Стратегические цели стандартизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

На этапе становления и развития стандартизации в России она преследовала интересы государства и финансировалась исключительно за счет средств федерального бюджета.
Происходящие в настоящее время на мировой арене перемены коснулись как экономики, так и стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

Оглавление

Стратегические цели стандартизации
5
2. Современное состояние системы стандартизации 8
2.1. Законодательные и нормативные основы стандартизации 8
2.2. Организационно-функциональная структура 10
2.3. Международная и региональная стандартизация 12
2.4. Структура и состав документов национальной системы стандартизации 12
2.5. Экономические основы стандартизации 13
3.
Предпосылки реформирования системы стандартизации
15
3.1. Новые социально-экономические условия 15
3.2. Изменение административной системы 15
3.3. Интеграция России в международное экономическое пространство 16
3.4. Реформа технического регулирования 17
3.4.1. Изменение статуса стандартов 17
3.4.2. Исключение отраслевых стандартов из состава документов по стандартизации 18
3.4.3. Роль национальных стандартов в содействии соблюдения требований технических регламентов 18
3.5. Проблемы существующей системы стандартизации 19
4.
Основные задачи реформирования системы стандартизации
21
5. Направления реформирования системы стандартизации 22
5.1. Функциональные и структурные преобразования системы 22
5.2. Развитие законодательных основ стандартизации 23
5.3. Реформирование экономических основ стандартизации 25
5.4. Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации
26
5.5. Расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации
28
5.6. Развитие федерального фонда стандартов 30
5.7. Развитие информационного обеспечения в области стандартизации 31
5.8. Усиление взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации 32
6.
Этапы реформирования системы стандарти

Файлы: 1 файл

курсач по эгимсу.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Глобализация  торговых отношений на международной  арене, связанное с этим расширение участия стран в экономических  и таможенных союзах, в частности, предстоящее вступление России во Всемирную  торговую организацию (ВТО), Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие международные организации, расширение европейского экономического, являются предпосылками дальнейшего реформирования национальной системы стандартизации. Присоединение России к Кодексу установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, и соответственно, принятие основополагающих документов международных организаций по стандартизации, потребует максимальной гармонизации законодательных и нормативных основ стандартизации в России с международной практикой.

Необходимо  обеспечить максимальное участие России в разработке международных классификаторов  и применение в национальных классификаторах  технико-экономической и социальной информации международных классификационных группировок.     
 
 
 

     3.4. Реформа технического  регулирования 

    3.4.1. Изменение статуса  стандартов

     Наиболее  существенным различием между отечественной  и международной практикой стандартизации являлся статус государственных стандартов. В большинстве развитых стран стандарты применяются на добровольной основе, тогда как в России требования целого ряда государственных стандартов являются обязательными (до принятия соответствующих технических регламентов).   Федеральным законом «О техническом регулировании» положено начало для устранения этих различий - в практику стандартизации введены добровольные для применения национальные стандарты.

     Отдельного  рассмотрения требует правовая проблема, связанная с изменением статуса стандартов с обязательного на добровольный. С одной стороны, Федеральное агентство, выполняя требования закона, утверждает только национальные стандарты добровольные для применения. С другой стороны, новые или разработанные взамен ранее действовавших ГОСТ или ГОСТ Р национальные стандарты могут быть направлены на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, или других целей закона (Федеральный закон  № 184 “О техническом регулировании” ст.46, п.1) и должны сохранять обязательный статус до введения в действие технических регламентов, так как их применение является основой для соблюдения производителями и поставщиками продукции требований безопасности, регламентированных  правительственными постановлениями. Следует подчеркнуть, что международной практике не противоречит обязательное  конкретных стандартов в сфере действия правовых документов (законов, указов, постановлений, договоров, контрактов).

     Изменение статуса стандартов требует пересмотра основополагающих документов национальной системы стандартизации, которое проводится Федеральным агентством и будет завершено в 2006 году.

    3.4.2. Исключение отраслевых  стандартов из  состава документов  по стандартизации

     Федеральный закон «О техническом регулировании» исключил из состава документов по стандартизации отраслевые стандарты. Вместе с тем, количество и значение отраслевых стандартов для производителей остаются весьма существенными. Необходимо сохранить положения и требования целого ряда отраслевых стандартов, применяемых для развития и функционирования отдельных секторов промышленности. Предстоит решить, в какой форме они могут продолжить свое существование – в качестве национальных стандартов или стандартов организаций. Федеральные органы исполнительной власти совместно с ассоциациями (союзами) производителей должны принять согласованные решения по этому вопросу и организовать работу. Дальнейшее развитие системы стандартов организаций создаст основу для развития национальной системы стандартизации, так как апробированные на практике стандарты организаций, отслеживающие быстро меняющиеся требования рынка, при необходимости могут быть приняты в качестве национальных стандартов. Разрабатываются принципы ускоренного принятия стандартов организаций в качестве национальных стандартов.

    3.4.3. Роль национальных  стандартов в  содействии соблюдению  требований технических регламентов

      Федеральный закон «О техническом регулировании» установил взаимосвязь технических  регламентов и национальных стандартов. Учитывая, что стандартизация осуществляется, в том числе в целях повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, экологической безопасности и содействия выполнению требований технических регламентов, необходимо максимально использовать широко применяемые в промышленности и товарообороте национальные стандарты в качестве доказательной базы соответствия продукции требованиям технических регламентов.

