Цели и принципы стандартизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:28, контрольная работа

Краткое описание

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:
повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

Оглавление

Цели и принципы стандартизации 3
Основные функции управления качеством 5
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ TQM. 8
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 27.96 Кб (Скачать)

 

Содержание

Цели и принципы стандартизации                                                3

Основные функции управления качеством                                  5

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ TQM.                                                 8

Список использованной литературы                                          12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и принципы стандартизации.

 

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Кроме  того, стандартизация осуществляется в следующих целях:

повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества  физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюдению требований технических  регламентов;

повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения  чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера;

обеспечения научно-технического прогресса;

повышения конкурентоспособности  продукции, работ и услуг;

рационального использования  ресурсов;

Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной  реализации и тенденции развития.

Важнейшие принципы стандартизации.

1.Добровольное применение  стандартов и обеспечение условий  для их единообразного применения. Национальный стандарт применяется  на добровольной основе равным  образом и в равной мере  независимо от страны и (или)  места происхождения продукции,  осуществления процессов жизненного  цикла продукции (ЖЦП), выполнения  работ и оказания услуг, видов  или особенностей сделок и  лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями).

2.Применение международного  стандарта как основы разработки  национального стандарта. Исключение  могут составить случаи, когда:  соответствие требованиям международных  стандартов невозможно вследствие  несоответствия их требований  климатическим и географическим  особенностям РФ или техническим  (технологическим) особенностям  отечественного производства; Россия выступает против международного стандарта в рамках процедуры голосования в международной организации по стандартизации.

3.Сбалансированность интересов  сторон, разрабатывающих, изготавливающих,  предоставляющих и потребляющих  продукцию (услугу).

4.Системность стандартизации. Системность — это рассмотрение  каждого объекта как части  более сложной системы. Системность  предполагает совместимость всех  элементов сложной системы. 

5.Динамичность и опережающее  развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально  существующие закономерности в  хозяйстве страны. Однако научно-технический  прогресс вносит изменения в  технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться  к происходящим переменам. Динамичность  обеспечивается периодической проверкой  стандартов, внесением в них изменений,  отменой НД.

6.Недопустимость создания  препятствий производству и обращению  продукции, выполнению работ и  оказанию услуг в большей степени,  чем это минимально необходимо  для выполнения целей стандартизации.

7.Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать  экономический или социальный  эффект. Непосредственный экономический  эффект дают стандарты, ведущие  к экономии ресурсов, повышению  надежности, технической и информационной  совместимости. Стандарты, направленные  на обеспечение безопасности  жизни и здоровья людей, окружающей  среды, обеспечивают социальный  эффект.

8.Принцип гармонизации. Этот  принцип предусматривает разработку  гармонизированных стандартов и  недопустимость установления таких  стандартов, которые противоречат  техническим регламентам. Обеспечение  идентичности документов, относящихся  к одному и тому же объекту,  но принятых как организациями  по стандартизации в нашей  стране, так и международными (региональными)  организациями, позволяет разработать  стандарты, которые не создают  препятствий в международной  торговле.

9.Четкость формулировок  положений стандарта. Возможность  двусмысленного толкования нормы  свидетельствует о серьезном  дефекте НД.

10.Комплексность стандартизации  взаимосвязанных объектов. Качество  готовых изделий определяется  качеством сырья, материалов, полуфабрикатов  и комплектующих изделий. Поэтому  стандартизация готовой продукции  должна быть увязана со стандартизацией  объектов, формирующих ее качество. Комплексность стандартизации предусматривает  увязку стандартов на готовые  изделия со стандартами на  сборочные единицы, детали, полуфабрикаты,  материалы, сырье, а также технические  средства, методы организации производства  и способы контроля.

11.Объективность проверки  требований. Стандарты должны устанавливать  требования к основным свойствам  объекта стандартизации, которые  могут быть объективно проверены,  включая требования, обеспечивающие  безопасность для жизни, здоровья  и имущества, окружающей среды,  совместимость и взаимозаменяемость.

