Стратегические цели стандартизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

На этапе становления и развития стандартизации в России она преследовала интересы государства и финансировалась исключительно за счет средств федерального бюджета.
Происходящие в настоящее время на мировой арене перемены коснулись как экономики, так и стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

Оглавление

Стратегические цели стандартизации
5
2. Современное состояние системы стандартизации 8
2.1. Законодательные и нормативные основы стандартизации 8
2.2. Организационно-функциональная структура 10
2.3. Международная и региональная стандартизация 12
2.4. Структура и состав документов национальной системы стандартизации 12
2.5. Экономические основы стандартизации 13
3.
Предпосылки реформирования системы стандартизации
15
3.1. Новые социально-экономические условия 15
3.2. Изменение административной системы 15
3.3. Интеграция России в международное экономическое пространство 16
3.4. Реформа технического регулирования 17
3.4.1. Изменение статуса стандартов 17
3.4.2. Исключение отраслевых стандартов из состава документов по стандартизации 18
3.4.3. Роль национальных стандартов в содействии соблюдения требований технических регламентов 18
3.5. Проблемы существующей системы стандартизации 19
4.
Основные задачи реформирования системы стандартизации
21
5. Направления реформирования системы стандартизации 22
5.1. Функциональные и структурные преобразования системы 22
5.2. Развитие законодательных основ стандартизации 23
5.3. Реформирование экономических основ стандартизации 25
5.4. Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации
26
5.5. Расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации
28
5.6. Развитие федерального фонда стандартов 30
5.7. Развитие информационного обеспечения в области стандартизации 31
5.8. Усиление взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации 32
6.
Этапы реформирования системы стандарти

Файлы: 1 файл

курсач по эгимсу.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Содержание

     
1.

Стратегические  цели стандартизации

5
2. Современное состояние  системы стандартизации 8
2.1. Законодательные и  нормативные основы стандартизации 8
2.2. Организационно-функциональная структура 10
2.3. Международная и региональная стандартизация 12
2.4. Структура и состав документов национальной системы стандартизации 12
2.5. Экономические основы стандартизации 13
3.

Предпосылки реформирования системы стандартизации

15
3.1. Новые социально-экономические  условия 15
3.2. Изменение административной системы 15
3.3. Интеграция России в международное экономическое  пространство 16
3.4. Реформа технического регулирования 17
3.4.1. Изменение статуса  стандартов 17
3.4.2. Исключение отраслевых стандартов из состава документов по стандартизации 18
3.4.3. Роль национальных стандартов в содействии соблюдения требований технических регламентов 18
3.5. Проблемы существующей системы стандартизации 19
4.

Основные  задачи реформирования системы стандартизации

21
5. Направления реформирования системы стандартизации 22
5.1. Функциональные и  структурные преобразования системы 22
5.2. Развитие законодательных  основ стандартизации 23
5.3. Реформирование экономических  основ стандартизации 25
5.4. Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации  
26
5.5. Расширение участия  промышленности и общества в процессах  международной и национальной стандартизации  
28
5.6. Развитие федерального фонда стандартов 30
5.7. Развитие информационного обеспечения в области стандартизации 31
5.8. Усиление взаимодействия с международными и региональными  организациями по стандартизации 32
6.

Этапы реформирования системы стандартизации

33

 

Введение

     На  этапе становления и развития стандартизации в России она преследовала интересы государства и финансировалась исключительно за счет средств федерального бюджета.

     Происходящие  в настоящее время на мировой  арене перемены коснулись как  экономики, так и  стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

     Необходимость создания условий для продвижения  отечественной продукции на зарубежные рынки и сохранения в рамках Содружества  Независимых Государств приоритетного  торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства, обеспечения  соответствия уровня промышленного развития научно-техническому прогрессу в условиях сокращения сферы государственного регулирования экономики и расширения самостоятельности субъектов хозяйствования настоятельно требует развития и совершенствования Российской национальной системы стандартизации.

     Вступление  в силу Федерального закона «О техническом  регулировании» перевело государственные  стандарты Российской Федерации, выполнявшие  функции основного инструмента  государственного регулирования, в  национальные стандарты, призванные на добровольной основе обеспечить повышение конкурентоспособности и безопасности продукции, работ и услуг и содействовать соблюдению обязательных требований технических регламентов.

     Стандартизация  в качестве одного из элементов технического регулирования может обеспечить достойный вклад в экономическое развитие страны, но при этом цели и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.

     Настоящая Концепция описывает стратегию  действий и представляет систему  взглядов по основным направлениям развития национальной системы стандартизации, которые призваны создать эффективно функционирующую, признанную на международном  уровне, востребованную промышленностью и потребителями национальную систему стандартизации в России.

