Система внешнеторговой политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: исследовать внешнеторговую политику страны, ее основные цели и роль в экономике государства.
Для выполнения данной работы необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность внешнеторговой политики
- охарактеризовать виды внешней торговли
- раскрыть принципы внешнеторговой политики России
- изучить государственное регулирование экспорта РФ
- рассмотреть условия вступления России в ВТО
- проанализировать последствия вступления в ВТО ( + и -)

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Внешнеторговая политика: теоретический аспект. 5
1.1 Понятие и сущность внешнеторговой политики . Свободная торговля, как одна из видов внешнеторговой политики. 5
1.2 Протекционизм, как один из видов внешнеторговой политики. Преимущества и недостатки протекционизма. 8
Глава 2. Внешнеторговая политика России 14
2.1 Основные принципы внешнеторговой политики России. Государственное регулирование экспорта РФ. 14
2.2 Вступление России в ВТО 20
2.3 Последствия вступления РФ в ВТО: плюсы и минусы 23
Заключение 27
Библиографический список 29

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Po_MIROVOJ_EKONOMIKE_-_kopia.docx

— 58.11 Кб (Скачать)

 

2.2 Вступление  России в ВТО

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

 Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости  и предсказуемости, способствование  экономическому росту и повышению  экономического благосостояния  людей. Страны-члены ВТО, которых  на сегодняшний день насчитывается  более 140, решают эти задачи путем  контроля за выполнением многосторонних  соглашений, проведения торговых  переговоров, урегулирования торговых  в соответствии с механизмом  ВТО, а также оказания помощи  развивающимся странам и проведения  обзора национальной экономической  политики государств. 

Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место. Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. 

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами. 

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.  8

Вступление России в ВТО. 

Процесс вступления Российской Федерации в ВТО тянется 18 лет,

начиная от заявки на присоединение к ГАТТ в 1993 г. Как известно, для

вступления в ВТО необходимо согласие всех 153 ее членов. И если сначала, когда переговоры были многосторонними, переговорный процесс шел довольно-таки активно, то в двусторонних переговорах выявилось немало трудностей. Наиболее сложными оказались переговоры с ЕС, Китаем и США, а в последние годы – и с Грузией.  

К началу 1998 г. Россия завершила подготовку своих тарифных предложений и через Секретариат ВТО уведомила страны-члены ВТО о готовности приступить к переговорам о доступе на рынок. По соответствующим запросам стран-членов Рабочей группы тарифные предложения России были переданы примерно тридцати странам, включая ЕС, США, Канаду и Японию. Первый раунд обсуждения был завершен к 2000 г. Далее переговоры приняли полномасштабный характер, то есть стали охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО: тарифную

политику, доступ на рынки товаров и услуг, сельское хозяйство.

К 2004 г., после подписания Россией Киотского протокола, удалось согласовать почти все вопросы, вызывавшие озабоченность ЕС. Российские политики с оптимизмом смотрели на ситуацию: ожидалось, что не позднее 2007 года все формальности будут завершены и Россия вступит в ВТО. Однако все последующие годы ушли на поиск компромиссов в двусторонних переговорах с США (по вопросам открытия рынков продовольствия, обеспечения в России защиты прав интеллектуальной собственности и открытия финансовых рынков) и Грузией (политические вопросы).

Только в ноябре 2006 г. США согласились на вступление России в ВТО. Впрочем, сейчас, когда все необходимые условия российской стороной выполнены, Россия и США договорились «не применять положения ВТО в двусторонней торговле», так что ранее достигнутое соглашение было всего лишь формальностью.

Грузия после прихода к власти М. Саакашвили резко ужесточила свои позиции в переговорном процессе и привязала согласие на вступление к решению политических проблем, связанных с Южной Осетией и Абхазией. После конфликта августа 2008 г. и запретов России на импорт грузинской минеральной воды и вина, Грузия объявила о прекращении любых переговоров и блокировании вступления России в ВТО.

С мертвой точки процесс удалось сдвинуть только после громких заявлений США и посредничества Швейцарии. Таким образом, 16 декабря 2011 г. Россия была официально принята во Всемирную торговую организацию. Теперь дело за малым – ратификацией соглашения законодательной властью РФ.9

 

2.3 Последствия  вступления РФ в ВТО: плюсы и минусы

Российская Федерация – неотъемлемая часть мирового сообщества. Определяя индивидуальный путь экономического и политического развития, наша страна, тем не менее, не может оставаться в стороне от происходящих вокруг процессов. Современный мир диктует свои условия, и любое государство вправе решать, принимать их или нет. И если принимать, то безоговорочно или с поправками на особенности своего развития.

Вступление России в ВТО, к которому страна шла ни много ни мало 18 лет, является именно таким шагом – учитывая основные положения мировых экономических процессов, она не могла принять их всецело, что обусловлено рядом национальных особенностей. К тому же на нашем пути к присоединению к Всемирной торговой организации стояло немало препон – как политического, так и экономического, а также социального характера. Состоялась даже попытка провести референдум против вступления России в ВТО, впрочем, не увенчавшаяся успехом.

Итак, 22 августа 2012 года можно считать отправной точкой нового этапа развития Российской Федерации – она стала официальным членом ВТО, 156-м. На льготных условиях. Кстати, сделала она это последней из «большой двадцатки». Однако споры по данному вопросу не утихают. Попробуем разобраться, какие преимущества получит наша страна в результате этого шага, а также уточним, существуют ли минусы присоединения России к Всемирной торговой организации.

Зачем миру ВТО?