12.Обеспечение условий  для единообразного применения  стандартов. Например, указанный принцип  следует учитывать при разработке  стандартов организаций. Хотя  порядок разработки, утверждения,  учета изменения и отмены стандартов  организаций устанавливается ими  самостоятельно, он должен учитывать:  во-первых, принципы стандартизации; во-вторых, универсальные правила,  действующие в отношении стандартов  любого статуса в части правил  построения, изложения, оформления  стандартов.

 

Основные функции  управления качеством.

В современных условиях функционирования экономики особое значение приобретает  повышение качества и конкурентоспособности  выпускаемой субъектами хозяйствования продукции (производимых работ, оказываемых  услуг). Качество — это важнейшее  условие эффективной работы предприятий  и организаций, обеспечения их экономической  устойчивости в рыночной среде.

Согласно определению, данному  в международных стандартах по управлению качеством ИСО серии 9000, качество — это совокупность свойств или  характеристик продукции или  услуг, которые придают им способность  удовлетворять обусловленные или  предполагаемые потребности. При этом считается, что потребности являются обусловленными, если они определяются в стандартах на продукцию, других нормативных документах, договорах на поставку продукции, технических заданиях на разработку т.д.

Уровень качества продукции  характеризуется интенсивностью проявления тех или иных свойств и выражается с помощью количественных и качественных показателей. Существуют различные  классификации показателей для  оценки уровня качества продукции. Одна из них, например, предусматривает разделение показателей качества на единичные, используемые для оценки свойств конкретной продукции; комплексные — для характеристики уровня качества единицы продукции в целом; интегральные — для оценки качества определенного объема продукции (удельный вес бракованной продукции в ее общем объеме; удельный вес продукции, на которую поступили рекламации; сортность продукции; удельный вес сертифицированной продукции; удельный вес продукции, поставляемой на экспорт и т.д.).

Единичные показатели, в  свою очередь, можно подразделить на классификационные и оценочные. Первые из них характеризуют назначение продукции и область ее применения, К основным оценочным показателям качества промышленной продукции обычно относят следующие: это назначение (или технический эффект), надежность в потреблении, экономичность в эксплуатации, эргономичность (характеризующая систему «человек-изделие»), экологичность, безопасность в эксплуатации, эстетичность, стандартизация и унификация, технологичность в производстве, стоимостные и др.

В настоящее время понятие  качества значительно расширяется. Оно относится не только к производимой продукций (оказываемым услугам), но и к любым процессам, осуществляемым на предприятий, в том числе трудовым. Повышение качества продукции (работ, услуг) обеспечивается на основе управления качеством, создания на предприятиях соответствующей системы управления качеством. Последняя рассматривается как целевая подсистема, в рамках которой координируется деятельность различных производственных и управленческих звеньев по обеспечению качества продукции и работ.

Основные задачи этой целевой  подсистемы следующие:

комплексное совершенствование  организации производства и управления в целях обеспечения выпуска  продукции (оказания услуг), удовлетворяющей  требованиям ее потребителей;

активизация «человеческого»  фактора качества, реализация социальных резервов повышения качества.

Управление качеством  на производстве можно рассматривать  также как форму управления инновационной  деятельностью, направленной в большей  степени на совершенствование выпускаемой  продукции (работ, услуг). При этом центральное  место принадлежит методам управления — экономическим, организационным, социально-психологическим.

К основным экономическим методам управления качеством относятся: планирование качества; стимулирование повышения качества результатов деятельности предприятий (через систему налогообложения, финансирования, ценообразования, кредитования и др.); материальное стимулирование повышения качества труда исполнителей.

Организационные методы управления качеством направлены на формирование прогрессивных форм организации  производства, управления и труда  на предприятии, способствующих повышению  качества, в том числе на создание современных систем управления качеством.

