Стратегические цели стандартизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

На этапе становления и развития стандартизации в России она преследовала интересы государства и финансировалась исключительно за счет средств федерального бюджета.
Происходящие в настоящее время на мировой арене перемены коснулись как экономики, так и стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

Оглавление

Стратегические цели стандартизации
5
2. Современное состояние системы стандартизации 8
2.1. Законодательные и нормативные основы стандартизации 8
2.2. Организационно-функциональная структура 10
2.3. Международная и региональная стандартизация 12
2.4. Структура и состав документов национальной системы стандартизации 12
2.5. Экономические основы стандартизации 13
3.
Предпосылки реформирования системы стандартизации
15
3.1. Новые социально-экономические условия 15
3.2. Изменение административной системы 15
3.3. Интеграция России в международное экономическое пространство 16
3.4. Реформа технического регулирования 17
3.4.1. Изменение статуса стандартов 17
3.4.2. Исключение отраслевых стандартов из состава документов по стандартизации 18
3.4.3. Роль национальных стандартов в содействии соблюдения требований технических регламентов 18
3.5. Проблемы существующей системы стандартизации 19
4.
Основные задачи реформирования системы стандартизации
21
5. Направления реформирования системы стандартизации 22
5.1. Функциональные и структурные преобразования системы 22
5.2. Развитие законодательных основ стандартизации 23
5.3. Реформирование экономических основ стандартизации 25
5.4. Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации
26
5.5. Расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации
28
5.6. Развитие федерального фонда стандартов 30
5.7. Развитие информационного обеспечения в области стандартизации 31
5.8. Усиление взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации 32
6.
Этапы реформирования системы стандарти

Файлы: 1 файл

курсач по эгимсу.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

     Органы  по сертификации и испытательные  лаборатории (центры) участвуют в  разработке национальных стандартов, направляя свои предложения и  замечания по проектам стандартов в  части установления требований к  объектам технического регулирования, а также методов испытаний продукции для целей подтверждения соответствия

     5.6. Развитие федерального  фонда стандартов

     Для повышения эффективности национальной стандартизации необходимо обеспечить динамику обновления фонда национальных стандартов не ниже 10 % в год. Это позволит приблизиться к уровню обновления международных стандартов и стандартов промышленно- развитых стран.

     Приоритетность  разработки национальных стандартов должна соответствовать национальным интересам  России и развитию ее торговых отношений на международной арене. Для этого приоритеты национальной стандартизации должны учитывать стратегические цели международных и региональных организаций по стандартизации, в том числе на уровне ЕЭК ООН. К числу приоритетов также должно быть отнесено применение в качестве национальных стандартов международных и региональных стандартов, в наибольшей степени влияющих на развитие торговых отношений между Россией и ее основными торговыми партнерами.

     Необходимо  повысить эффективность планирования разработки стандартов и поддержания фонда национальных стандартов в актуализированном состоянии.

     С этой целью Национальному органу по стандартизации и разработчикам  стандартов необходимо провести ревизию  действующего фонда стандартов с  целью отмены устаревших и неэффективных стандартов.

     Фонд  национальных стандартов должен, с  одной стороны, обеспечивать повышение  защиты жизни и здоровья, охраны окружающей среды и способствовать повышению конкурентоспособности  отечественной продукции. С другой стороны, фонд должен обеспечивать основу для разработки технических регламентов и доказательную базу подтверждения соответствия их требований.

     Особое  внимание следует уделить повышению  темпов обновления фонда межгосударственных стандартов за счет применения международных  стандартов.

     В целях сохранения положений и  требований целого ряда отраслевых стандартов, применяемых для развития и функционирования отдельных секторов промышленности, необходимо решить, в какой форме  они могут продолжить свое существование  – в качестве национальных стандартов или стандартов организаций. Федеральные органы исполнительной власти совместно с ассоциациями (союзами) производителей должны принять согласованные решения по этому вопросу и организовать работу совместно с национальным органом по стандартизации.

     Национальному органу по стандартизации необходимо также обеспечить разработку и применение новых видов документов по стандартизации, включающих рекомендации, руководства, Своды правил,  технические требования и технические отчеты.

Перспективой  развития работ по общероссийским классификаторам является разработка Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), построенного на основе гармонизации с аналогичной классификацией Европейского Союза. С введением этого документа предусмотрена отмена общероссийских классификаторов  продукции (ОКП), услуг населению (ОКУН), видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

Кроме того, должно осуществляться проведение постоянных работ по обеспечению федеральными органами исполнительной власти работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений с учетом предложений бизнес-сообщества и общественных организаций.

