Современная ситуация в аграрном секторе экономики и государственная программа развития аграрного сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Агропромышленный комплекс (АПК) – один из важных комплексов национальной экономики. Он определяет не только продовольственную безопасность России, но и социальную стабильность в обществе. Валовой внутренний продукт (ВВП), произведенный в сельском хозяйстве 4,7% к экономике, численность сельского населения 27%, занятые в сельском хозяйстве 10,6%. На долю России приходится 9% запасов мировой пашни, 52% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. В тоже время доля продукции в мировом сельхозпроизводстве несопоставимо мала. Например, по молоку – это 5%, а по мясу – 2%.[25]

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………. 3
Государственное регулирование АПК …………………………………………...……... 5
Содержание государственного регулирования экономики …………………….....5
Особенности государственного регулирования АПК …………………………......9
Инструменты государственного регулирования аграрного сектора ……………….....16


Общая характеристика инструментов государственного регулирования аграрного сектора ……………………………………………………………………………..…16
Административные инструменты регулирования…………………….…………...18
Экономические инструменты регулирования …………………………………..…21

3. Современная ситуация в аграрном секторе экономики и государственная программа развития аграрного сектора экономики……………………………………………………..27
3.1. Современная ситуация а аграрном секторе экономики …………………...………27
3.2. Государственная программа 2013-2020 …………………………………...……….30
Заключение ………………………………………………………………………...………….33
Список литературы ………………………………………………………………...…………34

Файлы: 1 файл

GR_APK.docx

— 1.07 Мб (Скачать)

Инструменты (рычаги, регуляторы) – средства воздействия на объект управления, на социально-экономические и другие процессы, а также средства осуществления и эффективного действия механизмов той или иной государственной политики (банковские и кредитные процессы, ставки субсидирования, уровни цен, тарифов и пошлин, нормы амортизации).

Инструменты прямой формы управления (законы, указы, приказы, постановления) жестко регламентируют поведение субъектов хозяйствования. Инструменты косвенного управления являются ставки процента за банковский кредит, уровень цен и тарифов, налоговые ставки, нормы амортизации. Совокупность форм, методов и инструментов осуществления различных видов политики государственного управления представляет собой механизм государственного регулирования.

В самом механизме государственного регулирования традиционно выделяют две группы инструментов: прямые, в основном административные, и косвенные, в основном экономические.

Применительно к аграрному сектору экономики государственное регулирование можно проводить с помощью методов приведённых в таблице 4.

 

 

 

Таблица 4

Методы государственного регулирования применительно к с/х

Метод

Комментарий

1

2

Денежно-кредитное регулирование

Посредством его правительство воздействует на денежное обращение. Государство через Центральный банк управляет эмиссией и общей денежной массой, устанавливает предельные ставки банковского ссудного процента, выпускает облигации и другие ценные бумаги.


 

Окончание таблицы 4

1

2

Налоговое регулирование

Выполняется путем назначения и дифференциации налоговых ставок, введение налоговых льгот, освобождение от налогов и так далее. В том же направлении действуют пошлины и таможенные сборы.

Денежно-кредитное регулирование

Посредством его правительство воздействует на денежное обращение. Государство через Центральный банк управляет эмиссией и общей денежной массой, устанавливает предельные ставки банковского ссудного процента, выпускает облигации и другие ценные бумаги.

Бюджетное регулирование

Государственные органы обладают правом распределять средства бюджета по различным направлениям.

Регулирование путем формирования государственных программ.

Правительственные органы часть бюджетных средств направляют на реализацию социальных, научных и других программ.

Ценовое регулирование

Осуществляется посредством установления на некоторые общественно значимые товары и услуги предельных цен.

Социальное регулирование

Осуществляется путём реализации социальных программ, а также программ социального страхования

Регулирование охраны и восстановления окружающей среды

Предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение

Ограничения и запреты

Осуществляется посредством ограничения и запретов определенных видов экономической деятельности


 

 

 

В самом механизме государственного регулирования традиционно выделяют две группы инструментов: прямые, в основном административные, и косвенные, в основном экономические.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты вынуждены приходить к решениям, основанных не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Примеры – налоговое законодательство, юридические процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезные недостатки.

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантом, которые соответствуют целям экономической политики.

В молочной промышленности в настоящее время используются не все инструменты государственного регулирования (Рис 6).

 

Рис. 6 Место инструментов ГРЭ в молочной промышленности в общей системе инструментов

 

Разграничение между прямыми и косвенными инструментами в определенной мере условно. Любой экономический регулятор содержит в себе элементы администрирования, и, наоборот, в каждом административном регуляторе есть или должен быть экономический смысл, так как он сказывается на экономическом поведении субъектов рынка.

На рисунке отражено преобладание административных инструментов, имеющих в основном ограниченный характер. Необходимо более активное использование экономических инструментов, стимулирующих инновационную и инвестиционную активность предприятий. Специфика текущей ситуации в экономике России показывает усиление монополистических тенденций, социальной дифференциации, недобросовестной конкуренции, продовольственной инфляции, безработицы, инновационной пассивности.

 

 

      1. Административные инструменты регулирования

 

 

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Их функции – обеспечение стабильности юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурентной среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений. Административные методы подразделяют на меры запрета, разрешения, принуждения.

Ведущая роль в системе государственного регулирования сельского хозяйства отводится поддержанию соответствующего уровня цен и ценового равновесия. Цены – один из основных элементов в рыночной экономике. По российскому законодательству любой хозяйствующий субъект может повышать цену независимо от массового спроса, цен на другие товары, на средства производства [30, с. 311]. Разбалансированность ценового механизма приводит к разрушительным последствиям. Рыночные колебания ценовой системы на продовольствие сдерживаются вмешательством государства. Наибольшая часть государственных затрат на аграрную политику идет на поддержание цен. Система регулирования цен ставит следующие цели:

    • стабилизация цен с их колебанием в относительно узком коридоре;

    • поддержание цен производителей сельскохозяйственной продукции, позволяющих вести расширенное воспроизводство;

    • регулирование объемов и структуры производства при помощи системы цен.

