Совершенствование тарифной системы оплаты труда ОАО «Промтехмонтаж»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в поиске путей совершенствования тарифной системы оплаты труда в ОАО «Промтехмонтаж».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) раскрыть назначение и содержание тарифной системы;
2) провести исследование существующей практики организации оплаты труда персонала ОАО «Промтехмонтаж»;
3) определить пути совершенствования тарифной системы оплаты труда в ОАО «Промтехмонтаж».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

1 ТАРИФНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………..
1.1 Оплата труда: сущность, функции, принципы построения…………..
1.2 Система организации заработной платы. Нормативное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь………………………………………
1.3 Тарифная система оплаты труда в Республике Беларусь и ее элементы………………………………………………………………………
1.3.1 Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь (ETC)………………………………………………………………………….
1.3.2 Тарифные коэффициенты………………………………………
1.3.3 Тарифно-квалификационные, квалификационные справочники………………………………………………………………….
1.3.4 Тарифная ставка 1-го разряда…………………………………
1.3.5 Тарифные ставки рабочих, должностные оклады служащих..

2 АНАЛИЗ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ»…………………………………………………….
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Промтехмотаж»………………………………………………………………
2.2 Анализ существующей системы оплаты труда на предприятии…….
2.4 Анализ эффективности использования фонда оплаты труда…………..

3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………
3.1 Недостатки тарифной системы оплаты труда ………………..............
3.2 Совершенствование тарифной системы оплаты труда ОАО «Промтехмонтаж»……………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

курсовая тарифная система .doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Заработная плата работникам ОАО «Промтехмонтаж» повышается в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги за счет увеличения объема товарооборота и прибыли и одновременно всем работникам. Конкретные размеры должностных окладов и тарифных ставок, премий поощрений и доплат, надбавок устанавливается в зависимости от наличных средств. Ставка 1-го разряда повышается единовременно в пределах средств на оплату труда, включаемых в расходы на реализацию. Обязательным условием увеличения ставки 1-го разряда является отсутствие задолженности по зарплате, в бюджет и внебюджетные фонды и выполнение основных показателей финансово хозяйственной деятельности. Выплата зарплаты в ОАО «Промтехмонтаж» производится 7-го, аванса 22-го числа каждого месяца. Основанием для начисления заработной платы в ОАО «Промтехмонтаж» служит Республиканская тарифная система, состоящая из Единой тарифной сетки, тарифно-квалификационных справочников рабочих и служащих, тарифной ставки первого разряда.

 

 

2.3 Анализ эффективности использования фонда оплаты труда

 

В фонд оплаты труда ОАО «Промтехмонтаж» включаются заработная плата, начисленная за выполнение работ по тарифным ставкам, надбавки и доплаты к тарифным ставкам, премии за производственные результаты, оплата отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, оплата за работу в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время, единовременные вознаграждения, за выслугу лет, стаж и т.д. К денежным выплатам и поощрениям относятся вознаграждения по итогам за год, материальная помощь.

Проведем анализ показателей по труду и заработной плате ОАО «Промтехмонтаж» за 2008-2009 гг. (таблица 2.2).

Среднемесячная заработная плата за 2009 г. составила 511,84 тыс. руб., по сравнению с 2008 г. она выросла на 1,25 %. Темпы роста средней зарплаты ниже темпов роста всего фонда заработной платы.

 

 

 

Таблица 2.2 – Анализ показателей по труду и заработной плате ОАО «Промтехмонтаж» за 2008-2009 гг.

Показатель

2008 г.

2009 г.

Отклонение (+/-)

Темп роста, %

Среднесписочная численность работников, чел.

91

98

7

107,69

Фонд заработной платы работников списочного состава, млн. руб.

552

601,92

49,92

109,04

Фонд заработной платы в % к товарообороту

54,06

42,41

-11,65

78,45

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

505,49

511,84

6,34

101,25

Производительность труда, млн. руб.

 

 

 

 

– в действующих ценах

15,3

22,23

6,93

145,29

– в сопоставимых ценах

15,3

19,4

4,1

126,80

Источник: собственная разработка на основе приложения Д

 

В ОАО «Промтехмонтаж» производительность труда в действующих ценах в отчетном периоде составила 22,23 млн. руб. и по сравнению с прошлым периодом она возросла на 45,3 %. Рост производительности обусловлен ценовым фактором. В отчетном периоде выработка на одного работника в сопоставимых ценах составила 19,4 млн. руб., следовательно, повышение продажных цен на товары привело к росту выработки на 2,83 млн. руб. (22,23 – 19,4).

Сложившаяся в ОАО «Промтехмонтаж» система оплаты труда характеризуется многообразием элементов (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 – Структура фонда оплаты труда ОАО «Промтехмонтаж» за 2008-2009 гг.

Элементы фонда оплаты труда

2008 г.

2009 г.