    5.7. Развитие информационного  обеспечения в  области стандартизации

     Для успешного выполнения задач стандартизации информационное обеспечение национальной системы стандартизации должно осуществляться в соответствии с принципами:

     - доступности информации для всех заинтересованных сторон;

     - оперативности предоставления информации;

     - единообразия используемых инструментов  и систем, основанных на использовании  современных технологий;

     - непрерывности обеспечения информационного  сопровождения нормативных документов на протяжении всего их жизненного цикла - повышения адресности оказания информационных услуг;

     - расширения номенклатуры предоставляемых  информационных услуг;

     - совершенствования процедур взаимодействия.

     Информационное  обеспечение национальной системы стандартизации должно быть в рамках единой информационной системы по техническому регулированию, включающей в качестве составной части и технологической основой Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

     Для повышения эффективности издания и распространения стандартов и информации о стандартах Национальный орган по стандартизации необходимо расширить номенклатуру и виды информационных изданий, сделать их доступными для всех заинтересованных пользователей при помощи современных методов и средств распространения информации.

     Национальному органу по стандартизации и разработчикам  стандартов следует увеличить использование  информационных технологий с целью  усовершенствования процедур разработки стандартов, сделать эти процедуры в большей степени доступными для всех участников, и проводить постоянную работу, направленную на применение совместимых информационных технологий.

    5.8. Усиление взаимодействия  с международными  и региональными  организациями по  стандартизации

     России  необходимо активизировать свою работу в руководящих органах международных организаций по стандартизации. Среди основных задач – повышение участия России в работе руководящих органов ИСО и МЭК. Это невозможно без расширения участия российских экспертов в работе технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп ИСО и МЭК.

     Следует усилить взаимодействие в работах  по международной стандартизации разработчиков  национальных стандартов и специалистов испытательных центров.

     Необходимо  более настойчиво продвигать отечественные стандарты в качестве международных стандартов, инициировать создание под руководством России новых международных технических комитетов по стандартизации в приоритетных для России направлениях в рамках этих международных организаций.

     Необходимо также повысить участие России в работах по стандартизации в рамках таких региональных организаций, как ЕЭК ООН, АТЭС, ПАСК, единого экономического пространства, а также европейских организаций по стандартизации – СЕН и СЕНЕЛЕК.

6. Этапы реформирования  системы стандартизации

Реформа национальной системы стандартизации должна проводиться поэтапно. Последовательность и взаимосвязь этих этапов крайне важна, так как успех  реформирования  национальной системы стандартизации зависит от целого ряда дополнительных условий: совершенства механизма юридической и экономической ответственности производителей и продавцов, развития полноценных отношений между субъектами страхования,  конкуренции на свободном рынке,  эффективности государственного контроля и надзора, экономической заинтересованности бизнес-сообщества. Выполнение этих условий  гарантирует, что стандартизация в новых условиях не утратит своего значения для экономики страны, а будет эффективно применяться всеми субъектами   на добровольной основе. 

На фоне преобразований общественных и государственных отношений Национальный орган по стандартизации совместно с федеральными органами исполнительной власти осуществляет развитие законодательных основ системы стандартизации и готовит  предложения по переводу деятельности Национального органа по стандартизации на принципы максимального привлечения внебюджетных источников финансирования для развития национальной стандартизации.  

Список используемой литературы:

  • Медведев  А. М. Международная стандартизация — М.: Издательство стандартов, 1988
  • М. И. Кривошеев. Международная стандартизация цифрового телевизионного вещания — М.: НИИР, 2006, ISBN 5-89674-022-0
  • Корнилов Э. В. Международные стандарты обозначения элементов технических схем — Одесса: Негоциант, 2005
  • О. А. Агеева. Международные стандарты финансовой отчетности — М.: Бухгалтерский учет, 2008
  • Крайнова Ю. Краткий курс: Международные стандарты аудита — М.: Омега-Л, 2009

Нормативная документация

  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»
  • ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения (на Викитеке)
  • ГОСТ 1.3-2002 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов
  • Директивы ИСО/МЭК, Часть 1:2004 Процедуры по технической работе
  • Директивы ИСО/МЭК, Часть 2:2004 Правила построения и разработки Международных Стандартов
  • Руководство ИСО/МЭК 2-2004 Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь
  • Руководство ИСО/МЭК 21:1999 Принятие международных стандартов в качестве региональных или национальных стандартов
  • Руководство ИСО/МЭК 21-1:2005 Принятие на региональном и национальном уровне международных стандартов и других международных документов. Часть 1. Принятие международных стандартов
  • Стандарт ИСО/МЭК 17000:2004 Оценка соответствия. Словарь и общие принципы

Информация о работе Стратегические цели стандартизации