Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа
На этапе становления и развития стандартизации в России она преследовала интересы государства и финансировалась исключительно за счет средств федерального бюджета.
Происходящие в настоящее время на мировой арене перемены коснулись как экономики, так и стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.
Стратегические цели стандартизации
5
2. Современное состояние системы стандартизации 8
2.1. Законодательные и нормативные основы стандартизации 8
2.2. Организационно-функциональная структура 10
2.3. Международная и региональная стандартизация 12
2.4. Структура и состав документов национальной системы стандартизации 12
2.5. Экономические основы стандартизации 13
3.
Предпосылки реформирования системы стандартизации
15
3.1. Новые социально-экономические условия 15
3.2. Изменение административной системы 15
3.3. Интеграция России в международное экономическое пространство 16
3.4. Реформа технического регулирования 17
3.4.1. Изменение статуса стандартов 17
3.4.2. Исключение отраслевых стандартов из состава документов по стандартизации 18
3.4.3. Роль национальных стандартов в содействии соблюдения требований технических регламентов 18
3.5. Проблемы существующей системы стандартизации 19
4.
Основные задачи реформирования системы стандартизации
21
5. Направления реформирования системы стандартизации 22
5.1. Функциональные и структурные преобразования системы 22
5.2. Развитие законодательных основ стандартизации 23
5.3. Реформирование экономических основ стандартизации 25
5.4. Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации
26
5.5. Расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации
28
5.6. Развитие федерального фонда стандартов 30
5.7. Развитие информационного обеспечения в области стандартизации 31
5.8. Усиление взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации 32
6.
Этапы реформирования системы стандарти
Содержание
1. | Стратегические цели стандартизации |
5 |
2. | Современное состояние системы стандартизации | 8 |
2.1. | Законодательные и нормативные основы стандартизации | 8 |
2.2. | Организационно-функциональная структура | 10 |
2.3. | Международная и региональная стандартизация | 12 |
2.4. | Структура и состав документов национальной системы стандартизации | 12 |
2.5. | Экономические основы стандартизации | 13 |
3. | Предпосылки реформирования системы стандартизации |
15 |
3.1. | Новые социально-экономические условия | 15 |
3.2. | Изменение административной системы | 15 |
3.3. | Интеграция России в международное экономическое пространство | 16 |
3.4. | Реформа технического регулирования | 17 |
3.4.1. | Изменение статуса стандартов | 17 |
3.4.2. | Исключение отраслевых стандартов из состава документов по стандартизации | 18 |
3.4.3. | Роль национальных стандартов в содействии соблюдения требований технических регламентов | 18 |
3.5. | Проблемы существующей системы стандартизации | 19 |
4. | Основные задачи реформирования системы стандартизации |
21 |
5. | Направления реформирования системы стандартизации | 22 |
5.1. | Функциональные и структурные преобразования системы | 22 |
5.2. | Развитие законодательных основ стандартизации | 23 |
5.3. | Реформирование экономических основ стандартизации | 25 |
5.4. | Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации | 26 |
5.5. | Расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации | 28 |
5.6. | Развитие федерального фонда стандартов | 30 |
5.7. | Развитие информационного обеспечения в области стандартизации | 31 |
5.8. | Усиление взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации | 32 |
6. | Этапы реформирования системы стандартизации |
33 |
Введение
На этапе становления и развития стандартизации в России она преследовала интересы государства и финансировалась исключительно за счет средств федерального бюджета.
Происходящие в настоящее время на мировой арене перемены коснулись как экономики, так и стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.
Необходимость создания условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки и сохранения в рамках Содружества Независимых Государств приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства, обеспечения соответствия уровня промышленного развития научно-техническому прогрессу в условиях сокращения сферы государственного регулирования экономики и расширения самостоятельности субъектов хозяйствования настоятельно требует развития и совершенствования Российской национальной системы стандартизации.
Вступление в силу Федерального закона «О техническом регулировании» перевело государственные стандарты Российской Федерации, выполнявшие функции основного инструмента государственного регулирования, в национальные стандарты, призванные на добровольной основе обеспечить повышение конкурентоспособности и безопасности продукции, работ и услуг и содействовать соблюдению обязательных требований технических регламентов.
Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования может обеспечить достойный вклад в экономическое развитие страны, но при этом цели и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.
Настоящая Концепция описывает стратегию действий и представляет систему взглядов по основным направлениям развития национальной системы стандартизации, которые призваны создать эффективно функционирующую, признанную на международном уровне, востребованную промышленностью и потребителями национальную систему стандартизации в России.
Концепция подготовлена в соответствии с решением, принятым на заседании Правительства Российской Федерации 24 декабря 2004 года.
1. Стратегические цели стандартизации
В современном мире стандарты существуют в динамичной и изменяющейся среде. Глобализация рынков, появление новых секторов бизнеса, сокращение жизненного цикла продукции за счет ускоренной разработки и сменяемости видов, усиливающееся взаимопроникновение технологий, приводят к тому, что национальная и международная стандартизация сталкиваются с множеством новых острых проблем. Перед лицом этих вызовов определение стратегии национальной стандартизации является ответом на изменяющуюся ситуацию и новые запросы отечественной и мировой экономики.
При разработке стратегии развития национальной стандартизации приняты общепризнанные в мировой практике принципы и подходы:
-
добровольность применения
-
максимальный учет при
-
применение международных
-
недопустимость создания
-
обеспечение условий для
-
открытость процессов
-
обеспечение доступности
-
однозначность понимания всеми
заинтересованными сторонами
-
прогрессивность и
- применение национальных стандартов в контрактных отношениях между изготовителем и потребителем.
Стратегические цели стандартизации для многих стран имеют единую основу, однако этапы их реализации определяются развитием национальных экономик. В Российской Федерации можно выделить следующие основные цели стандартизации:
-
содействие достижению
-
повышение уровня безопасности
жизни или здоровья граждан,
имущества физических или
-
обеспечение национальной, экологической,
технической и технологической
безопасности в Российской
-
повышение уровня безопасности
объектов с учетом риска
-
обеспечение научно-
- повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, в том числе на международном рынке;
-
снижение нагрузки на
-
содействие глобализации
-
рациональное использование
- техническая и информационная совместимость;
-
содействие сохранению
-
содействие
-
сопоставимость результатов
- взаимозаменяемость продукции;
-
использование национальных
Стратегические цели стандартизации могут изменяться, дополняться и корректироваться, исходя из приоритетов социально-экономической политики, определенных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
2. Современное
состояние системы
2.1. Законодательные
и нормативные основы
Конституция Российской Федерации (статья 71р) относит стандарты к вопросам ведения Российской Федерации.
До 1 июля 2003 года отношения, связанные с деятельностью по стандартизации и применением ее результатов, регулировались законом Российской Федерации «О стандартизации». Стандарты носили обязательный характер и несоблюдение их требований преследовалось по закону.
С
1 июля 2003 года вступил в действие
Федеральный закон от
Функции национального органа по стандартизации возложены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Разработка национальных стандартов по государственному заказу определяется Федеральным законом от 6 мая 1999 г. № 97 «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
Ведение фонда национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области осуществляется в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационнной системе по техническому регулированию».
Порядок опубликования уведомлений о начале и завершении обсуждения национальных стандартов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2003 г. № 594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации».