Современная ситуация в аграрном секторе экономики и государственная программа развития аграрного сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Агропромышленный комплекс (АПК) – один из важных комплексов национальной экономики. Он определяет не только продовольственную безопасность России, но и социальную стабильность в обществе. Валовой внутренний продукт (ВВП), произведенный в сельском хозяйстве 4,7% к экономике, численность сельского населения 27%, занятые в сельском хозяйстве 10,6%. На долю России приходится 9% запасов мировой пашни, 52% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. В тоже время доля продукции в мировом сельхозпроизводстве несопоставимо мала. Например, по молоку – это 5%, а по мясу – 2%.[25]

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………. 3
Государственное регулирование АПК …………………………………………...……... 5
Содержание государственного регулирования экономики …………………….....5
Особенности государственного регулирования АПК …………………………......9
Инструменты государственного регулирования аграрного сектора ……………….....16


Общая характеристика инструментов государственного регулирования аграрного сектора ……………………………………………………………………………..…16
Административные инструменты регулирования…………………….…………...18
Экономические инструменты регулирования …………………………………..…21

3. Современная ситуация в аграрном секторе экономики и государственная программа развития аграрного сектора экономики……………………………………………………..27
3.1. Современная ситуация а аграрном секторе экономики …………………...………27
3.2. Государственная программа 2013-2020 …………………………………...……….30
Заключение ………………………………………………………………………...………….33
Список литературы ………………………………………………………………...…………34

Файлы: 1 файл

GR_APK.docx

— 1.07 Мб (Скачать)

Важной формой государственного регулирования рыночных отношений сельского хозяйства является система прямых выплат или субсидирования производителей. Субсидия – пособие, преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного бюджета [28, с. 251]. Как правило, целевые государственные субсидии могут выдаваться на производственное строительство, покупку техники, переоборудование животноводческих помещений, удешевление кредита. Реализация национального проекта «Развитие АПК» предусматривает механизм субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, что обеспечило в 2007 привлечение 40 млрд. рублей средств коммерческих банков для закупки по лизингу 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота и современного оборудования на 130 тыс. скотомест. Реализация Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы» позволила увеличить объём инвестиций до 55 млрд. рублей.

Бюджетные дотации выплачиваются для возмещения затрат, не покрываемых по объективным причинам реализационными ценами на продукцию, произведенную в основных зонах товарного производства. В свою очередь бюджетные компенсации должны выплачиваться для обеспечения минимального уровня эффективного потребления отдельных средств производства, удорожание которых не компенсируется повышением цен на сельскохозяйственную продукцию.

На поддержку и регулирование агропромышленного производства из ресурсов федерального бюджета выделяются средства которые используются для: краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержание необходимых запасов; долгосрочного кредитования; залога сельскохозяйственной продукции; авансирование закупок сельскохозяйственной продукции на государственные нужды; лизинга в сфере агропромышленного производства; предоставление кредитным кооперативам долгосрочных кредитов при формирование их уставного капитала.

Таблица 5

Объемы финансирования средств на государственную поддержку аграрного сектора РФ [35]

Год

Предусмотрено млрд. руб. за счет

Всего

(млрд. руб)

Федерального бюджета

Бюджета субъекта РФ

2011

125,0

24,7

149,7

2012

121,4

63,7

185,1

2013

160,3

75,9

236,2


 

 

На основе данной таблицы можно с уверенностью сказать, что ежегодно объем финансирования средств на государственную поддержку аграрного сектора увеличивается в среднем на 25%

В связи с сезонностью производства сельское хозяйство нуждается в льготном кредитовании оборотных средств под незавершенное производство. Долгосрочное кредитование сельского хозяйства также объективно должно быть льготным.

Политика кредитно-денежная – проводимые правительством страны, государством меры, определяющие величину денежного предложения, массу денег в стране, процентные ставки кредитования, объем кредитов, предоставляемых банковской системой, валютный курс, государственные валютные резервы [28, с. 203].

