Социальная ответственность бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 05:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать социальную ответственность в бизнесе (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»).
Задачи исследования:
1Раскрыть понятие социальной ответственности предпринимательства.
2.Выявить роль спонсорства в развитии социальной обстановки в обществе.
3.Изучить благотворительную помощь предприятий и организаций: проблемы и пути решения.
4.Провести анализ благотворительной и спонсорской помощи как проявления социальной ответственности компании (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»).
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной ответственности бизнеса 6
1.1 Понятие социальной ответственности предпринимательства (обзор основных концепций). 6
1.2 Роль спонсорства в развитии социальной обстановки в обществе. Понятие спонсоринга и спонсорства. 13
1.3Социальное предпринимательство - это бизнес по решению местных проблем. 15
1.4 Благотворительная помощь предприятий и организаций: проблемы и пути решения. 21
Глава 2. Анализ благотворительной и спонсорской помощи как проявления социальной ответственности компании (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»). 23
2.1 Общая характеристика компании. 23
2.2 Роль компании в благотворительной и спонсорской деятельности. 24
2.3 Проведение Республиканского конкурса на звание «Человек - золотое сердце». Вклад ОАО «АК БАРС БАНК» в развитии благотворительности. 35
Заключение. 40
Список использованной литературы. 44

Файлы: 1 файл

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 75.32 Кб (Скачать)

Телефонные леди и мобильная  связь

Бедность - порождение системы, а не проблема бедняков. Вы видели безработное  животное? Все они заняты поиском  пропитания, отстаиванием места обитания либо выращиванием потомства. Почему же в человеческом обществе распространена безработица, спросил М. Юнус у корреспондента "ЭЖ" и сам же ответил: "Дело вовсе не в бездельниках среди  людей, сбой дает система, которую надо ремонтировать. Надо видеть проблему, а бизнес-решение всегда найдется". Скажем, мобильный телефон требует  подзарядки. Следовательно, в далеких  от электричества местностях, например у туристских центров, нужно ставить  солнечные батареи. А это уже  возможность партнерства местной  власти и <бизнеса> как по производству панелей, так и по их доставке. К тому же это работа для местных жителей.

Одновременно с <социальным> <бизнесом>, связанным со спросом на солнечные батареи, одна из компаний группы Грэмин-банка активно вела <социальный> проект по распространению мобильной телефонной связи. Она практически за бесценок вручала аппараты безработным женщинам. Правда, с условием никому не отказывать в личных (связаться с родственниками) или деловых звонках. Услугами телефонных леди охотно пользовались, но затем и соседи приобщились к такой практике. В результате в Бангладеш буквально за считаные месяцы появилось 5 млн. мобильных абонентов. Теперь их в десять раз больше.

По мнению М. Юнуса, для  успешного старта в муниципальном  образовании можно организовать специальный фонд. Это позволит избежать конфликта между традиционным <бизнесом> и <социальным> предпринимательством и между поколениями, поскольку создание новой предпринимательской среды - удел молодых умов. Идеи легко рождаются у молодежи, надо только грамотно поставить перед ней задачу, считает профессор из Бангладеш. Нельзя, чтобы профессор учил технологиям десятилетней давности. Более того, не известно, какие новшества создаст нынешний пятилетний ребенок.

Тоже не лыком шиты

Пермским Дон Кихотом  называют предпринимателя Вячеслава  Горелова за его агродеревню в  селе Кривец Ильинского района и школу  фермеров для детей-сирот и молодых  людей, досрочно освобожденных из мест заключения. В детских домах предпринимательству  не учат. Оказавшись за порогом детдома, большинство воспитанников шалеет от свободы и нередко теряет ее. Таким бедолагам помогает создать  свое крестьянско-фермерское хозяйство <социальный> бизнесмен из Прикамья. Молодежную деревню в Кривце он начал строить, когда получил в Фонде региональных <социальных> программ "Наше будущее" беспроцентный заем 6 млн. руб на шесть лет, а местная администрация предоставила ему 250 га земли. Глава Сретенского сельского поселения, в состав которого входит село Кривец, Сергей Соловьев говорит, что местная администрация готова выделять земельные участки под такие проекты. Теперь предприниматель хочет иметь семь агросекторов, в частности свиноводство, птицеводство с перепелами и индюками вместе с курами, гусями и утками, овцеводство, овощеводство. Один сектор - это дом для инструктора-технолога, дом для проживания и обучения восьми учеников и производственные помещения. Эти планы поддержал Россельхозбанк.

По мнению главы Ильинского района Анатолия Красноборова, В. Горелов  не только превращает трудных подростков в добрых фермеров, но и открывает  рабочие места для односельчан. А это уже рост уровня жизни  в селе.

