Социальная ответственность бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 05:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать социальную ответственность в бизнесе (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»).
Задачи исследования:
1Раскрыть понятие социальной ответственности предпринимательства.
2.Выявить роль спонсорства в развитии социальной обстановки в обществе.
3.Изучить благотворительную помощь предприятий и организаций: проблемы и пути решения.
4.Провести анализ благотворительной и спонсорской помощи как проявления социальной ответственности компании (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»).
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной ответственности бизнеса 6
1.1 Понятие социальной ответственности предпринимательства (обзор основных концепций). 6
1.2 Роль спонсорства в развитии социальной обстановки в обществе. Понятие спонсоринга и спонсорства. 13
1.3Социальное предпринимательство - это бизнес по решению местных проблем. 15
1.4 Благотворительная помощь предприятий и организаций: проблемы и пути решения. 21
Глава 2. Анализ благотворительной и спонсорской помощи как проявления социальной ответственности компании (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»). 23
2.1 Общая характеристика компании. 23
2.2 Роль компании в благотворительной и спонсорской деятельности. 24
2.3 Проведение Республиканского конкурса на звание «Человек - золотое сердце». Вклад ОАО «АК БАРС БАНК» в развитии благотворительности. 35
Заключение. 40
Список использованной литературы. 44

Файлы: 1 файл

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 75.32 Кб (Скачать)

 Также, отметим, что  с середины XIX века термин "ответственность"  начинает все чаще появляться  в религиозно-практических дискуссиях, где затрагиваются темы "христианской  ответственности" бизнесменов.  Заметим, что здесь уже явно  видна прямая соотнесенность  понятия "ответственность"  с субъектами управления. В дальнейшем  расширение сферы управленческой  практики привело к тому, что  религиозные философы вынуждены  были обратиться к теоретическим  обоснованиям понятия "ответственность"  в новых социально-исторических  условиях.

 На наш взгляд, наиболее  значимыми здесь являются работы  М. Бубера, К. Барта, Р. Нибура. На вопрос, может ли руководитель  большого технического предприятия проявлять диалогическую (социальную) ответственность, Бубер утверждает, что, безусловно, может. "Он проявляет ее, если представляет себе руководимое им предприятие... в его конкретности; если он видит в нем не совокупность центров механических сил и обслуживающих организмов, которые дифференцируются для него лишь по своим функциям, а совокупность людей; если он... воспринимает этих людей как личности и соответственно относится.

 Таким образом, социальная  ответственность - это контракт  между бизнесменом и обществом,  в котором он функционирует.  Выделяют четыре основных подхода  к определению ответственности  бизнеса: 

1) Любые действия в  рамках юридической законности  считаются социально ответственными - "В бизнесе нет места этике". Так, Ненси Рэнкен в своей  работе "Мораль и бизнес" выдвигает  тезис о том, что бизнесмена  нельзя рассматривать в качестве  морального субъекта, поскольку  любой бизнесмен озабочен проблемами  выживания, роста и прибыли  и не способен к альтруистическим  поступкам .

 Тем самым она отвергает  так называемый "тезис о гармонии", согласно которому все, что  действительно полезно для бизнеса,  корректно с моральной точки  зрения. Сторонники этой позиции  убеждены, что бизнес играет в  обществе исключительно экономическую  роль, и долг менеджера - с помощью  производства конкурентоспособных  товаров и услуг обеспечить  акционеров наиболее высокими  прибылями от их инвестиций.

 При этом они считают,  что не несут каких-либо особых  этических обязательств и ответственности  за предотвращение чьего-либо  ущерба или за продвижение  тех, а не иных товаров и  услуг. Они не видят никакой  необходимости отступать от закона, чтобы предотвратить нанесение  ущерба кому-либо. С точки зрения  сторонников этой позиции ответственность  предпринимателя отождествляется  с юридической ответственностью, т.е. любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными.

2) Другую позицию можно  охарактеризовать девизом: "Максимальная  прибыль - единственная обязанность  бизнеса". Сторонники этой позиции  утверждают, что они могут преступить  закон, чтобы преследовать чью-либо  пользу, например, получение прибыли. 

 По данным исследований, проведенных учеными Вашингтонского  университета, за пять лет с  1981 по 1985 каждые две из десяти  крупнейших американских корпораций  принимали участие, по крайней  мере, в одной операции, выходящей  за рамки закона. Это косвенно  подтверждается и следующими  фактами. В период с 1976 по 1986 г. число арестов за мошенничество  среди менеджеров увеличилось  на 75%, за растрату - на 26%.

