Протекционизм обеспечивает
национальную безопасность. Многие
экономисты и политики считают,
что самообеспечение (или ограничение
импорта) необходимо для обеспечения
национальной безопасности. В соответствии
с данным аргументом относительно
неэффективные внутренние отрасли,
производящие военно-стратегические
материалы и продукцию, следует
изолировать от иностранной конкуренции.
Неизбежным следствием подобного
протекционизма будет рост цен
для внутренних потребителей.
Разумеется, эти преимущества
протекционизма далеко не бесспорны. Например,
сложно определить, когда именно молодая
отрасль будет в состоянии конкурировать
с иностранными предприятиями, сложно
не допустить консервации «временных»
протекционистских мер.
Недостатки протекционизма:
Протекционизм создает благоприятные
условия для возникновения и поддержки
внутренних монополий в торговле, промышленности,
финансовой сфере, т. к. он ограничивает
конкуренцию.
Протекционизм замедляет
экономический рост. Тарифы ведут
к сокращению объема международной
торговли, в целом отрицательно
воздействуя на мировую экономику
и на уровень благосостояния
страны. Защита отечественных производителей
может привести к самоизоляции
страны, консервации отсталых затратных
производств. Протекционизм сводит
на нет формирование и плоды
специализации страны. При свободной
торговле каждая страна имеет
возможность выделять и развивать
свои наименее затратные и
наиболее конкурентоспособные отрасли,
наиболее полно реализуя свои
различные выгоды (напр. географическое
положение и т.п.). Протекционизм
препятствует этому, т.к. приходится
перераспределять ресурсы с более
эффективных производств в пользу
менее эффективных, чтобы удовлетворять
разнообразные потребности внутреннего
рынка. Протекционизм, в частности,
одностороннее введение тарифов,
нередко приводит к торговым
войнам и подрыву международной
торговли. Страна, вводящая в одностороннем
порядке импортный тариф для
защиты отечественных производителей
от наплыва дешевых товаров
их конкурентов, рискует испытать
на себе ответные меры ее
торговых партнеров и введения
ими пошлин на ее основные
экспортные товары.
Протекционизм не способствует
снижению цен. Импортная продукция дорожает
из-за тарифов. Происходит общее повышение
цен. Тарифы приводят к тому, что потребители
покупают местную продукцию по более высоким
ценам, так как протекционизм не способствует
снижению издержек, а значит и стоимости.
И, наконец, протекционизм благоприятствует
национальным монополиям, которые также
заинтересованы в повышении цен.
Протекционизм косвенно подрывает
экспорт страны. Сокращая доходы других
стран при защите внутреннего рынка от
их производителей, государство сокращает
их доходы и возможность экспортировать,
в том числе и его продукцию. Также во многих
странах экспортные (и не только) товары
включают в себя импортные компоненты,
и тарифы ведут к росту издержек производства.
Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности
национальных товаров. 5
Глава 2. Внешнеторговая
политика России
2.1 Основные принципы
внешнеторговой политики России.
Государственное регулирование экспорта
РФ.
Внешнеторговая политика - это
регулирование государством экспортных
и импортных операций.
Отношения РФ с иностранными
государствами в области внешнеторговой
деятельности строятся на основе соблюдения
общепризнанных принципов и норм международного
права и обязательств, вытекающих из международных
договоров России.
В целях интеграции экономики
России в мировую экономику Российская
Федерация в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного
права участвует в международных договорах
о таможенных союзах и свободных экономических
зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В настоящее время торговая политика России
осуществляется посредством таможенно-тарифного
регулирования (экспортные и импортные
таможенные тарифы) и нетарифного регулирования
(в частности, путем квотирования и лицензирования)
внешнеторговой деятельности.
Важнейшими направлениями совершенствования
системы тарифного регулирования внешнеэкономической
деятельности являются: по экспорту
- корректировка ставок вывозных пошлин
в сторону их снижения по мере сближения
внутренних и мировых цен, по импорту
- систематическая дифференциация ставок
импортного тарифа в целях усиления его
стимулирующей и протекционистской функций,
создание механизма защиты экономических
интересов Российской Федерации при импорте
товаров, включающего введение антидемпинговых,
компенсационных и специальных пошлин.
