Стратегические цели стандартизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

На этапе становления и развития стандартизации в России она преследовала интересы государства и финансировалась исключительно за счет средств федерального бюджета.
Происходящие в настоящее время на мировой арене перемены коснулись как экономики, так и стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

Оглавление

Стратегические цели стандартизации
5
2. Современное состояние системы стандартизации 8
2.1. Законодательные и нормативные основы стандартизации 8
2.2. Организационно-функциональная структура 10
2.3. Международная и региональная стандартизация 12
2.4. Структура и состав документов национальной системы стандартизации 12
2.5. Экономические основы стандартизации 13
3.
Предпосылки реформирования системы стандартизации
15
3.1. Новые социально-экономические условия 15
3.2. Изменение административной системы 15
3.3. Интеграция России в международное экономическое пространство 16
3.4. Реформа технического регулирования 17
3.4.1. Изменение статуса стандартов 17
3.4.2. Исключение отраслевых стандартов из состава документов по стандартизации 18
3.4.3. Роль национальных стандартов в содействии соблюдения требований технических регламентов 18
3.5. Проблемы существующей системы стандартизации 19
4.
Основные задачи реформирования системы стандартизации
21
5. Направления реформирования системы стандартизации 22
5.1. Функциональные и структурные преобразования системы 22
5.2. Развитие законодательных основ стандартизации 23
5.3. Реформирование экономических основ стандартизации 25
5.4. Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации
26
5.5. Расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации
28
5.6. Развитие федерального фонда стандартов 30
5.7. Развитие информационного обеспечения в области стандартизации 31
5.8. Усиление взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации 32
6.
Этапы реформирования системы стандарти

Файлы: 1 файл

курсач по эгимсу.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

     В целях обеспечения баланса интересов  по определению приоритетов и  целей стандартизации, контроля за деятельностью национального органа по стандартизации необходимо создание общественного совета по стандартизации, включающего представителей федеральных органов исполнительной власти, Российской Академии наук, общественных объединений предпринимателей и потребителей, научно-технических обществ, который должен давать рекомендации по стратегическим вопросам развития стандартизации.

     Процессы  разработки стандартов и их распространения  должны быть пересмотрены с тем, чтобы  обеспечить максимальное использование  электронных средств, предоставляющих возможность ускорения работ при сокращении затрат и делающих доступ к информации по стандартам более удобным и надежным. Национальный орган по стандартизации и разработчики стандартов должны применять новые информационные системы и виды информационных изданий в области стандартизации, которые отвечают потребностям современных потребителей.

     Структура национальной системы стандартизации должна обеспечивать экономически эффективную  модель планирования, разработки, принятия и распространения национальных стандартов.

    5.2. Развитие законодательных  основ стандартизации

     В Федеральном законе «О техническом  регулировании» не полностью отражены системные вопросы стандартизации. Например, в нем узко дается определение  самой системы стандартизации. Понятие  «система» интерпретируется, как совокупность документов по стандартизации, без учета ее участников и правил функционирования.

     Не  решен законодательно вопрос защиты прав собственности на национальные стандарты, который позволил бы построить  эффективную систему распространения стандартов и повысить ответственность за их распространение.

     В бюджетном законодательстве отсутствует  механизм «возвратного финансирования» работ по  стандартизации, что делает невозможным использование  средств, получаемых от продаж стандартов, финансируемых из государственного бюджета, на дальнейшее развитие работ по стандартизации.

     Требуют юридической и экономической  проработки вопросы  применения в стандартах патентованных технических решений, отнесения работ по стандартизации к научно-исследовательским работам и затрат на разработку стандартов к себестоимости продукции.

     Законодательством не предусмотрено бюджетное финансирование работ по международной и межгосударственной стандартизации, что делает нелигитимным бюджетные затраты на эти работы, замедляет интеграционные процессы между странами и ставит под угрозу срыва международные соглашения в области стандартизации и технического регулирования.

     В соответствии с международной практикой  в законодательных актах и  нормативно правовых документах необходимо обеспечить приоритетное применение органами различных ветвей власти и государственным контролем национальных стандартов, как «общественных документов», принятых на основании консенсуса всех заинтересованных сторон, в том числе при разработке и применении технических регламентов.

     Обобщая вышеперечисленные проблемы, можно  констатировать, что для продвижения  реформ в области стандартизации необходимо внести изменения в Федеральные  законы «О техническом регулировании», «О бюджете Российской Федерации», «Об авторском праве и смежных правах» «О государственных закупках».

    5.3. Реформирование экономических  основ стандартизации

     Основой экономической деятельности по стандартизации являются бюджетные и внебюджетные источники финансирования. Бюджетные  средства, выделяемые на стандаризацию, направляются на выполнение приоритетных государственных задач. Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование работ, проводимых национальными органами по стандартизации, составляет в среднем от 20 % до 40 %.

     Внебюджетные источники, как правило, формируются за счет средств, получаемых национальными органами по стандартизации от реализации стандартов и других  смежных видов деятельности, а также от заинтересованных организаций в  любой разрешенной законодательством форме.

     Учитывая, что национальные органы по стандартизации, как правило, имеют статус некоммерческих организаций, средства поступают также  в виде членских взносов. Кроме того, часть расходов  на разработку стандартов компенсируется заинтересованными сторонами за счет оплаты работы своих специалистов в технических комитетах по стандартизации.

     Дополнительные  средства Национальный орган по стандартизации может получать за счет обучения и  повышения квалификации специалистов, издательской деятельности и других услуг, предоставляемых им на рынке.