Схема государственного регулирования цен сводится к установлению верхних и нижних пределов колебания цен и условной цены, которую должно поддерживать государство. Во многом этот механизм поддерживается благодаря установлению уровня закупочных цен.  При этом может происходить скупка или продажа не скоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержание необходимого уровня цен (зерно, кукуруза, хлопок, шерсть). Недостатком ценового регулирования в условиях насыщения рынка является трудность сдерживания с помощью цен производства, а также большие непроизводственные затраты государства на закупку, хранение и транспортировку сельскохозяйственной продукции.

Либерализация цен в России привела к сокращению, как предложения, так и спроса, а также к диспаритету цен. Необходимо ликвидировать диспаритет между потребительскими ценами и уровнем оплаты труда. Требуется урегулировать диспаритет цен по основным ценообразующим звеньям АПК: энергоносители – транспортные тарифы – продукция машиностроения для АПК – услуги для села – сельскохозяйственное сырье – переработка, торговля продуктами питания.

По мнению работников сельскохозяйственных предприятий, основными факторами, ограничивающими развитие сельскохозяйственного производства, являются диспаритет цен и связанные с ним тяжелое финансовое положение хозяйств и изношенность материальной базы.

Одним из важнейших путей решения проблемы диспаритета цен является антимонопольная политика государства. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. Главная цель государственного вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции.

Первый в России антимонопольный нормативный акт – Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят 22 марта 1991 года. При его подготовке был воспринят зарубежный опыт антимонопольного регулирования и учтены особенности экономики России: в нем предусмотрено ограничение монополистической деятельности не только хозяйствующих объектов, но и органов власти и управления.

Закон явился основой для формирования в Российской Федерации антимонопольного законодательства. В каждой стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику, но выделяются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестной конкуренции.

Следующий инструмент государственного регулирования – это индикативное планирование. Отражает специфические особенности функционирования аграрного сектора в новых условия хозяйствования – рекомендательный, ориентирующий характер показателей; добровольность выбора вариантов достижения целей; усиление роли экономических рычагов воздействия на сельскохозяйственного производителя; увеличение роли экономических результатов хозяйствования на социальное положение.

Индикативное планирование в рыночных условиях отводиться особая роль – обоснование стратегии развития, ориентация деятельности товаропроизводителей. Инструментами индикативного планирования являются прогнозы, целевые программы, перспективы и текущие планы – прогнозы, носящие рекомендательный характер.

Система планирования состоит из двух взаимосвязанных направлений: государственное, региональное индикативное планирование, вобравшее в себя прогнозы, программы, экономические оценки на федеральном и региональном уровнях; хозяйственное, включающее программы, прогнозы и планы, направленные на эффективное хозяйствование конкретной организации.

Основной целью индикативного планирования является повышение эффективности – превышение доходов организации над ее расходами. Важно отметить, что индикативное планирование является механизмом координации интересов хозяйствующих субъектов в сфере аграрной экономики и государства, позволяющим сочетать государственное регулирование с рыночной саморегуляцией.

Главным результатом индикативного планирования является создание целевых программ, таких как национальный проект «Развитие АПК», пятилетняя Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы» (приложение 3), а также восьмилетняя Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы».

Еще один из инструментов, санкция – часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим предписаний правовых норм [28, с. 173]. Санкция рассчитана на наступление фактических обстоятельств, называемых правонарушением. Она указывает на юридические последствия, с той лишь особенностью, что в качестве условия предусматривается совершение правонарушения, а последствия – меры воздействия. Санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право. Отсутствие санкций в регулятивных нормах вовсе не означает, что они не обеспечиваются государством. Это достигается с помощью норм, содержащих санкции.

Квота – доля участия в производстве, сбыте, экспорте или импорте продукции, устанавливаемая для предприятий или компаний, входящих в национальные или международные картельные и иные соглашения; стоимость или количественное ограничение импорта или экспорта, вводимое на определенный период времени по отдельным товаром, услугам, странам и группам стран [28, с. 114].

Квотирование экспорта и импорта – установление государством на определенный период количественных или стоимостных ограничений объема экспорта и импорта товаров (работ, услуг) определенной номенклатуры в натуральном или стоимостном выражении [30, с. 123]. Используется как нетарифное средство государственного регулирования экспортно-импортных операций. Статьей 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» предусмотрено использование в отношении отдельных иностранных государств тарифных квот, в пределах стоимости или количества которых импортируемые или экспортируемые товары облагаются льготными таможенными пошлинами, а в случае превышения установленных ограничений к товарам применяются обычные ставки пошлин.[3]

Пример, «установлены тарифные квоты на ввоз в 2010 – 2012 говядины, свинины, тримминга и мяса домашней птицы. Квоты не распространяются на продукцию, происходящую и ввозимую из государств – участниц СНГ…

Напомним, что ввоз указанной продукции сверх установленной квоты облагается по повышенной ставке таможенной пошлины…»[4]

 

 

    1. Экономические инструменты регулирования

 

 

К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер. Речь может идти о методах влияния на совокупный спрос, совокупное предложение. К мерам косвенного государственного регулирования АПК относят:

  • Компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества;

  • Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидий на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции;

  • Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства – субсидии на строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивация земель, а также на содействие созданию фермерских объединений.

Информация о работе Современная ситуация в аграрном секторе экономики и государственная программа развития аграрного сектора экономики