Эксперт фонда "Наше будущее" Ирина Павлова утверждает, что <социальный> предприниматель Горелов формирует новую реальность российской деревни.

По данным объединения  работодателей малого и среднего <бизнеса> "ОПОРА России", к фактам формирования нового облика российской глубинки можно отнести также примеры возрождения во многих регионах книжных автолавок. Прибыль у их владельцев не большая, но такой <бизнес> помогает сельским детям приобщиться к миру книг. "ОПОРА России" совместно с МСБ-банком при поддержке Минэкономики России впервые в этом году объявила конкурс <социальных> бизнес-проектов в малом и среднем предпринимательстве.

Ассоциация молодежных правительств российских регионов презентовала в  прошлом году в Красноярске проект "Первая <социальная> бизнес-сеть России", призванный распространять новые практики и находить партнеров-единомышленников. Предложенные сервисы и перспективы проекта заинтересовали предпринимателей, в частности директора ООО "Байкальская индустриальная компания" Саяна Протасова, который немедленно представил свое предприятие на сайте создаваемой бизнес-сети.

Дмитрий Осколков, директор Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития РФ

Без Мухаммада Юнуса нет  понятия "<социальный> <бизнес>". Без <социально> ориентированного предпринимательства и сам он не стал бы, наверное, лауреатом Нобелевской премии.

Каждый приезд нобелевского лауреата в Москву означает для нас  возможность обсудить с ним потенциал  вовлечения в экономику активных групп людей, имеющих различные  ограничения. Главным образом не из-за инвалидности, а из-за отчуждения от предпринимательства по разным причинам.

Михаил Мамута, президент  Российского микрофинансового центра и Национального партнерства  участников микрофинансового рынка (НАУМИР)

<Социальный> <бизнес> - это такие известные фирмы, как ION, Danone, Adidas. Их продукты доступны людям разного уровня достатка. Например, компания спортивной обуви выпускает модели по доступной для небогатых людей цене отменного качества.

Многие города в мире провозглашают  себя территориями <социального> <бизнеса>. В Германии, в частности, это Висбаден, в Японии - Фукуока. К сожалению, мэрии наших бедствующих моногородов не проявляют активности. Хотя партнерство с <социально> ориентированным <бизнесом> позволяет и трудоустроить людей, и помочь им открыть собственное дело в интересах муниципального образования.

В России творческая лаборатория  Мухаммада Юнуса The Grameen creative lab осуществляет свою деятельность в партнерстве  с Российским микрофинансовым центром (РМЦ).

Миссия РМЦ - способствовать построению в стране всеохватывающей  и общедоступной финансовой системы, чтобы содействовать развитию частного предпринимательства, улучшать доступ малого <бизнеса> и малообеспеченного населения к финансовым услугам с целью повышения качества жизни людей с невысоким уровнем доходов.

Учрежденный в 2007 г. Вагитом  Алекперовым фонд "Наше будущее" способствует развитию <социального> предпринимательства посредством прямых инвестиций в <социальное предпринимательство и реализует благотворительные проекты.

 

1.4 Благотворительная помощь предприятий и организаций: проблемы и пути решения

 

 Прежде всего, отметим,  что меценатство в нашей стране  еще не так развито, как в  экономически благополучных странах. 

 Меценатство для нашей  страны – давно забытое социально-экономическое  явление, появление которого в  последние десять лет связано  со сменой политического устройства. За почти восьмидесятилетний  период существования социалистического  государства дореволюционный опыт  меценатства был практически  полностью утерян.

Также следует отметить, что нынешнее состояние экономики  таково, что предприятия и организации  в экономическом плане не готовы к безвозмездному оказанию финансовой помощи.

 Для того чтобы нести  такого рода финансовую нагрузку, предприятия и организации должны  обладать сильным финансовым  потенциалом, который бы позволял  без ущерба для основного производства  изымать достаточно крупные суммы  из оборота для реализации  различных социальных программ. Немногие отечественные предприятия  в настоящее время способны  похвастаться подобными финансовыми  возможностями. 

 Преимуществами спонсорской  и благотворительной помощи как  являются:

 – в большинстве  случаев – безвозмездность; 

 – не требует повышенных  затрат средств и времени; 

 – осуществление не  только в денежной, но, как это  обычно бывает, в вещественной  форме; 

 – в определенные  периоды способна достигать крупных  размеров.

 Отличительной чертой  благотворительной помощи является  её временный характер и необязательность  предоставления. Спонсорство и благотворительность  представляют собой добровольную, в большинстве случаев разовую  помощь.

 С одной стороны,  она способна помочь спонсируемому  предприятию в момент нехватки  финансовых средств, с другой  – никогда нельзя рассчитывать  на этот источник финансирования.

