Современная ситуация в аграрном секторе экономики и государственная программа развития аграрного сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Агропромышленный комплекс (АПК) – один из важных комплексов национальной экономики. Он определяет не только продовольственную безопасность России, но и социальную стабильность в обществе. Валовой внутренний продукт (ВВП), произведенный в сельском хозяйстве 4,7% к экономике, численность сельского населения 27%, занятые в сельском хозяйстве 10,6%. На долю России приходится 9% запасов мировой пашни, 52% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. В тоже время доля продукции в мировом сельхозпроизводстве несопоставимо мала. Например, по молоку – это 5%, а по мясу – 2%.[25]

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………. 3
Государственное регулирование АПК …………………………………………...……... 5
Содержание государственного регулирования экономики …………………….....5
Особенности государственного регулирования АПК …………………………......9
Инструменты государственного регулирования аграрного сектора ……………….....16


Общая характеристика инструментов государственного регулирования аграрного сектора ……………………………………………………………………………..…16
Административные инструменты регулирования…………………….…………...18
Экономические инструменты регулирования …………………………………..…21

3. Современная ситуация в аграрном секторе экономики и государственная программа развития аграрного сектора экономики……………………………………………………..27
3.1. Современная ситуация а аграрном секторе экономики …………………...………27
3.2. Государственная программа 2013-2020 …………………………………...……….30
Заключение ………………………………………………………………………...………….33
Список литературы ………………………………………………………………...…………34

Файлы: 1 файл

GR_APK.docx

— 1.07 Мб (Скачать)
  • Выполнение жестких рамок бюджетных ограничений (например, совокупный объем государственных инвестиций в отрасль ограничен).

  • Определенного уровня развития отрасли (например, низкий уровень прибыли на одно хозяйство не позволяет в полной мере использовать такие инструменты как лизинг, субсидированная процентная ставка на кредиты коммерческих банков, страхование).

  • Реальной доступности кредитов.

  • Совершенствования законодательной и нормативной базы.

 

 

    1. Современная ситуация в аграрном секторе экономики и государственная программа развития аграрного сектора экономики
    1. Современная ситуация а аграрном секторе экономики

 

 

АПК, как ни одна другая отрасль, зависит от поддержки государства. Правительство РФ разработало приоритетный национальный проект «Развития АПК», стартовавший 2006, приняло Федеральный закон «О развитии сельского хозяйство», пятилетнею Государственную программу «Развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы» [2], а также восьмилетнюю Государственную программу «Развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы». Большую часть текста занимает описание инструментов государственного регулирования.

Несмотря на кризис, 2009 год для России успешный. «В сельском хозяйстве, которое в предыдущие годы некоторые даже называли «черной дырой» экономики и так далее, сегодня это поддержка, там рост 0,5% будет по году… Благодаря работе агропромышленного комплекса результаты работы экономики в целом лучше, чем мы ожидали в начале года» отметил В.В.Путин [33] (Рис. 7)

Рис. 7 Индекс валовой продукции с/х в сопоставимых цен, в % к 1990г

Аграрно-экономическая политика позволила за период 2000-2008 быстро увеличить валовые сборы зерновых с 65,5 млн. т. до 108,2 млн. т.(таблица 7), средний ежегодный темп прироста составил 3,8%. Зерновое производство с расширяющейся экспортной специализацией стало прибыльным бизнесом. Экспорт зерновых, составлявший в 2000году 1,3 млн. т.(2% от валового сбора зерна), увеличился к 2008 – до 18,2 млн. т. (16,8% валового сбора), а к 2010 – до 20,1млн.т. (15,8 % валового сбора), что дало возможность России войти в тройку крупнейших экспортеров зерна.