      Кроме того, в процессе применения технических  регламентов необходимо приоритетное использование стандартизованных  методов исследований (испытаний) и  измерений, правил отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений и других документов государственной системы измерений. При наличии национальных стандартов по методам испытаний, гармонизированных с международными стандартами, разработка иных методов испытаний может привести к появлению новых технических барьеров в торговле.

      Новая функция национальных стандартов должна быть реализована в национальной системе стандартизации.

      Вместе  с тем, учитывая добровольный статус стандартов, они не могут служить  единственно возможным доказательством соответствия и препятствовать применению иных доказательств такого соответствия.

    3.5. Проблемы существующей системы стандартизации

     Существующие  проблемы стандартизации во многом обусловлены  переходным периодом реформирования в  области технического регулирования  и являются сдерживающим фактором в  достижении поставленных перед стандартизацией  стратегических целей.

     В первую очередь, это относится к низкой эффективности стандартов для экономики страны из-за отставания научно-технического уровня стандартов от современных достижений науки и техники и замедления темпов  гармонизации национальных стандартов с международными стандартами.

     Наблюдается также устойчивая тенденция снижения качества разработки национальных стандартов в результате отсутствия серьезных научных исследований  в  области  стандартизации и притока новых профессиональных кадров, как в технические комитеты, так и в научно-исследовательские организации по стандартизации.

     Низкая  активность промышленности и общественных кругов в национальной и международной  стандартизации, низкая управляемость  секретариатами технических комитетов  привели к тому, что стандарты  не всегда являются документами требуемого уровня консенсуса.

     В результате национальные стандарты  как инструмент технического регулирования  не получили надлежащей оценки при  разработке стратегий экономического развития Российской Федерации, формировании и реализации федеральных целевых программ, организации закупок для государственных нужд, реализации программ государственного кредитования и обязательного страхования.

     Снижение  участия России в разработке международных  стандартов привело к тому, что  в них в должной мере не отражены интересы России, что затрудняет продвижение отечественных технологий и наукоемкой продукции на мировые рынки.

     Низкий  уровень обновления фонда национальных стандартов объясняется отсутствием  ряда факторов и в первую очередь:

      авторского  права на стандарты и их распространение;

      эффективного  экономического механизма разработки стандартов.

     В результате стоимость стандартов определяется исключительно себестоимостью их издания  и распространения и не учитывает  затраты на их разработку, что практически  не позволяет осуществлять разработку стандартов за счет средств, получаемых от их распространения. Кроме того, механизм «возвратного финансирования» процесса разработки национальных стандартов отсутствует в бюджетном законодательстве.

     Тот факт, что около 80 % действующих сегодня в России стандартов фактически являются межгосударственными стандартами, сроки обновления которых существенно превосходят сроки разработки и обновления национальных российских стандартов, и лишь 20 % фонда составляют национальные стандарты Российской Федерации, принятые в одностороннем порядке Россией для обеспечения своих национальных интересов, приводит к тому, что фонд российских стандартов не в должной мере обеспечивает потребности промышленности.

     Устаревшая  система распространения национальных стандартов не позволяет обеспечить их оперативное предоставление заинтересованным сторонам и организовать учет востребованности национальных стандартов.

4. Основные задачи  реформирования системы стандартизации

Для эффективного реформирования национальной системы стандартизации с целью реализации ее стратегических задач необходимо решить следующие вопросы:

     1. Усилить роль и повысить авторитет  России в международной (региональной) стандартизации.

2. Обеспечить  эффективное применение методов  и средств стандартизации для содействия успешному развитию секторов экономики с высоким потенциалом развития и роста, повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции, работ и услуг.

     3. Позиционировать национальный стандарт  как «общественный продукт», принятый на основе консенсуса и отражающий баланс интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

     4. Обеспечить создание национальной  системы стандартизации, адаптивной  к требованиям и запросам изменяющегося мира и рынка.

5. Обеспечить  приоритетное использование национальных  стандартов для обеспечения национальных  интересов России, выполнения международных  обязательств и поддержки социально-экономической  государственной политики.

6. Создать механизм приоритетной разработки национальных стандартов, применяемых для содействия соблюдению требований  технических регламентов, направленных на повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвращение возможности террористических актов, а также охрану труда, экологию, информационную и техническую совместимость.

     7. Обеспечить применение при разработке  стандартов системных методов  программно-целевого планирования, учет взаимопроникающих требований и методов различных отраслей знаний и видов техники с целью достижения консенсуса и снятия технических барьеров на рынке.

     8. Провести оптимизацию правил  и процедур разработки и принятия  национальных стандартов, структуры  национальной системы стандартизации и функций ее участников с использованием международного опыта. Повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов. Поощрять прямое применение международных и межгосударственных стандартов.

9. Обеспечить прозрачность и привлекательность для общества стандартизации, как средства, позволяющего достигнуть существенного социально-экономического эффекта и обеспечивающего баланс интересов всех заинтересованных сторон.

     10. Обеспечить создание экономической  модели национальной системы стандартизации, адекватной новым экономическим условиям, обеспечивающей привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию.

     11. Повысить эффективность межгосударственной  стандартизации.

5. Направления реформирования системы стандартизации

    5.1. Функциональные и  структурные преобразования  системы

     Появление новых целей и функций стандартизации, изменение статуса национальных стандартов приводит к необходимости  проведения структурных изменений  национальной системы стандартизации, а также изменений функций ее участников.

     Необходимым условием является достижение бизнес-сообществом  понимания необходимости и эффективности  национальной стандартизации и финансовая поддержка работ по национальной стандартизации, создание государством экономических рычагов, усиливающих  мотивацию бизнес-сообщества  по участию в этой деятельности.

Информация о работе Стратегические цели стандартизации