Современная ситуация в аграрном секторе экономики и государственная программа развития аграрного сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Агропромышленный комплекс (АПК) – один из важных комплексов национальной экономики. Он определяет не только продовольственную безопасность России, но и социальную стабильность в обществе. Валовой внутренний продукт (ВВП), произведенный в сельском хозяйстве 4,7% к экономике, численность сельского населения 27%, занятые в сельском хозяйстве 10,6%. На долю России приходится 9% запасов мировой пашни, 52% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. В тоже время доля продукции в мировом сельхозпроизводстве несопоставимо мала. Например, по молоку – это 5%, а по мясу – 2%.[25]

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………. 3
Государственное регулирование АПК …………………………………………...……... 5
Содержание государственного регулирования экономики …………………….....5
Особенности государственного регулирования АПК …………………………......9
Инструменты государственного регулирования аграрного сектора ……………….....16


Общая характеристика инструментов государственного регулирования аграрного сектора ……………………………………………………………………………..…16
Административные инструменты регулирования…………………….…………...18
Экономические инструменты регулирования …………………………………..…21

3. Современная ситуация в аграрном секторе экономики и государственная программа развития аграрного сектора экономики……………………………………………………..27
3.1. Современная ситуация а аграрном секторе экономики …………………...………27
3.2. Государственная программа 2013-2020 …………………………………...……….30
Заключение ………………………………………………………………………...………….33
Список литературы ………………………………………………………………...…………34

Файлы: 1 файл

GR_APK.docx

— 1.07 Мб (Скачать)

В сельском хозяйстве в наибольшей степени проявляется влияние природных факторов, следствием которого является ярко выраженная цикличность производства, обычно в форме его годичной сезонности. Значительный разрыв между временем пополнения оборотных средств и реализации продукции повышает значимость заемного финансирования и планирования. Длительность основного производственного цикла велика, она составляет около 4-х месяцев в полеводстве и 3 месяцев в птицеводстве, до 5-х лет в мясном скотоводстве. В 2011 году доля затрат в незавершенном производстве сельского хозяйства составляла 26,6% от всех оборотных активов и была в пять раз выше среднего по экономике показателя. Из-за биологических особенностей живых организмов сельское хозяйство характеризуется непрерывным производственным циклом. Он не может быть приостановлен, а длительная задержка или невыполнение любой из ключевых операций обычно приводит к потере конечной продукции. Кроме того, сельское хозяйство отличает высокая доля повторно-используемых ресурсов (отбор семенного материала, материнское стада, использование молока для кормления животных), которая составляет около 30% от натуральных объемов производства.

Среди всех факторов производства в сельском хозяйстве, в первую очередь в растениеводстве, ключевую роль играет земля. Изменчивость почвенного плодородия, природных и социально-экономических условий, в которых осуществляется сельское хозяйство, определяет исключительное территориальное многообразие форм аграрного производства с точки зрения их продуктовой специализации, организационных форм и используемых технологий и других признаков.

На отдельных стадиях технологического процесса в сельском хозяйстве выражен как положительный так и отрицательный эффект масштаба. С ростом размера сельскохозяйственных предприятий становится доступным использование более производительных машин и оборудования, а также современных индустриальных технологий производства. Вместе с тем ввиду высокой степени диверсификации, особо большое значение приобретает организационная эффективность, оперативность в принятии решений и умелый микроменеджмент, что благоприятствует развитию малых производственных форм. Это обстоятельство имеет особую важность, поскольку, в отличие от большинства других отраслей, организационная эффективность сельскохозяйственных предприятий в большей степени определяет их конкурентоспособность, нежели уровень используемых технологий, и имеет большее значение, нежели уровень используемых технологий.

Исходя из вышеперечисленных особенностей, можно составить схему важнейших функций государственного регулирования аграрного сектора экономики. (Рис. 3)

 

Рис. 3 Основные функции государственного регулирования аграрного сектора экономики

Важной функцией государства должно стать формирование и воспроизводство эффективных субъектов рыночных отношений – реальных собственников, предпринимателей, менеджеров, работников, продавцов, покупателей и так далее. Роль государства должна сводиться к тому, чтобы с помощью научно обоснованных форм, методов, рычагов, подготовки и переподготовки кадров создать благоприятную среду в аграрном секторе экономики России.