 Указанную позицию  очень ясно изложил Милтон  Фридман: "В системе частной  собственности... менеджер фактически  является служащим, работающим по  найму у владельцев бизнеса.  Он ответственен непосредственно  перед своими нанимателями, и  ответственность его заключается  в том, чтобы вести дело в  соответствии с их пожеланиями.  Пожелания же нанимателей, в  общем, сводятся к требованию  делать как можно больше денег,  приспосабливаясь к воплощенным  в законах и этических традициях  базовым нормам общества" .

 Исходя из этих позиций,  менеджеры принимают решение  по поводу своей этической  ответственности блюсти интересы  хозяев, и именно это, а не  ответственность за предотвращение  чьего-либо ущерба или за продвижение  социально-ориентированных товаров  и услуг, определяет границы  их этической ответственности. 

 Таким образом, сторонники  этого направления сводят социальную  ответственность к профессиональной  ответственности, которая диктуется  нормами взаимодействия профессионала и нанимателя. Любые действия в рамках указанных норм считаются социально ответственными.

3) Сторонники третьей  позиции допускают, что в бизнесе  есть место социальной ответственности,  но понимают ее как инструмент  или условие, которое менеджеры  используют для достижения целей  корпорации в экономике. Социальная  ответственность должна вести  к успеху и сохранять успех.  А если она не выдерживает  этой проверки сейчас или когда-нибудь  в будущем, то она может быть  отброшена по прагматическим  соображениям.

 Таким образом, сторонники  этого направления признают, что  можно говорить о специфической  социальной ответственности предпринимателей  не только в рамках юридической  или профессиональной ответственности,  но и в более широком аспекте.  Но это возможно только в  том случае, если эта деятельность  ведет к успеху. Если этого  нет, то социальная ответственность  не приносит пользы, поэтому от  нее необходимо отказаться. Это  своего рода экономическая ответственность. 

4) Четвертая позиция представляет  социально ответственной ту организацию,  которая считает себя морально  ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так  и перед всеми, кто оказывается  под воздействием ее деятельности. Ответственность компании регулируется  морально-этическими нормами. В  центр ставится проблема достижения  и совмещения интересов всех  участников «жизнедеятельности»  организации. Это морально-этическая  ответственность. 

 Современные теоретические  исследования социальной ответственности  много внимания уделяют позициям, которые может занимать организация,  принимая во внимание ее обязательства  перед обществом. 

  

1.2 Роль спонсорства  в развитии социальной обстановки  в обществе. Понятие спонсоринга  и спонсорства.

 Прежде всего, отметим,  что под спонсорством понимается  осуществление юридическим или  физическим лицом (спонсором)  вклада (в виде предоставления  имущества, результатов интеллектуальной  деятельности, оказания услуг, проведения  работ) в деятельность другого  юридического или физического  лица (спонсируемого) на условиях  распространения спонсируемым рекламы  о спонсоре, его товарах. 

 Спонсорский вклад  признается платой за рекламу,  а спонсор и спонсируемый - соответственно  рекламодателем и рекламораспространителем 

 Основной целью спонсорства  является получение рекламного  эффекта, но наряду с этим  можно выделить еще несколько  целей спонсорства: 

1.Создание привлекательного имиджа фирмы и ее первых лиц в глазах различных групп общественности;

2.Выстраивание доверительных отношений с группами влияния, от которых зависит успех дела;

3.Содействие в формировании общественного мнения о деятельности фирмы;

4.Установление постоянных отношений со СМИ и органами власти;

5.Обеспечению благоприятных внутрикорпоративных отношений.

 Рассматривая спонсорство,  необходимо дать определение  благотворительной деятельности, так  как часто эти понятия употребляются  в одном смысле.

 Под благотворительной  деятельностью понимается добровольная  деятельность граждан и юридических  лиц по бескорыстной (безвозмездной  или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

 Спонсоринг- (англ. Sponsoring) - технология, обеспечивающая эффективность  спонсорства. Включает в себя  консультации организатора мероприятия  на предмет создания условий  спонсорского участия, разработку  спонсорского пакета, подбор или  организацию мероприятия по запросу  потенциального спонсора, проведение  и/или контроль рекламной кампании  спонсора в рамках конкретного  мероприятия, подготовку отчетов  о спонсорском участии в проекте.

 Спонсоринг представляет  собой подбор или организацию  события (или иного объекта  спонсирования), ведение и контроль  события, а также ведение и/или  контроль PR и рекламной кампании, гарантию осуществления проекта  с учётом интересов спонсора.