 Не всегда устная  договоренность перерастает в  реально получаемые средства  в заранее обговариваемых объемах. 

 Отметим, что основной  проблемой по привлечению спонсоров  является отсутствие четкого  законодательного определения этого  вида деятельности. Если благотворительная  деятельность определена федеральным  Законом от 11 августа 1995 г. №  5-ФЗ "О благотворительной деятельности  и благотворительных организациях" как добровольная деятельность  граждан и юридических лиц  по бескорыстной (безвозмездной  или на льготных условиях) передаче  гражданам или юридическим лицам  имущества, в том числе денежных  средств, бескорыстному выполнению  работ, предоставлению услуг,  оказанию иной поддержки, то  понятие спонсорской помощи законодательно  нигде не определено.

 Поэтому общепринято  считать, что спонсор – это  тот, кто дает деньги и ничего  взамен не просит. Но на самом  деле это не так. 

 Спонсорство – это  не просто безвозмездная помощь, это особые экономические отношения,  в которых каждая из сторон  несет определенные обязанности. 

 Подтверждением этого  может служить статья 23 Закона  РФ "О рекламе", в которой  спонсорство отнесено к рекламной  деятельности. В соответствии с  Законом "О рекламе" под  спонсорством понимается осуществление  спонсором вклада в деятельность  спонсируемого на условиях распространения  спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. 

 Спонсорский вклад  признается платой за рекламу,  а спонсор и спонсируемый –  соответственно рекламодателем  и рекламораспространителем.

 Наглядным примером  рекламы спонсоров и их товаров  может служить реклама, транслируемая  по телевидению во время игр  "Поле чудес" и "КВН".

 Как отметил один  из разработчиков Закона "О  рекламе", "мы впервые законодательно  легализуем спонсорство. Правда, лишь в границах рекламной  деятельности. В иную спонсор  вмешиваться не вправе".

 Спонсорская деятельность  способствует формированию и  повышению имиджа спонсора в  глазах его потенциальных клиентов. Спонсорство на самом деле  является рекламой, так как свидетельствует  о том, что спонсор-рекламодатель  заботится не только о себе, но и о своих клиентах, об  обществе в целом, вкладывая  деньги в различные проекты,  организации культуры, искусства  и другие, то есть в дела, которые  не связаны с его деятельностью.

 Иными словами, поднимает  свой статус в обществе. Поэтому  было бы неправильно называть  спонсорскую помощь простой благотворительной  деятельностью. 

 Создается впечатление,  что спонсорство – это взаимовыгодное  сотрудничество.

 Спонсору оказываются  услуги по рекламированию его  фирмы или товара, а спонсируемый  получает крупную финансовую  помощь. Все было бы именно  так, если бы не особенности  российского законодательства.

 На наш взгляд, несовершенное  законодательство, особенно налоговое,  способно превратить любое взаимовыгодное  сотрудничество (как для предприятий  и учреждений народного образования,  так и для государства) в  нечто абсолютно нерентабельное  и невыгодное.

 Так, законодательное  определение спонсорства как  вида рекламной деятельности  значительно усложняет взаимоотношения  спонсоров со спонсируемыми. 

 Во-первых, взаимоотношения  спонсора со спонсируемым должны  быть официально оформлены юридически  достаточно сложным договором. 

 Во-вторых, спонсируемый  должен в соответствии с гражданским  законодательством иметь право  заниматься рекламной деятельностью. 

 В-третьих, спонсируемый  автоматически приобретает обязанность  по уплате налога на добавленную  стоимость, налога на прибыль  в части коммерческой деятельности, налога на рекламу, а также  других налогов, связанных с  оказанием услуг. 

 В-четвертых, как следствие  третьего, необходимо вести обособленный  учет всех спонсорских средств.  Наиболее наглядно работу такого  механизма можно продемонстрировать  на следующем примере[8,c.218]:

 Фирма заключает спонсорский  договор с учреждением, на которое  будет направлена спонсорская  помощь. Сумму спонсорской помощи (за минусом 20% НДС, поставленных  в зачет) спонсор включает в  себестоимость по статье "расходы на рекламу" и получает обговоренный договором объём рекламных услуг.

 Предприятие своими  силами организует рекламу спонсора  или его товара и при этом  должен уплатить НДС – 20% от  суммы договора, налог на рекламу  в размере 5% от суммы затрат  на изготовление и размещение  рекламы, 4,5% в виде налогов с  оборота (налог на пользователей  автодорог и налог на содержание  социально-культурной сферы) и  подпадает под налогообложение  по налогу на прибыль, поскольку  получает прибыль от коммерческой  деятельности.

Информация о работе Социальная ответственность бизнеса