Не менее важная функция государственной поддержки – формирование устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье для промышленности с учетом их прогрессивной структуры, потребностей в зависимости от возраста, трудовой деятельности, региона проживания и платежеспособного спроса населения, ориентации перерабатывающей промышленности на использование в качестве сырья продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей. Для защиты и экономической поддержки отечественного товаропроизводителя государство должно формировать и поддерживать систему цен, обеспечивающих стимулирование устойчивого предложения и платежеспособности спроса на продовольственные и другие товары.

Создание инфраструктуры для устойчивого функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала также является одной из основных функций государства в усилении поддержки эффективного функционирования аграрного производства.

Для стимулирования производства сельскохозяйственных товаров одним из важнейших условий должно стать выполнение государством функции обеспечения вхождения субъектов аграрной сферы экономики в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему международных сельскохозяйственных рынков. Поэтому крайне важно оказать поддержку в организации экспорта конкурентоспособных сельскохозяйственных товаров отечественных товаропроизводителей, а также создать механизм их защиты от подавления иностранными импортерами.

Государство может выполнить эти и другие функции поддержки эффективного аграрного производства, если формирование системы такой поддержки будет основано на реализации принципов его организации (Рис. 4).

Прежде всего, важен принцип единства экономических и социальных целей: меры государственного регулирования должны ориентироваться не только на решение экономических проблем, но и принимать во внимание сложившиеся ценности сельского населения, модели поведения его различных групп, социально-психологических и национальные особенности.

Следующий принцип – сочетание индикативности и директивности в управлении аграрной сферой – предполагается, что директивные методы регулирования в условиях рыночной экономики могут распространяться на предприятия государственного сектора при необходимости.

Принцип аграрного протекционизма имеет два аспекта: внутриэкономический, он касается взаимоотношений аграрного комплекса с другими отраслями, и внешнеэкономический, который связан с экспортом и импортом сельскохозяйственных товаров. Закуп за рубежом продовольствия, комбикорм, семян, даже более высокого качества, в условиях кризиса сбыта оказывает негативное дополнительное влияние на финансовое состояние отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

 

Рис. 4 Принципы государственного регулирования сельскохозяйственного производства

Принцип программного регулирования основывается на том, что программы в аграрном секторе представляют собой, во-первых, метод воздействия на конкуренцию и тем самым смягчают негативные последствия, во-вторых, позволяют согласовывать интересы, механизмы и инструменты регулирования.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и мелких. Малых и средних предприятий особенно много в отраслях, связанных с производством потребительских товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции. Развитие различных по объемам производства предприятий предполагает использование и различных форм собственности. Таким образом, государственное регулирование должно основываться на принципе равнозначной поддержки предприятий всех форм собственности.

Основным содержанием государственного регулирования в аграрном секторе является финансовая и материальная поддержка сельскохозяйственных предприятий со стороны государства. Однако она не должна развивать иждивенчество, необходимо исключить возможность использовать такой поддержки на компенсацию убытков от неэффективного ведения. Поэтому целесообразно выделить такой важный принцип государственного регулирования, как экономическое стимулирование эффективно работающих предприятий.

Принципы государственного регулирования находят свое проявление в конкретных методах, направлениях и инструментах достижения поставленных целей.

В рыночной экономике предпочтение отдается экономическим методам: прямым (бюджетным) и косвенным (денежно-кредитным).

В соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» [2] на рисунке 5 представлены основные направления.

Рис. 5 Основные направления государственного регулирования с/x [2]

В современных условиях ведущим звеном государственного экономического регулирования АПК должно рассматриваться финансово-кредитное регулирование, основное назначение которого – образование, распределение и использование финансовых и кредитных ресурсов национальной экономики.

Основы современного государственного финансирование АПК определяются Федеральными законами, которые предусматривают распределение средств федерального бюджета по направлениям: бюджетная поддержка сельскохозяйственного производства; страхование.