 В первую очередь  хотелось бы осветить основные  аспекты спонсоринга, чтобы выяснить  причины, мотивацию и приоритеты  этой деятельности, а также сделать  выводы о том, почему содействие  фандрайзингу и вложения денег  в благотворительные программы  и организации так выгодны. 

 И, в заключение, выделим  5 постулатов о сути пожертвования,  представленных фондом Великобритании  «Charities Aid Foundation:

 «1. Пожертвования не  есть «подачка». Тем более,  если это пожертвование в благотворительную  организацию, для того, чтобы она  могла изменить что-то в жизни  конкретных людей. Организации  тратят деньги на то, чтобы  помочь другим выбраться из  беды, защитить свои права, развить  таланты. 

2. Пожертвования не могут  кого-то унизить. Они могут  унизить лишь того, кто уже  смирился с бедой и не в  состоянии что-то сделать сам.  Если же люди делают какое-то дело, важное и для них, и для других, пожертвования - это дружески протянутая рука.

3. Пожертвования не есть  удел богачей. 30% средств в благотворительные  организации Нью-Йорка приходит  от самых бедных его жителей.  Доллар к доллару, цент к  центу. Бедные не могут дать  много, но бедных много. И  из их маленьких пожертвований  складывается капитал. 

4. Пожертвования не есть  инвестиции. Выгода здесь только  моральная. Для фирмы или банка  это еще и улучшение репутации,  реклама. Но никакой прямой  материальной прибыли пожертвования  не приносят.

5. Пожертвования не могут  быть бесконечными. Они могут  быть разовыми и постоянными.  Если компания не в состоянии  регулярно передавать деньги  благотворительной организации,  то можно поддержать ее разовый  проект, акцию. Даже единовременное  пожертвование возводит компанию  в почетный ранг спонсора». 

 

1.3 Социальное предпринимательство - это бизнес по решению          местных проблем.

 

Большую почту получил  последний в 2011 г. выпуск "Муниципального форума" ("ЭЖ", N 50) о социальном> <бизнесе> на местном уровне с добрыми пожеланиями читателям газеты и всем россиянам от лауреата Нобелевской премии мира 2006 г. Мухаммада Юнуса.

Обычно в откликах встречается  просьба продолжить знакомство с  проектами банкира из Бангладеш. Просят, как говорится, огласить весь список его <социальных> инициатив.

У любой проблемы есть бизнес-решение

За весь список не беремся, поскольку 50 компаний реализуют 50 бизнес-решений  в разных странах. Так, фирма Adidas выпускает  спортивную обувь для бедняков по доллару за пару. Специалисты компании два года разрабатывали новые  технологии и материалы, чтобы не было стыдно за торговую марку.

Творческий потенциал  людей огромен, надо только направить  его на решение проблемы, а не на делание денег, считает основатель Грэмин-банка М. Юнус. В шести университетах  в американской Атланте (штат Джорджия) он провел конкурс студенческих работ  по решению местных проблем. Во второй тур прошло 26 проектов, а победила идея об организации выездной торговли продуктами питания в пустынной  местности, далекой от магазинов.

Французская фирма Danone по просьбе  бизнесмена стала изготавливать  в Бангладеш доступные по цене йогурты, поскольку половина 150-миллионного  населения страны испытывала нехватку полезных продуктов. Danone не получает от этого заметную прибыль, компания покрывает  затраты, зато новое поколение небогатой  азиатской страны получило доступ к  нужному продукту. В Германии производители  москитных сеток для жарких стран  тоже не извлекают сверхприбыли из <бизнеса>, но решают проблему, актуальную для большинства жителей планеты.

Такой альтруистический <бизнес> не что иное, как <социальное> предпринимательство. У любой проблемы есть бизнес-решение, утверждает лауреат Нобелевской премии. Например, врачи стремятся жить в городах и деревенские жители лишаются квалифицированной медицинской помощи. Решить проблему способны современные технологии. В частности, в Бангладеш практически каждая семья имеет мобильное средство связи. Значит, можно делать УЗИ на месте, а результат исследования отправлять узкому специалисту по сотовому телефону. Муниципалитетам по их <социальным> программам ничто не мешает привлечь местный <бизнес> к оказанию такой услуги для населения. Так, в США компания Intel создала компьютерные программы для беременных, и будущие мамы вовремя получают медицинскую помощь не выходя из дома. Достаточно ответить на тестовые и другие вопросы профессионалов, чтобы в удаленном режиме получить совет.

Информация о работе Социальная ответственность бизнеса