Роль финансовых инструментов не исчерпывается простым предоставлением услуг. Не производя сами общественного продукта они, тем не менее, косвенного участвуют в его создании, обеспечивая воспроизводственный процесс денежными ресурсами, гарантируя его непрерывность и слаженность, и обладают способностью определенным образом воздействовать на воспроизводственный процесс, корректировать его пропорции, темпы, масштабы. Поэтому все составляющие финансово-кредитной системы страны по праву используются как инструмент государственного регулирования. Финансово-кредитная система представляет богатый арсенал финансовых и денежно-кредитных инструментариев государственного регулирования.

Основой использования финансов для воздействия на воспроизводственный процесс является государственный бюджет, причем как система его доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование путем использования прямого государственного финансирования и государственных заказов и закупок).

Кредитно-денежное регулирование осуществляется государством при ведущей роли центрального банка. К его методам относят учетную политику (изменение учетной ставки), регулирование обязательных минимальных резервов (изменение резервной нормы), операции на открытом рынке.

Преимущества кредитно-денежных методов:

    • позволяют эффективно бороться с инфляцией и бюджетным дефицитом;

    • действуют значительно быстрее бюджетных;

    • дают меньший социально-политический резонанс.

К недостаткам кредитно-денежных методов регулирования следует отнести тот факт, что они не обеспечивают занятость и экономический рост, а также не решают социальных задач государства.

Теперь следует остановиться на следующем секторе финансово-кредитной системы – страховании, роль которого в государственном регулировании практически не исследовалось в литературе. Страхование в определенной мере может использоваться в качестве регулятора.

Страхование – создание за счет денежных средств государства, предприятий, организаций, граждан специальных резервных фондов (страховых фондов), предназначенных для возмещения ущерба, потерь, вызванных неблагоприятными событиями, несчастными случаями. Из средств страховых фондов пострадавшим выплачивается страховая сумма определенного размера. Страхование осуществляется государственными органами, страховыми обществами, компаниями. Объектом страхования может быть жизнь, здоровье людей, имущество граждан и предприятий, транспортные средства, перевозимые грузы, риск, ответственность [32, с. 214].

Важнейшим аспектом государственного регулирования является страхование урожаев и поголовья скота. Государственные органы страхования должны возмещать ущерб, нанесенным сельскохозяйственным предприятиям в результате стихийных бедствий, болезней и пожаров.

При страховании урожая сельскохозяйственных культур товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50% страховых взносов, а остальная сумма уплачивается страховщиком за счет средств федерального бюджета. Оплата страховых взносов производиться сельскохозяйственными товаропроизводителями после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет всех уровней.

Налогообложение предприятий АПК регулируется в рамках общего налогового законодательства.

Налоговая политика – курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика находит свое отражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах [30, с. 167].

Налоговое регулирование является весьма мощным инструментом государственного регулирования экономики любой страны. Для аграрной сферы РФ применение данного инструмента имеет свои особенности. Специфика налогового регулирования заключается в том, что для предприятий аграрной сферы в современных условиях первичной является регулирующая функция налогов, а не фискальная. Связано это с тем, что ввиду объективных причин более половины аграрных формирований находятся в весьма тяжелых финансовых условиях.

Налоговое регулирование осуществляется в процессе мобилизации доходов бюджета. Инструментами регулирования являются все прямые и косвенные налоги. Регулирующее воздействие может осуществляться через повышение или понижение ставок налогов, дифференциации ставок для различных категорий налогоплательщиков или типов объектов налогообложения, расширение или сужение налогооблагаемой базы и необлагаемых налогом минимумов, освобождение от налогов отдельных категорий налогоплательщиков, предоставление налоговых льгот и налоговых кредитов, изменение периодичности уплаты налогов по уровням бюджетной системы.

