Система внешнеторговой политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: исследовать внешнеторговую политику страны, ее основные цели и роль в экономике государства.
Для выполнения данной работы необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность внешнеторговой политики
- охарактеризовать виды внешней торговли
- раскрыть принципы внешнеторговой политики России
- изучить государственное регулирование экспорта РФ
- рассмотреть условия вступления России в ВТО
- проанализировать последствия вступления в ВТО ( + и -)

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Внешнеторговая политика: теоретический аспект. 5
1.1 Понятие и сущность внешнеторговой политики . Свободная торговля, как одна из видов внешнеторговой политики. 5
1.2 Протекционизм, как один из видов внешнеторговой политики. Преимущества и недостатки протекционизма. 8
Глава 2. Внешнеторговая политика России 14
2.1 Основные принципы внешнеторговой политики России. Государственное регулирование экспорта РФ. 14
2.2 Вступление России в ВТО 20
2.3 Последствия вступления РФ в ВТО: плюсы и минусы 23
Заключение 27
Библиографический список 29

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Po_MIROVOJ_EKONOMIKE_-_kopia.docx

— 58.11 Кб (Скачать)

 Протекционизм обеспечивает  национальную безопасность. Многие  экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение  импорта) необходимо для обеспечения  национальной безопасности. В соответствии  с данным аргументом относительно  неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические  материалы и продукцию, следует  изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного  протекционизма будет рост цен  для внутренних потребителей. 

Разумеется, эти преимущества протекционизма далеко не бесспорны. Например, сложно определить, когда именно молодая отрасль будет в состоянии конкурировать с иностранными предприятиями, сложно не допустить консервации «временных» протекционистских мер. 

Недостатки протекционизма:

Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, т. к. он ограничивает конкуренцию.

 Протекционизм замедляет  экономический рост. Тарифы ведут  к сокращению объема международной  торговли, в целом отрицательно  воздействуя на мировую экономику  и на уровень благосостояния  страны. Защита отечественных производителей  может привести к самоизоляции  страны, консервации отсталых затратных  производств. Протекционизм сводит  на нет формирование и плоды  специализации страны. При свободной  торговле каждая страна имеет  возможность выделять и развивать  свои наименее затратные и  наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои  различные выгоды (напр. географическое  положение и т.п.). Протекционизм  препятствует этому, т.к. приходится  перераспределять ресурсы с более  эффективных производств в пользу  менее эффективных, чтобы удовлетворять  разнообразные потребности внутреннего  рынка.  Протекционизм, в частности, одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым  войнам и подрыву международной  торговли. Страна, вводящая в одностороннем  порядке импортный тариф для  защиты отечественных производителей  от наплыва дешевых товаров  их конкурентов, рискует испытать  на себе ответные меры ее  торговых партнеров и введения  ими пошлин на ее основные  экспортные товары. 

Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен. 

Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные (и не только) товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров.  5

 

Глава 2.  Внешнеторговая политика России

2.1 Основные принципы  внешнеторговой политики России. Государственное регулирование экспорта РФ.

Внешнеторговая политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций. 

Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров России. 

В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями. В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. 

Важнейшими направлениями совершенствования системы тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности являются:  по экспорту - корректировка ставок вывозных пошлин в сторону их снижения по мере сближения внутренних и мировых цен,  по импорту - систематическая дифференциация ставок импортного тарифа в целях усиления его стимулирующей и протекционистской функций, создание механизма защиты экономических интересов Российской Федерации при импорте товаров, включающего введение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин.  Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти. 

Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений. 

Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях: 

    • обеспечения национальной безопасности страны;
    • выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке; 
    • защиты внутреннего рынка страны.

Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее, чем за три месяца до введения этих ограничений в действие. 

Распределение квот и выдача лицензии при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

 Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих: 

    • соблюдение общественной морали и правопорядка;
    • охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
    • сохранение культурного наследия народов РФ;
    • защиту культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на них; 
    • необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления; 
    • обеспечение национальной безопасности РФ;
    • защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;
    • выполнение международных обязательств РФ.

Возимые на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ. 

Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю.

Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:

    • не соответствуют вышеназванным стандартам и требованиям, установленным в РФ;
    • не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ; 
    • запрещены к использованию как опасные потребительские товары; имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты РФ в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ. 

В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля. 

Вывоз указанных выше товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. 

На отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия. Перечни таких товаров определяются федеральными законами. 

Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и (или) импорту товаров. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти исключительно унитарным предприятиям, которые обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров на основе принципов не дискриминации и добросовестной коммерческой практики. Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. 

Особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона. 

Приграничная торговля осуществляется между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождение (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах РФ с сопредельными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах существующей приграничной территории. 6

Регулирование экспорта. 

Экспорт – вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезённые в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

 Государственное регулирование  экспорта и основные направления  государственной поддержки экспорта  промышленной продукции. 

Стимулирование экспорта является в современных условиях важным направлением торговой политики многих развитых стран, и, в последние годы, развивающихся стран, в которых создана развитая система государственной поддержки и содействия национальному экспорту, за годы своего существования доказавшая свою эффективность. Наряду с созданием благоприятного макроэкономического климата для экспортеров широко используются специальные меры для развития экспортного производства и расширения экспорта. 

В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта разработана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов. 

Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. 

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку политики в вопросах содействия экспорту. 

Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России (далее – Департамент) осуществляет практическую реализацию системы мер содействия экспорта. 

В этой связи Департамент:

Обеспечивает координацию взаимодействия российских участников ВЭД с аппаратом торговых представителей Российской Федерации за рубежом в части содействия в продвижении продукции, услуг и технологий российских производителей и разработчиков. 

Осуществляет содействие аппарату торговых представителей Российской Федерации за рубежом в поиске потенциальных российских партнеров для зарубежных предприятий, обращающихся за содействием в налаживании сотрудничества с российскими деловыми кругами.  По запросам российских участников ВЭД совместно с аппаратом торговых представителей за рубежом подготавливает аналитическую информацию об иностранных компаниях, с учетом практики торгово-экономических отношений этих компаний с российскими организациями. 

Осуществляет подготовку комфортных писем, вербальных и личных нот по запросам заинтересованных российских экспортно-ориентированных компаний, участвующих в международных тендерах и конкурсах за рубежом, поставляющих продукцию или оказывающих услуги для иностранных покупателей. 

Содействует в создании информационных баз с целью      систематизации предложений экспортно-ориентированной продукции отечественных производителей, спроса на продукцию отечественных производителей за рубежом. 

Формирует перечни продукции и услуг, перспективных для продвижения на зарубежных рынках, с учетом региональной специализации российских экспортеров, на основании обращений в Министерство российских экспортно-ориентированных компаний. 

Осуществляет анализ информационно-аналитических материалов о проводимых за рубежом международных тендерах и конкурсах и информирует заинтересованных участников ВЭД. 

Вносит предложения в части торгово-экономических мероприятий в рамках проведения Года России в странах - перспективных в качестве рынка сбыта для российской конкурентоспособной продукции. 

Координирует работу Уполномоченных Минэкономразвития России по обеспечению выполнения ими задач и функций в сфере организационной и информационной поддержки экспорта российских товаров и услуг, установленных Положением об Уполномоченных Министерства. 7

Информация о работе Система внешнеторговой политики государства