Не допускаются иные методы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
путем вмешательства и установления различных
ограничений органами государственной
власти.
Экспорт и импорт осуществляются
без количественных ограничений.
Количественные ограничения
экспорта и импорта могут вводиться в
исключительных случаях Правительством
РФ в целях:
- обеспечения национальной безопасности
страны;
- выполнения международных обязательств
РФ с учетом состояния на внутреннем товарном
рынке;
- защиты внутреннего рынка страны.
Постановления Правительства
РФ о введении количественных ограничений
экспорта и импорта принимаются и официально
опубликовываются не позднее, чем за три
месяца до введения этих ограничений в
действие.
Распределение квот и выдача
лицензии при установлении количественных
ограничений осуществляются, как правило,
путем проведения конкурса или проведения
операций по экспорту и (или) импорту до
суммарного исполнения квот.
Запреты и ограничения экспорта
и (или) импорта товара (работ, услуг) могут
устанавливаться исходя из национальных
интересов, включающих:
- соблюдение общественной морали
и правопорядка;
- охрану жизни и здоровья людей,
охрану животного и растительного мира
и окружающей среды в целом;
- сохранение культурного наследия
народов РФ;
- защиту культурных ценностей
от незаконного ввоза, вывоза и передачи
прав собственности на них;
- необходимость предотвращения
исчерпания невосполнимых природных ресурсов,
если меры, связанные с этим, проводятся
одновременно с ограничениями соответствующего
внутреннего производства и потребления;
- обеспечение национальной безопасности
РФ;
- защиту внешнего финансового
положения и поддержание платежного баланса
РФ;
- выполнение международных обязательств
РФ.
Возимые на территорию товары
должны соответствовать техническим,
фармакологическим, санитарным, ветеринарным,
фитосанитарным и экологическим стандартам
и требованиям, установленным в РФ.
Ввоз экологически опасной
продукции подлежит специальному контролю.
Запрещается ввоз на территорию
РФ товаров, которые:
- не соответствуют вышеназванным
стандартам и требованиям, установленным
в РФ;
- не имеют сертификата, маркировки
или знака соответствия в случаях, предусмотренных
законодательными актами РФ;
- запрещены к использованию
как опасные потребительские товары; имеют
дефекты, представляющие опасность для
потребителей.
Указанные товары должны быть
вывезены обратно или уничтожены на основании
акта, составленного независимыми экспертами
Торгово-промышленной палаты РФ в порядке,
определяемом Таможенным кодексом РФ.
В целях защиты национальных
интересов РФ при осуществлении внешнеторговой
деятельности в отношении вооружений,
военной техники и товаров двойного назначения,
а также соблюдения международных обязательств
по нераспространению оружия массового
уничтожения и иных наиболее опасных видов
оружия и технологии их создания в стране
действует система экспортного контроля.
Вывоз указанных выше товаров,
работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительных
прав на них, осуществляется в порядке,
определяемом Правительством РФ.
На отдельные виды товаров на
экспорт и (или) импорт устанавливается
государственная монополия. Перечни таких
товаров определяются федеральными законами.
Государственная монополия
на экспорт и (или) импорт отдельных видов
товаров осуществляется на основе лицензирования
деятельности по экспорту и (или) импорту
товаров. Лицензии выдаются федеральным
органом исполнительной власти исключительно
унитарным предприятиям, которые обязаны
совершать сделки по экспорту и (или) импорту
товаров на основе принципов не дискриминации
и добросовестной коммерческой практики.
Унитарное предприятие – это коммерческая
организация, не наделенная правом собственности
на закрепленное за ней имущество.
Особыми режимами осуществления
отдельных видов внешнеторговой деятельности
являются приграничная торговля и свободная
экономическая зона.
