Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа
На этапе становления и развития стандартизации в России она преследовала интересы государства и финансировалась исключительно за счет средств федерального бюджета.
Происходящие в настоящее время на мировой арене перемены коснулись как экономики, так и стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.
Стратегические цели стандартизации
5
2. Современное состояние системы стандартизации 8
2.1. Законодательные и нормативные основы стандартизации 8
2.2. Организационно-функциональная структура 10
2.3. Международная и региональная стандартизация 12
2.4. Структура и состав документов национальной системы стандартизации 12
2.5. Экономические основы стандартизации 13
3.
Предпосылки реформирования системы стандартизации
15
3.1. Новые социально-экономические условия 15
3.2. Изменение административной системы 15
3.3. Интеграция России в международное экономическое пространство 16
3.4. Реформа технического регулирования 17
3.4.1. Изменение статуса стандартов 17
3.4.2. Исключение отраслевых стандартов из состава документов по стандартизации 18
3.4.3. Роль национальных стандартов в содействии соблюдения требований технических регламентов 18
3.5. Проблемы существующей системы стандартизации 19
4.
Основные задачи реформирования системы стандартизации
21
5. Направления реформирования системы стандартизации 22
5.1. Функциональные и структурные преобразования системы 22
5.2. Развитие законодательных основ стандартизации 23
5.3. Реформирование экономических основ стандартизации 25
5.4. Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации
26
5.5. Расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации
28
5.6. Развитие федерального фонда стандартов 30
5.7. Развитие информационного обеспечения в области стандартизации 31
5.8. Усиление взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации 32
6.
Этапы реформирования системы стандарти
Научно-исследовательские работы в области стандартизации проводятся по заказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. № 1156 «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок».
Порядок
разработки, принятия, введения в действие,
ведения и применения общероссийских
классификаторов технико-
Стандартизация оборонной продукции является составной частью национальной системы стандартизации. Особенности стандартизации оборонной продукции необходимо установить специальным постановлением Правительства Российской Федерации.
К документам, на основе которых строится национальная система стандартизации, также относятся:
документы международных организаций по стандартизации;
Кодекс
установившейся практики по
основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.
2.2. Организационно-функциональная структура
Организационно-
Национальный
орган по стандартизации;
научно-исследовательские
организации по стандартизации;
технические комитеты по стандартизации
Национальный
орган по стандартизации
Научно-исследовательские
организации по стандартизации,
вследствие экономических
Основным элементом системы, с помощью которой происходят формирование программы стандартизации, разработка стандартов и их экспертиза, являются технические комитеты по стандартизации (ТК). В 95 % случаев они образованы на базе головных институтов отраслей промышленности, которые в большинстве своем в настоящее время находятся в стадии реорганизации или приватизации. В состав технических комитетов на паритетных началах и добровольной основе входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, предприятий-изготовителей, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Федеральные органы исполнительной власти имеют возможность участвовать в разработке стандартов через своих представителей в ТК или делегируя в их состав специалистов подведомственных отраслевых научно-исследовательских институтов.
В
настоящее время
В
целом принципы формирования организационной
структуры национальной системы
стандартизации соответствуют российскому
законодательству и международной практике.
Однако, по численности аппарата управления,
уровню оснащенности техническими средствами,
умению работать на языке оригинала с
международными документами, наличию
навыков владения современными информационными
технологиями различия российской и международной
систем существенны и требуют перемен.
2.3. Международная и региональная стандартизация
В настоящее время развитые в промышленном отношении страны успешно отстаивают свои интересы на мировом рынке через активное участие в Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК) и Международном союзе электросвязи (МСЭ). Россия также является членом этих международных организаций по стандартизации.
Россия также участвует в деятельности региональных организаций по стандартизации, таких как Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ (МГС), Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН), является членом Азиатско-Тихоокеанского Комитета по стандартизации (ПАСК). Россию во всех вышеперечисленных организациях, за исключением МСЭ, представляет национальный орган по стандартизации.
Несмотря на то, что Россия участвует в большом количестве технических комитетов ИСО и МЭК, число секретариатов, закрепленных за Россией, составляет небольшой процент. В современных условиях этого явно недостаточно для реализации национальных интересов и обеспечения усиления позиции России на международном рынке.