Направления государственного экономического регулирования реализуются посредством специфических инструментов государственного воздействия. В связи с тем, что задачи государства в области регулирования аграрного производства можно свести к обеспечению, во-первых, достаточного уровня доходности сельских товаропроизводителей, и, во-вторых, развитие сельских территорий, инструменты государственного регулирования аграрного производства можно условно разделить на две группы (приложение 2):

- инструменты по повышению  эффективности сельскохозяйственного  производства;

- инструменты по обеспечению  социальной защищенности сельского  населения и развитию социально-производственной  инфраструктуры сельских территорий.

Формирование экономической политики (выбор тех или иных инструментов) происходит исходя из целей, которые ставят перед собой органы государственного управления в той или иной конкретной ситуации. Применяемые инструменты (методы), которые предполагается использовать для достижения поставленных целей, могут быть принципиально различны: от самых радикальных реформ до косметического обновления, корректировки существующего экономического механизма и продолжение прежнего курса. От того, какие инструменты и как будут использованы (или не использованы), зависит степень реализации поставленных целей. Можно наметить верную цель и многое потерять при ошибочном выборе методов ее достижения либо все же реализовать, но уже другую цель, которая изначально неявно ставилась.

Инструменты реализации поставленных целей могут принимать широкую разновидность форм. Вместе с тем среди них нет ни одного идеального. Многие методы политики, хотя и предназначались, главным образом, для достижения определенной цели (например, уровня развития и экономической эффективности). Большинство инструментов, как правило, направлено на реализацию ряда целей, при этом некоторые из них дополняют, а часть конкурируют друг с другом. Применение односторонних методов не может оказать стабилизирующего эффекта. Все известные методы, несмотря на то, что существует определенный диапазон в выборе инструментов национальной политики в области сельского хозяйства, можно разделить на две группы:

- административные и правовые;

- экономические (в том  числе прямые и косвенные).

Данная группировка методов присуща всем экономическим системам. В плановой экономике к косвенным методам, рассчитанным на экономические стимулы, относятся регулирование цен, уровня заработной платы, тарифов, процентов по кредитам. Косвенные (непрямые) методы соответствуют системе индикативного планирования. В свою очередь, так называемые «прямые методы», предполагают централизованное распределение ресурсов под планируемые объемы производства. В рыночной системе, пропорции воспроизводства, в той или иной мере, поддерживаются благодаря действию механизма саморегулирования, а «прямые» методы сводятся к целевому финансированию, государственным закупкам, обеспечению функционирования государственного сектора экономики. В свою очередь, к «косвенным» методам регулирования, в первую очередь, следует отнести кредитно-денежную и бюджетно-налоговую системы.

Основными формами административных методов являются: рационирование, лицензирование и квотирование, контроль за ценами, доходами, введение обязательных стандартов, антимонопольные меры и так далее. Правовое регулирование осуществляется на основе действующего законодательства через систему установленных норм и правил. Реальная политика, особенно на переходном периоде, состоит из совокупности, часто из комбинации, административно-правовых и экономических (прямых и косвенных) методов.

С реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», который стартовал в 2006, в Российской Федерации удалось обеспечить рост сельскохозяйственного производства и добиться первых успехов в развитии социальной сферы села. Нацпроект стал фундаментом для принятия Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», пятилетней Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы» (приложение 3), а также восьмилетней Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы». Одним важным моментом принятых законов является окончательное утверждение положения о том, что социальное развитие села – это составная часть аграрной политики страны. В начале, 2008 была своевременно сформирована нормативно-правовая база, включающая в себя 10 постановлений правительства РФ и 20 приказов Минсельхоза России. Большую часть текста занимает описание возможных инструментов государственного регулирования АПК, часть статей описывает механизмы отдельных подпрограмм (например, поддержки кредита, страхования, интервенций).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Инструменты государственного регулирования аграрного сектора экономики

 

      1. Общая характеристика инструментов государственного регулирования аграрного сектора

 

 

Государственное управление и регулирование представляется в широком и узком значении. В узком смысле – это административная, исполнительно-распорядительная деятельность государства. В широком смысле – это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирование различных общественных отношений путем деятельности всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, их органов, государственных служащих.

Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется с использованием целого ряда инструментов (рычагов).

Информация о работе Современная ситуация в аграрном секторе экономики и государственная программа развития аграрного сектора экономики