     Концепция подготовлена в соответствии с решением, принятым на заседании Правительства  Российской Федерации 24 декабря 2004 года.

1. Стратегические  цели стандартизации 

     В современном мире стандарты существуют в динамичной и изменяющейся среде. Глобализация рынков, появление новых секторов бизнеса, сокращение жизненного цикла продукции за счет ускоренной разработки и сменяемости видов, усиливающееся взаимопроникновение технологий, приводят к тому, что национальная и международная стандартизация сталкиваются с множеством новых острых проблем. Перед лицом этих вызовов определение стратегии национальной стандартизации является ответом на изменяющуюся ситуацию и новые запросы отечественной и мировой экономики.

     При разработке стратегии развития национальной стандартизации приняты общепризнанные в мировой практике принципы и  подходы:

     - добровольность применения национальных  стандартов Российской Федерации  и обязательность соблюдения  их требований при принятии решения об их использовании;

     - максимальный учет при разработке  стандартов законных интересов  заинтересованных лиц;

     - применение международных стандартов  как основы разработки национальных  стандартов Российской Федерации  за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным, вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и/или технологическим различиям или, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

     - недопустимость создания препятствий  для производства и обращения  продукции, выполнения работ и  оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

     - обеспечение условий для единообразного  применения национальных стандартов;

     - открытость процессов разработки  стандартов;

     - обеспечение доступности стандартов  и информации о них для пользователей;

     - однозначность понимания всеми  заинтересованными сторонами требований, излагаемых в национальных стандартах;

     - прогрессивность и оптимальность  требований, включаемых в стандарты  и содействие научно-техническому  прогрессу;

     - применение национальных стандартов в контрактных отношениях между изготовителем и потребителем.

     Стратегические  цели стандартизации для многих стран  имеют единую основу, однако этапы  их реализации определяются развитием  национальных экономик. В Российской Федерации можно выделить следующие основные цели стандартизации:

     - содействие достижению Российской  Федерацией позиции одной из  ведущих в экономическом отношении  стран;

     - повышение уровня безопасности  жизни или здоровья граждан,  имущества физических или юридических  лиц, государственного или муниципального имущества, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

     - обеспечение национальной, экологической,  технической и технологической  безопасности в Российской Федерации, обороноспособности, мобилизационной готовности и единства измерений;

     - повышение уровня безопасности  объектов с учетом риска возникновения  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера;

     - обеспечение научно-технического  прогресса;

     - повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, в том числе на международном рынке;

     - снижение нагрузки на законодательство  Российской Федерации путем максимального  использования государством компетентности  частного сектора и бизнес - сообщества, реализованной в национальных стандартах;

     - содействие глобализации торговых  отношений и устранению технических  барьеров в торговле;

     - рациональное использование ресурсов;

     - техническая и информационная  совместимость;

     - содействие сохранению приоритетных рынков для промышленных предприятий России, торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства со странами СНГ;

     - содействие взаимопроникновению  технологий, знаний и опыта, накопленных  в различных отраслях экономики  через стандарты;

     - сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических  и экономико-статистических данных;

     - взаимозаменяемость продукции;

     - использование национальных стандартов  для разрешения споров хозяйствующих  субъектов.

Стратегические цели стандартизации могут изменяться, дополняться и  корректироваться, исходя из приоритетов социально-экономической политики, определенных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

2. Современное  состояние системы стандартизации

2.1. Законодательные  и нормативные основы стандартизации

     Конституция Российской Федерации (статья 71р) относит  стандарты к вопросам ведения  Российской Федерации.

     До 1 июля 2003 года отношения, связанные  с деятельностью по стандартизации и применением ее результатов, регулировались законом Российской Федерации «О стандартизации». Стандарты носили обязательный характер и несоблюдение их требований преследовалось по закону.

     С 1 июля 2003 года вступил в действие Федеральный закон от              27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании», определивший цели и принципы стандартизации, состав участников работ, правила разработки стандартов, их добровольный статус, взаимосвязь с техническими регламентами.

     Функции национального органа по стандартизации  возложены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г.   № 294 на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

     Разработка  национальных стандартов по государственному заказу определяется Федеральным законом  от 6 мая 1999 г. № 97 «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  нужд».

     Ведение фонда национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области осуществляется в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационнной системе по техническому регулированию».

     Порядок опубликования уведомлений о  начале и завершении обсуждения национальных стандартов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2003 г. № 594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации».

Информация о работе Стратегические цели стандартизации