Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа
На этапе становления и развития стандартизации в России она преследовала интересы государства и финансировалась исключительно за счет средств федерального бюджета.
Происходящие в настоящее время на мировой арене перемены коснулись как экономики, так и стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.
Стратегические цели стандартизации
5
2. Современное состояние системы стандартизации 8
2.1. Законодательные и нормативные основы стандартизации 8
2.2. Организационно-функциональная структура 10
2.3. Международная и региональная стандартизация 12
2.4. Структура и состав документов национальной системы стандартизации 12
2.5. Экономические основы стандартизации 13
3.
Предпосылки реформирования системы стандартизации
15
3.1. Новые социально-экономические условия 15
3.2. Изменение административной системы 15
3.3. Интеграция России в международное экономическое пространство 16
3.4. Реформа технического регулирования 17
3.4.1. Изменение статуса стандартов 17
3.4.2. Исключение отраслевых стандартов из состава документов по стандартизации 18
3.4.3. Роль национальных стандартов в содействии соблюдения требований технических регламентов 18
3.5. Проблемы существующей системы стандартизации 19
4.
Основные задачи реформирования системы стандартизации
21
5. Направления реформирования системы стандартизации 22
5.1. Функциональные и структурные преобразования системы 22
5.2. Развитие законодательных основ стандартизации 23
5.3. Реформирование экономических основ стандартизации 25
5.4. Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации
26
5.5. Расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации
28
5.6. Развитие федерального фонда стандартов 30
5.7. Развитие информационного обеспечения в области стандартизации 31
5.8. Усиление взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации 32
6.
Этапы реформирования системы стандарти
Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) участвуют в разработке национальных стандартов, направляя свои предложения и замечания по проектам стандартов в части установления требований к объектам технического регулирования, а также методов испытаний продукции для целей подтверждения соответствия
5.6. Развитие федерального фонда стандартов
Для
повышения эффективности
Приоритетность разработки национальных стандартов должна соответствовать национальным интересам России и развитию ее торговых отношений на международной арене. Для этого приоритеты национальной стандартизации должны учитывать стратегические цели международных и региональных организаций по стандартизации, в том числе на уровне ЕЭК ООН. К числу приоритетов также должно быть отнесено применение в качестве национальных стандартов международных и региональных стандартов, в наибольшей степени влияющих на развитие торговых отношений между Россией и ее основными торговыми партнерами.
Необходимо повысить эффективность планирования разработки стандартов и поддержания фонда национальных стандартов в актуализированном состоянии.
С этой целью Национальному органу по стандартизации и разработчикам стандартов необходимо провести ревизию действующего фонда стандартов с целью отмены устаревших и неэффективных стандартов.
Фонд
национальных стандартов должен, с
одной стороны, обеспечивать повышение
защиты жизни и здоровья, охраны
окружающей среды и способствовать
повышению
Особое внимание следует уделить повышению темпов обновления фонда межгосударственных стандартов за счет применения международных стандартов.
В целях сохранения положений и требований целого ряда отраслевых стандартов, применяемых для развития и функционирования отдельных секторов промышленности, необходимо решить, в какой форме они могут продолжить свое существование – в качестве национальных стандартов или стандартов организаций. Федеральные органы исполнительной власти совместно с ассоциациями (союзами) производителей должны принять согласованные решения по этому вопросу и организовать работу совместно с национальным органом по стандартизации.
Национальному органу по стандартизации необходимо также обеспечить разработку и применение новых видов документов по стандартизации, включающих рекомендации, руководства, Своды правил, технические требования и технические отчеты.
Перспективой развития работ по общероссийским классификаторам является разработка Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), построенного на основе гармонизации с аналогичной классификацией Европейского Союза. С введением этого документа предусмотрена отмена общероссийских классификаторов продукции (ОКП), услуг населению (ОКУН), видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
Кроме того, должно осуществляться проведение постоянных работ по обеспечению федеральными органами исполнительной власти работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений с учетом предложений бизнес-сообщества и общественных организаций.
5.7. Развитие информационного обеспечения в области стандартизации
Для успешного выполнения задач стандартизации информационное обеспечение национальной системы стандартизации должно осуществляться в соответствии с принципами:
- доступности информации для всех заинтересованных сторон;
-
оперативности предоставления
-
единообразия используемых
-
непрерывности обеспечения
-
расширения номенклатуры
-
совершенствования процедур
Информационное обеспечение национальной системы стандартизации должно быть в рамках единой информационной системы по техническому регулированию, включающей в качестве составной части и технологической основой Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.
Для повышения эффективности издания и распространения стандартов и информации о стандартах Национальный орган по стандартизации необходимо расширить номенклатуру и виды информационных изданий, сделать их доступными для всех заинтересованных пользователей при помощи современных методов и средств распространения информации.
Национальному
органу по стандартизации и разработчикам
стандартов следует увеличить
5.8. Усиление взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации
России необходимо активизировать свою работу в руководящих органах международных организаций по стандартизации. Среди основных задач – повышение участия России в работе руководящих органов ИСО и МЭК. Это невозможно без расширения участия российских экспертов в работе технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп ИСО и МЭК.
Следует усилить взаимодействие в работах по международной стандартизации разработчиков национальных стандартов и специалистов испытательных центров.
Необходимо более настойчиво продвигать отечественные стандарты в качестве международных стандартов, инициировать создание под руководством России новых международных технических комитетов по стандартизации в приоритетных для России направлениях в рамках этих международных организаций.
Необходимо также повысить участие России в работах по стандартизации в рамках таких региональных организаций, как ЕЭК ООН, АТЭС, ПАСК, единого экономического пространства, а также европейских организаций по стандартизации – СЕН и СЕНЕЛЕК.
6. Этапы реформирования системы стандартизации
Реформа национальной системы стандартизации должна проводиться поэтапно. Последовательность и взаимосвязь этих этапов крайне важна, так как успех реформирования национальной системы стандартизации зависит от целого ряда дополнительных условий: совершенства механизма юридической и экономической ответственности производителей и продавцов, развития полноценных отношений между субъектами страхования, конкуренции на свободном рынке, эффективности государственного контроля и надзора, экономической заинтересованности бизнес-сообщества. Выполнение этих условий гарантирует, что стандартизация в новых условиях не утратит своего значения для экономики страны, а будет эффективно применяться всеми субъектами на добровольной основе.
На фоне
преобразований общественных и государственных
отношений Национальный орган по стандартизации
совместно с федеральными органами исполнительной
власти осуществляет развитие законодательных
основ системы стандартизации и готовит
предложения по переводу деятельности
Национального органа по стандартизации
на принципы максимального привлечения
внебюджетных источников финансирования
для развития национальной стандартизации.