Всемирная торговая организация была организована в 1994 году и является преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое, в свою очередь, существовало с 1947 года. К сегодняшнему дню организация контролирует порядка 97 % мировой торговли. Главными задачами ВТО являются либерализация международной торговли, содействие экономическому росту стран-участниц, а значит, и росту благосостояния их граждан. На решение столь серьезных задач направлены принимаемые внутри структуры документы и, безусловно, их выполнение всеми членами.

Бесспорно, вступление России в ВТО не является синонимом ее светлого экономического будущего, поскольку любой процесс имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Обратимся к мнению экспертов в данном вопросе.

Плюсы присоединения России к ВТО

Улучшение имиджа страны в качестве равноправного участника мировой торговли.

Снижение барьеров на пути к международному торговому рынку. 
Свободный доступ к сложившимся международным схемам разрешения споров в области торговли (в составе ВТО действует Комиссия по урегулированию споров).

Более широкие возможности участия в экономиках стран – членов ВТО для российских инвесторов.

Увеличение конкуренции в финансовой сфере. Результатом может стать снижение кредитных ставок для населения, а также предприятий малого и среднего бизнеса.

Модернизация отечественной экономики в соответствии с требованиями современного этапа развития торгово-экономических отношений. Многие российские производители для выхода на мировой рынок будут вынуждены особое внимание обратить на качество своей продукции, дабы обеспечить ей высокую конкурентоспособность.

Снижение импортных пошлин на ряд товаров (лекарства, продукты, одежда, IT-продукция и пр.). От этого выиграют потребители, но могут проиграть производители .

Снижение экспортных пошлин. Здесь четко видны плюсы для предприятий, работающих в сырьевом сегменте.

Прозрачность торгового законодательства участников ВТО. Выстраивать торгово-экономические отношения, безусловно, всегда проще при четком понимании позиции сторон, отсутствии подводных камней. 
Поддержка торгово-экономических интересов страны в процессе принятия новых законодательных актов в области международной торговли.

Минусы присоединения России к ВТО

Угроза роста безработицы в случае, если российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранными производителями. Особенно может обостриться ситуация в моногородах с единственным градообразующим предприятием.

Снижение импортных пошлин может привести к тому, что целый ряд товаров станет невыгодно производить в России. Наибольший риск существует для аграрного сектора экономики (как растениеводства, так и животноводства).

Снижение пошлин на импорт негативно может отразиться и на отечественном автопроме – наплыв подержанных импортных автомобилей является прямой угрозой для российских автопроизводителей. (Пример: таможенная пошлина за ввоз автомобилей б/у до недавнего времени составляла более 40 тыс. евро. После присоединения России к ВТО она упадет более чем в 4 раза.)

Снижение экспортных пошлин. От этого процесса в убытке окажется бюджет страны, что может привести к увеличению государственного долга.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате проделанной курсовой работы, сформулирована основная роль и выявлены цели внешнеторговой политики; уточнена ее важность для экономики в целом. Внешнюю торговлю определяет внешнеторговая политика, которая является составной частью внешнеэкономической политики. Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами посредством субсидий и прямых ограничений на экспорт и импорт.

Основными целями внешнеторговой политики являются: 

    • изменение степени способа включения данной страны в международное разделение труда; 
    • изменение объемов экспорта и импорта; 
    • изменение структуры внешней торговли; 
    • обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.д.); 
    • изменение соотношения экспортных и импортных цен. 

При этом следует отметить, что внешнеторговая политика играет особую роль в модели экономического развития государства, выполняя функции следующего характера: преобразующую (политика развития отраслей, регионов в области ввоза и вывоза товаров, капитала, рабочей силы и т.д.), мобилизующую (выход, удержание позиций на тех или иных рынках и расширение внешних рынков), балансирующую (национальные интересы в сочетании с интересами блоков стран ит.д.). С этой точки зрения внешнеэкономическая политика позволяет фиксировать ход трансформации моделей развития отдельных стран и определять общие ценности (преодоление противоречий внутри страны, адаптация к новому экономическому механизму, к чужеродной неорганичной для данного общества культуре), а также характер методических приемов реализации политики. 

Россия и ВТО.

Таким образом, в результате исследования не выявлено факторов, которые могут привести к возникновению значительных и явных отрицательных последствий, способных заметно повлиять на направление и темпы развития экономики в целом. Основные тенденции и темпы развития экономики в целом и отдельных отраслей и секторов, как в случае присоединения, так и неприсоединения к ВТО будут определяться одними и теми же факторами, которые преимущественно не связаны непосредственно с присоединением к ВТО. При этом важнейшей предпосылкой благоприятных результатов присоединения и членства в ВТО является сохранение и поддержание тенденции экономического роста. 

В заключение необходимо отметить, что главной гарантией отсутствия серьезных негативных последствий либерализации доступа на рынок и принятия иных обязательств является проведение сбалансированной и рациональной политики, прежде всего в отношении мер регулирования внутреннего рынка, продолжение курса реформ в направлении устранения неоправданных ограничений в деятельности российских предприятий, формирование здоровой и справедливой конкурентной среды и создание условий для повышения мобильности ресурсов и факторов производства внутри российской экономики. Все это не только позволит компенсировать потенциальные проблемы и сложности, связанные с присоединением, но и даст возможность воспользоваться преимуществами членства в ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. И.И.Дюмулен, Всемирная торговая организация: экономика,  
    политика, право. –Москва, Издательство «Монография» 2011 г.
  2. Кудров, В. М. Мировая экономика: учебник / В. М. Кудров. – Москва: Юстицинформ, 2010. – 509 с
  3. Козырев В.М. Основы современной экономики. – М.: "Дело", 2010 с.321
  4. Ломакин В.К.  Мировая экономика , Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.- 671 с

Информация о работе Система внешнеторговой политики государства