 

 

 

 

Таблица 7

Показатели динамики зернового хозяйства России [31]

Год

Валовой сбор, млн. т

Посевная площадь

Урожайность зерновых, ц/га

Экспорт зерновых

всего

зерновые

в расчете на 1га посевной площади

в расчете на 1га убранной площади

всего млн. т

удельный вес в валовом сборе, в %

1992

106,9

114,6

61,9

17,2

18,0

-

-

1995

63,4

102,5

54,7

11,6

13,1

-

-

1998

47,9

91,7

50,7

9,4

12,9

-

-

1999

54,7

88,3

46,6

11,7

14,4

-

-

2000

65,5

85,4

45,6

14,4

15,6

1,3

2,0

2002

86,6

84,6

47,5

18,2

19,6

12,6

14,5

2005

78,2

77,5

43,8

17,9

18,5

12,3

16,0

2007

81,8

76,4

44,3

18,4

19,8

16,7

20,4

2008

108,2

-

47,2

22,9

23,8

18,2

16,8


 

 

Один из приоритетных вопросов, которые Правительство РФ держит под постоянным контролем, - вопрос стабилизации рынка зерна. Необходимо поддержать отечественных сельхозпроизводителей путем проведения государственных закупочных интервенций в объеме не менее 18 – 20 млн. т в условиях снижения цен на зерно как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Увеличен срок действия исключительного железнодорожного тарифа на перевозку зерна для районов Сибири. Реализация этих мер позволила привлечь к участию в интервенциях сельхозпроизводителей из 35 субъектов РФ, то есть практически охватить все зернопроизводящие регионы.

Импортозамещение. К примеру, правительство приняло решение о снижении квот на ввоз мяса птицы на 300 тыс. т, а методами таможенно-тарифного регулирования можно убрать с рынка до 200 тыс. т импортной свинины.

На заседании Комиссии правительства по защитным мерам рассмотрен вопрос о повышение ставок ввозных таможенных пошлин на ряд видов молочной продукции в условиях достаточных ресурсов отечественного производства.[4]

Обязаны результатам 2008 тому, что правительство с самого начала внимательно следило за диспаритетом цен. В 2008 году резко начала подниматься стоимость дизельного топлива, минеральных удобрений, тарифов и услуг. Стало понятно, что если государство не вмешается, то с учетом продолжающегося продвижения импорта российские аграрии просто не смогут активно развиваться. Стоимость минеральных удобрений выросло в 1,7 раза – решили ввести экспортные пошлины. Кончилось это тем, что 8 млрд. руб. выручки от экспортной пошлины в течение года были возвращены производителям сельхозпродукции, которые покупали удобрения весной и летом. Когда подняли тарифы на электроэнергию и перевозки, стало тяжело производителям свинины и мяса птицы. Их продукция стала неконкурентоспособной по сравнению с импортной, а по сути – убыточной. Правительство выделило 10 млрд. руб. на комбикорма. И они смогли реализовать свой продукт без убытка. Дизельное топливо с начала года выросло в цене на 40% - государство направило на компенсацию части затрат на горючее и смазочные материалы 10 млрд. руб. Все это, конечно, поддерживает аграриев(Рис. 8).

Рис. 8 Индексы цен производителей на реализуемую сельскохозяйственную продукцию и некоторые виды промышленной продукции в 2008

 

В последние годы темпы инвестиций в сельское хозяйство имели хорошую, устойчивую динамику. Это потому, что основным инструментом реализации Госпрограммы является поддержка инвесторов путем предоставления возможности привлекать в отрасль льготные краткосрочные и долгосрочные кредиты. Объемы кредитов на 2009, как краткосрочных, так и долгосрочных, всего – 866 млрд. руб. (в 2008 710 – 720 млрд. руб.). Причем 520 млрд. руб. – кредиты, которые субсидируются из федерального бюджета. По проектам, связанным с развитием молочного животноводства, - до 100%. 200 млрд. руб. – это краткосрочные кредиты, 200 млрд. – долгосрочные, на строительство животноводческих комплексов. Кредиты выдаются до 15 лет и первое погашение на пятом году его использования. В 2009 году по разным источникам в агросектор выдано кредитов в объеме 700 млрд. руб.