Важным направлением международной деятельности в области стандартизации является двустороннее сотрудничество с национальными органами по стандартизации промышленно развитых стран, а также стран СНГ.
2.4. Структура и состав документов национальной системы стандартизации
В настоящее время в состав фонда документов национальной системы стандартизации входят национальные стандарты и стандарты организаций, правила стандартизации, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Фонд национальных стандартов содержит более 25000 документов, среди которых около 1500 национальных стандартов относятся к документам ограниченного доступа, направленным на повышение обороноспособности страны и защиту государственной тайны. Этот фонд является составной частью федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.
Многие годы по количественным показателям и распределению по основным промышленным секторам фонд российских государственных стандартов в основном соответствовал фонду международных стандартов и стандартов промышленно развитых стран Европы и США и тем задачам, для решения которых он создавался в рамках государственной системы стандартизации. Во времена распада бывшего СССР большая часть фонда государственных стандартов (более 20000 стандартов), перешла в разряд межгосударственных стандартов стран-участниц СНГ. Эти стандарты до сих пор являются основными нормативными документами, обеспечивающими поддержание торговых и экономических отношений между странами СНГ.
В
настоящее время темпы
2.5. Экономические основы стандартизации
Разработка и экспертиза национальных стандартов и проведение НИР в области стандартизации осуществляются за счет средств федерального бюджета, внебюджетного фонда, сформированного Федеральным агентством для поддержки и развития основных видов деятельности, и средств разработчиков стандартов.
В настоящее время финансирование 39 % тематики программы национальной стандартизации осуществляется за счет средств федерального бюджета и 61 % - за счет средств разработчиков и других источников, однако суммарное количество утверждаемых стандартов не обеспечивает требуемой динамики обновления фонда стандартов. Для поддержания фонда стандартов на современном научно-техническом уровне необходимо ежегодно обновлять не менее 10 % фонда действующих национальных стандартов.
За счет средств федерального бюджета финансируются также расходы на:
-
содержание аппарата
-
создание и ведение
-
разработку общероссийских
- уплату взносов в международные организации по стандартизации.
В последние годы из-за бюрократических проволочек Россия не может обеспечить своевременную уплату членских взносов в международные организации. Необходимо нормализовать этот процесс с целью сохранения Россией статуса активного члена во всех значимых для национальной экономики международных организациях по стандартизации.
Федеральным
законом «О техническом регулировании»
не предусмотрено бюджетное финансирование
работ по международной и межгосударственной
стандартизации, что делает нелигитимным
бюджетные затраты на эти работы, замедляет
интеграционные процессы между странами
и ставит под угрозу срыва международные
соглашения в области стандартизации
и технического регулирования. Целесообразно
выразить отношение к финансовому обеспечению
международной и межгосударственной стандартизации
в изменении к Федеральному закону «О
техническом регулировании».
3. Предпосылки
реформирования системы
3.1. Новые социально-экономические условия
Изменения в укладе российской экономики, проявляющиеся в смене форм собственности большинства предприятий, появлении открытых рынков товаров и услуг, необходимости участия предприятий в международном разделении труда, введении новых элементов рыночного регулирования в производственной сфере, существенном ускорении процессов модернизации продукции, являются основными предпосылками реформирования национальной системы стандартизации.
Действующая национальная система стандартизации не в полной мере обеспечивает необходимые темпы промышленного роста и требуемый уровень вовлечения результатов научно-технического прогресса в экономику. Реализация поручения Президента Российской Федерации по увеличению в 2 раза валового внутреннего продукта России также предусматривает увеличение экономической эффективности национальной стандартизации.
3.2. Изменение административной системы
Происходящее
в настоящее время
Это не может быть осуществлено без изменения организационно-правовых форм деятельности организаций по стандартизации и механизмов экономической поддержки и стимулирования разработки и применения национальных стандартов.
3.3. Интеграция России в мировое экономическое пространство
Существующая в России практика национальной стандартизации в значительной степени соответствует международным нормам и правилам, общероссийский классификатор стандартов также гармонизирован с международным классификатором стандартов, однако современный уровень национальной стандартизации не позволяет обеспечить в полной мере учет национальных интересов при разработке международных стандартов и необходимый для промышленности и торговли уровень гармонизации российских стандартов с международными стандартами .