его дальнейшее развитие.
Третий элемент миссии предприятия - уровень и структура предпринимательства. Во многом они определяются владельцами предприятия и его высшим руководством.
Под уровнем предпринимательства понимается то или иное состояние экономической и производственной деятельности, которое считается приоритетным для предприятия на рассматриваемый промежуток времени.
Очевидно, что наиболее привлекательным для руководства предприятия является позиция для роста, однако цикличность развития национальной экономики, отрасли и предприятия может привести к замедлению роста или даже снижению объема продаж и прибыли, что может в корне изменить «деловую философию» предприятия и, таким образом, повлиять на выработку миссии предприятия.
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии ООО НПО «Электроаппарат»