Социально-психологические  методы включают: создание благоприятных  условий труда и быта работников, формирование нормального социально-психологического климата в коллективах, развитие внутрипроизводственных механизмов стимулирования качества, моральное стимулирование, привлечение работников к решению  проблем качества, например, путем  участия в работе «кружков качества»  и т.д

Содержание конкретных функций  управления качеством продукции (работ, услуг) на предприятии:

исследование рынка, или  маркетинг. Содержанием этой функции  является выявление текущих и  будущих потребностей в продукции, ее основных характеристик, выбор «целевых рынков» и способов выхода на рынки

прогнозирование и планирование уровня качества тесно связаны с  маркетинговыми исследованиями. Прогнозная функция реализуется на высшем уровне управления предприятием, в том числе  путем формирования политики в области  качества и дифференцируется по временным  интервалам. Планирование уровня и  повышения качества продукции является ключевой функцией в системе управления качеством и реализуется на всех уровнях управления предприятием. На высшем уровне это отражается в соответствующих разделах бизнес-плана, программах повышения технического уровня и качества продукции; на нижестоящих уровнях — в производственных планах подразделений, планах оргтехмероприятий и т.д.;

нормирование требований к качеству продукции, работ, услуг. Содержание этой функции связано  с установлением обязательных для  исполнения значений показателей качества продукции, полуфабрикатов, производственных и других процессов, результатов  деятельности отдельных работников и коллективов.

Требования к качеству продукции относятся как к  минимальным значениям полезных свойств изделий, так и к ограничениям отрицательного воздействия продукции  на пользователя. Эти требования отражаются в стандартах на продукцию, технических  условиях и другой нормативной документации.

В соответствии с мировой  практикой в стандартах на продукцию  указываются обязательные и рекомендательные требования. Первые из них относятся  к характеристикам продукции, связанным  с безопасностью для жизни  и здоровья людей, их имущества, с  охраной окружающей среды, совместимостью и взаимозаменяемостью продукции. Объектами стандартизации, кроме  продукции, могут являться процессы, в том числе технологические, и услуги. Стандарты на продукцию, процессы, услуги разрабатываются международными организациями по стандартизации и  управлению качеством, государственными органами и организациями, промышленными  и торговыми фирмами, ассоциациями потребителей.

 

Основные принципы всеобщего менеджмента кач-ва (TQM)

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ TQM.

Еще в послевоенные годы в СССР были заложены основные принципы TQM (например, системный подход к  управлению, роль руководства, принятие решений, основанных на фактах, вовлечение работников). Доказано, что вся система  менеджмента работает лучше, если организация  рассматривается как единое целое, единая система. В данном случае для  повышения эффективности деятельности и оптимизации процессов необходимо соблюдение основных принципов TQM.

1. Ориентация организации  на заказчика. Организация всецело  зависит от своих заказчиков  и поэтому обязана понимать  потребности заказчика, выполнять  его требования и стремиться  превзойти его ожидания. Даже  система качества, отвечающая минимальным  требованиям, должна быть ориентирована  в первую очередь на требования  потребителя. Системный подход  к ориентации на потребности  клиента начинается со сбора  и анализа жалоб и претензий  заказчиков. Это необходимо для  предотвращения таких проблем  в будущем. Практику анализа  жалоб и претензий ведут многие  организации, не имеющие системы  качества. Но в условиях применения TQM информация должна поступать  систематически из многих источников  и интегрироваться в процесс,  позволяющий получить точные  и обоснованные выводы относительно  потребностей и желаний, как  конкретного заказчика, так и  рынка в целом. В организациях, внедряющих у себя TQM, вся информация  и данные должны распространяться  по всей организации. В данном  случае внедряются процессы, направленные  на определение потребительской  оценки деятельности организации  и на изменение представления  заказчиков о том, насколько  организация может удовлетворить  их потребности. 

Информация о работе Цели и принципы стандартизации