Приграничная торговля осуществляется
между российскими лицами, имеющими постоянное
место нахождения (место жительства) на
приграничной территории РФ, и иностранными
лицами, имеющими постоянное место нахождение
(место жительства) на соответствующей
приграничной территории, определяемой
в международных договорах РФ с сопредельными
государствами, исключительно для удовлетворения
местных нужд в отношении товаров, производимых
в пределах существующей приграничной
территории, а также товаров, предназначенных
для потребления в пределах существующей
приграничной территории. 6
Регулирование экспорта.
Экспорт – вывоз из страны товаров
отечественного производства, а также
реэкспорт товаров. К товарам отечественного
производства относятся также товары
иностранного происхождения, ввезённые
в страну и подвергшиеся существенной
переработке, изменяющей основные качественные
или технические характеристики товаров.
Государственное регулирование
экспорта и основные направления
государственной поддержки экспорта
промышленной продукции.
Стимулирование экспорта является
в современных условиях важным направлением
торговой политики многих развитых стран,
и, в последние годы, развивающихся стран,
в которых создана развитая система государственной
поддержки и содействия национальному
экспорту, за годы своего существования
доказавшая свою эффективность. Наряду
с созданием благоприятного макроэкономического
климата для экспортеров широко используются
специальные меры для развития экспортного
производства и расширения экспорта.
В целях обеспечения конкурентных
преимуществ, поддержки и защиты интересов
отечественных экспортеров на внешнем
рынке, роста экономического потенциала
и повышения доли высокотехнологичной
и наукоемкой продукции в общем объеме
российского экспорта разработана система
мер государственной поддержки экспорта
промышленной продукции, предусматривающая
использование торгово-экономических,
организационных, финансовых и информационно-консультационных
инструментов.
Среди мер государственной
поддержки экспорта промышленной продукции
особое значение имеет финансовая поддержка,
к которой относят кредитование экспорта,
гарантирование экспортных операций,
возмещение части процентных ставок по
экспортным кредитам.
Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации
(далее – Минэкономразвития России) является
федеральным органом исполнительной власти,
ответственным за выработку политики
в вопросах содействия экспорту.
Департамент государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
Минэкономразвития России (далее – Департамент)
осуществляет практическую реализацию
системы мер содействия экспорта.
В этой связи Департамент:
Обеспечивает координацию взаимодействия
российских участников ВЭД с аппаратом
торговых представителей Российской Федерации
за рубежом в части содействия в продвижении
продукции, услуг и технологий российских
производителей и разработчиков.
Осуществляет содействие аппарату
торговых представителей Российской Федерации
за рубежом в поиске потенциальных российских
партнеров для зарубежных предприятий,
обращающихся за содействием в налаживании
сотрудничества с российскими деловыми
кругами. По запросам российских участников
ВЭД совместно с аппаратом торговых представителей
за рубежом подготавливает аналитическую
информацию об иностранных компаниях,
с учетом практики торгово-экономических
отношений этих компаний с российскими
организациями.
Осуществляет подготовку комфортных
писем, вербальных и личных нот по запросам
заинтересованных российских экспортно-ориентированных
компаний, участвующих в международных
тендерах и конкурсах за рубежом, поставляющих
продукцию или оказывающих услуги для
иностранных покупателей.
Содействует в создании информационных
баз с целью систематизации
предложений экспортно-ориентированной
продукции отечественных производителей,
спроса на продукцию отечественных производителей
за рубежом.
Формирует перечни продукции
и услуг, перспективных для продвижения
на зарубежных рынках, с учетом региональной
специализации российских экспортеров,
на основании обращений в Министерство
российских экспортно-ориентированных
компаний.
Осуществляет анализ информационно-аналитических
материалов о проводимых за рубежом международных
тендерах и конкурсах и информирует заинтересованных
участников ВЭД.
Вносит предложения в части
торгово-экономических мероприятий в
рамках проведения Года России в странах
- перспективных в качестве рынка сбыта
для российской конкурентоспособной продукции.
Координирует работу Уполномоченных
Минэкономразвития России по обеспечению
выполнения ими задач и функций в сфере
организационной и информационной поддержки
экспорта российских товаров и услуг,
установленных Положением об Уполномоченных
Министерства. 7