На современном этапе развития аграрного сектора налоговое регулирование должно быть направлено, прежде всего, на снижение налогового бремени в сельском хозяйстве и привлечение инвестиций в аграрный сектор. Очевидно, что низкое налоговое бремя в целом положительно сказывается на функционирование предприятий аграрной сферы и должно способствовать привлечению инвестиций в данный сектор экономики страны. Но вместе с тем в существующей налоговой системе РФ имеются определенные противоречия, которые тормозят этот процесс.

Ярким примером налогового регулирования является единый сельскохозяйственный налог.  Сельскохозяйственные товаропроизводители, перешедшие на уплату единого социального налога, освобождаются от уплаты налога на прибыль и на имущество, а также перестают признаваться налогоплательщиками НДС. Ставка этого налога составляет 6%.2

Примером действия налогового регулирования в обратную сторону можно считать акцизы, устанавливающие дополнительные сборы для определённого вида продукции. Некоторые из них приведены в таблице 6.

В налоговой политике необходимо исключить многоканальность и дублирование налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики должен стать переход к одноканальной системе в форме земельного налога, дифференцированного в зависимости от качества и местоположения земельных участков. При этом земельный налог должен иметь уровень, побуждающий к эффективному использованию земли.

 

Таблица 6

Акцизы[1, гл 22 Ст. 193, п. 1]

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)

с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно

Игристые вина (шампанские)

25 рублей за 1 литр

26 рублей за 1 литр

27 рублей за 1 литр

Сигары

85 рублей за 1 штуку

128 рублей за 1 штуку

141 рубль за 1 штуку

Пиво с содержанием доли этилового спирта свыше 8,6 процента

31 рубль за 1 литр

37 рублей за 1 литр

39 рублей за 1 литр


 

 

В налоговой политике необходимо исключить многоканальность и дублирование налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики должен стать переход к одноканальной системе в форме земельного налога, дифференцированного в зависимости от качества и местоположения земельных участков. При этом земельный налог должен иметь уровень, побуждающий к эффективному использованию земли.

В рамках Государственной программы предусмотрено существенное увеличение бюджетной поддержки АПК, значительное расширение сферы льготного кредитования. Беспрецедентно возросли объемы кредитной поддержки на приемлемых для села условиях. Начала возрождаться земельная ипотека как один из важнейших инструментов инвестиционной политики.

Инвестиционная политика – составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня [28, с. 101].

Используются средства Инвестиционного фонда для стимулирования привлечения частных инвестиций (через механизм государственно-частного партнерства) на строительство комплексов по переработке мясной и молочной продукции в регионах, имеющих избыток сырья.

В целях стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции государство осуществляет закупочные и товарные интервенции, а также залоговые операции.

Товарная интервенция – массовая продажа определенного вида потребительских товаров с целью сбить ажиотажный спрос на них и не допустить повышения рыночных цен. Может осуществляться государством в целях стабилизации рынка и цен [28, с. 265].

Закупочные интервенции проводятся в форме организации закупок и проведении залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Товарные интервенции представляют собой организацию распродажи сельскохозяйственной продукции из федерального и регионального продовольственных фондов.

Закупочные интервенции проводятся тогда, когда рыночные цены на продукцию опускаются ниже минимального уровня или если товаропроизводители не могут реализовать свою продукцию в связи с сокращением спроса на нее. Товарные интервенции осуществляются в том случае, когда на рынке наблюдаются дефицит сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в соответствующих видах или при увеличение рыночных цен выше максимального уровня их колебания на продукцию.

Государственное предпринимательство – деятельность государственных предприятий на коммерческой и некоммерческой основах по производству товаров и услуг, необходимых для развития национальной экономики [28, с. 97].

Не будет лишнее повторить, что разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставление налоговых льгот, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В тоже время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействия на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Использование того или иного набора инструментов возможно лишь при условии:

Информация о работе Современная ситуация в аграрном секторе экономики и государственная программа развития аграрного сектора экономики