Абсолютное изменение (+,-)

Темп роста, %

1

2

3

4

5

Фонд заработной платы работников списочного и несписочного состава - всего

768,9

984,7

215,8

128,07

В том числе:   заработная плата, начисленная за выполненную работу и отработанное время

440,4

557,9

117,5

126,68

в том числе:   заработная плата на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов)

187,8

231,2

43,4

123,11

заработная плата по сдельным расценкам

243,5

305,1

61,6

125,30

другие выплаты за выполненную работу и отработанное время

9,1

21,6

12,5

237,36

Выплаты стимулирующего характера

210,5

292,9

82,4

139,14

в том числе:   надбавки

51,3

39,1

-12,2

76,22

премии

113,1

143,6

30,5

126,97

единовременная материальная помощь

46,1

60,2

14,1

130,59

Окончание таблицы 2.3

1

2

3

4

5

Выплаты компенсирующего характера

58,5

62,2

3,7

106,32

из них денежная компенсация за неиспользованный отпуск

5,5

7,7

2,2

140,00

Оплата за неотработанное время

59,5

71,7

12,2

120,50

Источник: собственная разработка на основе приложений Д, Е, Ж

 

Анализ структуры фонда заработной платы ОАО «Промтехмонтаж» за 2008-2009 гг. позволяет сделать следующие выводы. Удельный вес тарифа в 2009 г. составил у работников 56,7, что является недостаточным, так как оптимально он должен составлять 70 – 80 %. Снижение доли тарифа ниже этого уровня приводит к тому, что заработная плата становится «нечувствительной» к своему стержневому элементу, призванному обеспечить заинтересованность работников в росте квалификации – одной из решающих предпосылок повышения эффективности труда. При таких условиях заработная плата не отражает результаты труда, усилия работников, а выполняет роль социальных компенсационных выплат.

Надтарифные выплаты на ОАО «Промтехмонтаж» за 2009 г. составляют 43,3 %. В большей мере это относится к выплатам стимулирующего характера. Удельный вес премии составляет в 2008 г. 14,7 %. В 2009 г. произошло уменьшение доли премии до 14,6 %. В структуре фонда заработной платы в 2009 г. надбавки составляют 4 % и на 12,2 млн. руб. меньше данных выплат за 2008 г. С положительной стороны следует отметить рост единовременной материальной помощи на 14,1 млн. руб. Выплаты компенсирующего характера увеличились на 3,7 млн. руб., оплата за неотработанное время увеличилась на 12,2 млн. руб.

Эффективная работа предприятия возможна в том случае, если темпы роста производительности труда опережают темпы роста средней заработной платы. ОАО «Промтехмонтаж» имеет благоприятную тенденцию опережения роста производительности труда (145,3 %) по сравнению с ростом средней заработной платы (128,07 %). Коэффициент опережения равен [13, c. 212]:

 

Коп = Игв / Исз = 1,453 / 1,2807 = 1,13.

 

Для определения суммы экономии (-Э) или перерасхода (+Э) фонда заработной платы в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты, воспользуемся формулой (2.1):

 

Э = ФЗПотч × (Исз – Игв ) / Исз.                                                        (2.1)

 

Э = 984,7 млн. руб. × (1,2807 – 1,453) / 1,2807 = -132,5 млн. руб.

 

Таким образом, за 2009 г. наблюдается экономия фонда заработной платы ОАО «Промтехмонтаж» на сумму 132,5 млн. руб.

Анализ существующего положения в экономике позволяет сделать вывод о том, что руководство ОАО «Промтехмонтаж» просто вынуждено постоянно повышать заработную плату, чтобы поддержать жизненный уровень своих работников и сохранить высококвалифицированные кадры. В данной связи основная задача в области оплаты труда в период формирования рыночных отношений состоит в том, чтобы увеличение реальных доходов работников обеспечивалось, прежде всего, улучшением использования потенциала организации, ростом эффективности хозяйственной деятельности, увеличением объема реализуемой продукции и повышения ее конкурентоспособности. В конечном итоге организация заработной платы должна стать объективным механизмом оценки результатов хозяйственной деятельности как вклада в развитие экономики с меньшими затратами и лучшим потребительским эффектом.

 

 

 

 

 

 

 


3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

3.1 Недостатки тарифной системы оплаты труда

 

Рост заработной платы является одним из важнейших приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения и сокращение малообеспеченности путем повышения роли заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения, увеличения государственных минимальных социальных гарантий, формирования рыночных механизмов оплаты труда, совершенствования налоговой системы регулирования индивидуальных доходов, предотвращение необоснованной дифференциации по уровню заработной платы в разных сферах деятельности [14, с. 517]

Существующая  система  оплаты  труда  в  Беларуси  сформирована  в  рамках  социально направленной государственной политики. Соответственно, она сопряжена с выполнением  общегосударственных  программ  социально-экономического  развития  и  характеризуется  высокой  степенью  вмешательства  государства  в  установление  ставок  заработной  платы,  как  для  государственных,  так  и  для  частных предприятий [15, с. 2]. 

Общие приоритеты системы оплаты труда в Беларуси в контексте существующей государственной политики можно резюмировать следующим образом:

1)  выполнение целевых показателей по заработной плате для обеспечения приемлемого уровня благосостояния и лояльности населения;

2)  сглаживание социального неравенства;

3)  обеспечение  высоких  поступлений  в Фонд  социальной  защиты  населения  и перераспределение этих средств в социальную сферу;

4)  сохранение низкого уровня безработицы;

5)  сохранение  контроля  над  оперативной  деятельностью  предприятий  всех форм собственности [15, с. 3].

Применение тарифной системы оплаты труда на предприятиях Республики Беларусь имеет ряд недостатков:

1. Единая тарифная система оплаты труда в Беларуси обязательна для применения всеми коммерческими организациями (вне зависимости от форм собственности) и индивидуальными  предпринимателями.

Тарифная ставка первого разряда является базовым элементом тарифной системы оплаты  труда,  поскольку  от  нее  зависит  размер  оплаты  труда  всех  работников предприятия. Законодательство прямо не устанавливает величину тарифной ставки первого разряда, но регулирует минимальный ее размер (не меньше тарифной ставки первого разряда для работников бюджетной  сферы  и базовый предельный норматив этой ставки (максимальную ее величину - в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного  населения).

Информация о работе Совершенствование тарифной системы оплаты труда ОАО «Промтехмонтаж»