     Постепенный переход на современную экономическую  модель стандартизации выявил направление, которое необходимо учитывать при  планировании работ по стандартизации. Прогнозирование рынка стандартов и изучение спроса на них должны стать в ближайшее время необходимыми составляющими работ по стандартизации. Без реальной картины структуры и объемов продаж национальных стандартов невозможно осуществлять переход к функционированию в рыночных условиях.

     Увеличить экономическую заинтересованность предприятий в работах по стандартизации можно за счет отнесения этого вида деятельности к научно-исследовательским работам, а затрат на разработку стандартов - на себестоимость продукции.

    5.4. Усиление роли  национальной стандартизации  в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации

     Стандартизация  является ключевым фактором поддержки  целого ряда направлений государственной  политики. Стандартизация способствует развитию добросовестной конкуренции  и повышению качества инноваций в сферы, регулируемые государством, снижению необоснованных технических барьеров в торговле, повышению уровня защиты интересов потребителей, охраны окружающей среды, экономии всех видов ресурсов и др.

     Для государства стандартизация является важнейшим элементом технического регулирования. Национальные и международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов и содействия соблюдению их требований. Национальные стандарты содержат методики измерений и испытаний, которые могут применяться при оценке соответствия требованиям технических регламентов. Поэтому государство должно способствовать установлению связей между техническими регламентами и национальными стандартами, поддерживать и обеспечивать совершенствование работ в области национальной стандартизации.

     Использование национальных стандартов в конкурсах  на закупки для государственных  нужд повышает эффективность государственных  поставок продукции, работ и услуг.

     Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти целесообразно использовать национальные стандарты при установлении своих нормативов и проводить политику, направленную на расширение применения национальных стандартов, разработанных на основе консенсуса, через существующее партнерство государственного и частного секторов, прежде всего в области безопасности, защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды.

     Федеральным органам исполнительной власти и  их подведомственным организациям необходимо участвовать в разработке национальных стандартов, чтобы иметь возможность устанавливать технические требования, которые удовлетворяют общественным целям и интересам национальной экономики.

     Государству необходимо предпринять значимые действия, чтобы в условиях добровольного  применения национальных стандартов поддержать национальную систему стандартизации.

     Правительство Российской Федерации возлагает  на Национальный орган по стандартизации функции управления и координации  деятельности в области стандартизации, участвует в создании требуемых условий для разработки и применения национальных стандартов, необходимых для обеспечения, в первую очередь, национальных интересов России, выполнения международных обязательств, обеспечения деятельности органов государственной власти в области национальной стандартизации.

     Национальному органу по стандартизации необходимо разработать механизмы участия  заинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизации и осуществлять активную координацию  деятельности между разработчиками стандартов в России, чтобы гарантировать соблюдение принципов открытости, равных возможностей, надлежащих процедур и консенсуса.

     Государство обеспечивает финансирование разработки тех национальных стандартов, которые  в первую очередь используются для  исполнения государственных функций и оказания государственных услуг.

     Приоритеты  разработки национальных стандартов за счет средств госбюджета должны отвечать текущим и перспективным задачам  социально-экономического развития страны. При формировании ежегодных программ разработки стандартов ее бюджетная часть должна быть ориентирована, в первую очередь, на реализацию программных документов Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В общем виде приоритеты стандартизации должны обеспечивать поддержку развивающемуся техническому законодательству по направлениям, установленным в Федеральном законе «О техническом регулировании», развитию инновационных процессов, повышению уровня жизни населения различных социальных групп, конкурентоспособности отечественной экономики.

     Необходимо  усилить роль общероссийских классификаторов  технико-экономической и социальной информации при создании государственных  информационных систем и информационных ресурсов и их использование при  межведомственном информационном обмене. Одной из первоочередных задач является разработка новых общероссийских классификаторов на основе их гармонизации с международными классификациями и пересмотр устаревших классификаторов с целью проведения единых статистических сопоставлений на национальном и международном уровнях.

     Государству и Национальному органу по стандартизации необходимо разъяснять важность участия  промышленности, как в национальной, так и в международной стандартизации.

    5.5. Расширение участия  промышленности и  общества в процессах международной и национальной стандартизации

     В целях реализации потенциальных  социально-экономических преимуществ  стандартизации, включая содействие малому и среднему бизнесу и поддержку  интересов производителей, потребителей, Национальный орган по стандартизации должен выработать механизмы более активного привлечения к разработке стандартов представителей органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Они могут участвовать в разработке национальных стандартов или заказывать необходимые для них национальные стандарты, в том числе финансируя эту работу, а также направлять свои предложения и замечания по проектам стандартов в части защиты своих интересов и защиты прав потребителей. Их представители могут входить в состав общественного совета по стандартизации и соответствующих технических комитетов по стандартизации.

     Процесс сотрудничества между промышленностью, органами исполнительной власти и потребителями  должен обеспечить согласованные единые взгляды и позиции России на международном уровне.

     Национальному органу по стандартизации и разработчикам  стандартов следует проанализировать степень участия промышленности и потребителей в соответствующих  технических комитетах, определить, представлены ли они должным образом, и разработать механизмы повышения эффективности их участия.

     Изготовители, поставщики и потребители продукции, использующие стандарты, должны получать преимущества за счет сокращения затрат на разработку технической документации, сокращения номенклатуры продукции, материалов и применяемых средств технологического оснащения, технологической оснастки и испытательного оборудования. Представители промышленности получают конкурентные преимущества, включая в стандарты показатели достигнутого ими качества продукции.

     Органы  государственного надзора за соблюдением  требований технических регламентов  участвуют в разработке национальных стандартов, направляя свои предложения  и замечания по проектам стандартов для учета в проектах стандартов требований технических регламентов.

Информация о работе Стратегические цели стандартизации