 

Рис. 9 Объем привлечённых в сельское хозяйство кредитов (млрд. руб.).

В 2009 в рамках Госпрограммы ОАО «Росагролизинг» должно было поставить в хозяйства страны 30 тыс. голов племенного крупного рогатого скота. К началу декабря 2009 все показатели были выполнены. Дополнительно на условиях лизинга отправлено 757 свиней и свыше 12 тыс. голов мелкого рогатого скота. На 29 млрд. руб. увеличен уставный капитал Роагролизинга. Это позволит резко нарастить закупки для АПК техники и племенного скота.

 

 

      1. Государственная программа 2013-2020

 

 

В нынешнем году продолжиться реализация Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы». В сложных современных условиях будут осуществляться и приоритетные национальные проекты. Именно социальная сфера на первом месте в зоне внимания Правительства Российской Федерации.

Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы» является стержнем, на котором будет строиться вся стратегия развития сельского хозяйства РФ в будущем. Поэтому, говоря о перспективах развития аграрного сектора экономики, в первую очередь нужно говорить именно об этой программе.

Цели данной программы представлены на рисунке 10.

Рис. 10 Цели государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы»(4)

 

На реализацию этой программы запланировано выделить в общей сложности 1,53 трлн. рублей. Стоит отметить, что распределение этих средств по годам довольно равномерно, что позволит проводить стабильную политику (рис 11).

Разумеется эта программа включает в себя ряд подпрограмм, которые будут реализовываться в отдельных областях аграрного сектора экономики России, например «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продуктов растениеводства» и «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продуктов животноводства». Эти две подпрограммы являются ключевыми для государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», о чём свидетельствует объём выделенных на них средств. (Приложение 6)

 

Рис. 11 Распределение выделенных на государственную программу 2013-2020 средств по годам[6]

Анализируя объём выделенных на данную государственную программу средств и ожидаемых результатов, а именно:

  1. Повышение удельного веса российских продовольственных товаров в общих ресурсах продовольственных товаров к 2020 г:
    1. Зерна до 99,7%
    2. Свекловичного сахара до 93,2%
    3. Растительного масла 87,7%
    4. Картофеля до 98,7%
    5. Мяса и мясопродуктов до 88,3%
    6. Молока и молокопродуктов до 90,2%
  2. Увеличение продукции сельского хозяйства в 2020 по отношению к 2012 на 20%
  3. Обеспечение среднегодового темпа прироста инвестиций в основной капитал с/х в 4,5%
  4. Повышение среднего уровня рентабельности с-х организаций не менее чем до 10-15%
  5. Доведение соотношения уровней заработной платы в с/х и в среднем по экономике до 55%

Можно сделать вывод, что данная программа, при сохранении темпов развития, имеющихся с 2009 г имеет все шансы на успех и выглядит вполне реалистичной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Исходя из целей курсовой работы был проведён анализ различных методов государственного регулирования аграрного сектора экономики, были выявлены его особенности, а также современная ситуация в аграрном секторе. Исходя из полученных данных, можно сделать ряд выводов.

На сегодняшний день не существует единого подхода к определению государственного регулированию экономики,  так же как нет и единого взгляда на классификацию его методов и для каждой сферы и отрасли необходимо применять свой подход, учитывающий ряд её особенностей.

Говоря о государственном регулировании аграрного сектора, должны быть приняты во внимание специфические особенности аграрного сектора – сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находятся в зоне рискованного земледелия.

Анализ инструментов государственного регулирования экономики показал, что приоритет отдаётся экономическим методам регулирования, а точнее косвенным экономическим методам. В свою очередь это говорит нам о том, что идёт замена административно-распорядительных методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными на законах рынка. Соответственно это предполагает изменение роли государства, сокращение масштабов государственной собственности, формирование системы, при которой заинтересованным и ответственным субъектом экономики становится непосредственно производитель.

Информация о работе Современная ситуация в аграрном секторе экономики и государственная программа развития аграрного сектора экономики