Система внешнеторговой политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: исследовать внешнеторговую политику страны, ее основные цели и роль в экономике государства.
Для выполнения данной работы необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность внешнеторговой политики
- охарактеризовать виды внешней торговли
- раскрыть принципы внешнеторговой политики России
- изучить государственное регулирование экспорта РФ
- рассмотреть условия вступления России в ВТО
- проанализировать последствия вступления в ВТО ( + и -)

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Внешнеторговая политика: теоретический аспект. 5
1.1 Понятие и сущность внешнеторговой политики . Свободная торговля, как одна из видов внешнеторговой политики. 5
1.2 Протекционизм, как один из видов внешнеторговой политики. Преимущества и недостатки протекционизма. 8
Глава 2. Внешнеторговая политика России 14
2.1 Основные принципы внешнеторговой политики России. Государственное регулирование экспорта РФ. 14
2.2 Вступление России в ВТО 20
2.3 Последствия вступления РФ в ВТО: плюсы и минусы 23
Заключение 27
Библиографический список 29

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Po_MIROVOJ_EKONOMIKE_-_kopia.docx

— 58.11 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Внешняя торговля в настоящее время существенным образом воздействует на экономическую жизнь каждой страны. Воздействие это различно и зависит от степени включения данной страны и ее регионов в международное разделение труда. О роли, которую играет внешняя торговля, свидетельствует ее влияние на развитие основных экономических процессов, особенно в условиях разворачивающегося процесса мирохозяйственной глобализации. Для многих стран мира и их регионов динамичное развитие внешнеторговых отношений выступает катализатором внутреннего экономического роста.  Понятно, что ни одно государство в мире не способно самостоятельно произвести весь набор товаров и услуг, обеспечивающих потребности общества. Поэтому вполне закономерным является включение национальных экономик и их регионов во внешнеторговые отношения, которые позволяют воспользоваться выгодами от участия в международном разделении труда. При этом каждое государство должно самостоятельно определять оптимальную для себя степень участия во внешней торговле, исходя из возможностей национальной экономики и целей экономической политики, опираясь на потенциал отдельно взятых регионов. Дело в том, что неразвитость внешнеторговой деятельности, как правило, ведет к технической и технологической отсталости производства, сужает внутренний рынок, а излишняя открытость экономики усиливает импортную зависимость и может поставить под угрозу экономический суверенитет страны. Поэтому всегда следует находить «золотую середину» в соотношении объемов экспорта и импорта посредством государственного регулирования.

Целью данной работы является: исследовать внешнеторговую политику страны, ее основные цели и роль в экономике государства.

Для выполнения данной работы  необходимо выполнить следующие задачи:

- рассмотреть понятие  и сущность внешнеторговой политики

- охарактеризовать виды внешней торговли

- раскрыть принципы внешнеторговой политики России

- изучить государственное регулирование экспорта РФ

- рассмотреть условия  вступления России в ВТО

- проанализировать последствия  вступления в ВТО ( + и -)

Объектом исследования является система внешнеторговой политики государства.

Предметом исследования являются государства, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Внешнеторговая политика: теоретический аспект.

1.1 Понятие и  сущность внешнеторговой политики . Свободная торговля, как одна  из видов внешнеторговой политики.

Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику государства.  Внешнеторговая политика (ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими ВТП являются экспортная и импортная политика, валютная политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом.

         Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.  Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.  Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговля.  Свободная торговля, как одна из видов внешнеторговой политики.1

Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.  Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.  Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей. 2

 Экономический либерализм  Экономический или классический  либерализм выступает за индивидуальные  права на собственность и свободу  контракта. Девизом этой формы  либерализма является «свободное  частное предприятие». Предпочтение  отдаётся капитализму на основе  принципа невмешательства государства  в экономику (laissez-faire), означающего  отмену государственных субсидий  и юридических барьеров для  торговли. Экономические либералы  полагают, что рынок не нуждается  в государственном регулировании. Некоторые из них готовы допустить  правительственный надзор над  монополиями и картелями, другие  утверждают, что монополизация рынка  возникает только как последствие  действий государства. Экономический  либерализм утверждает, что стоимость  товаров и услуг должны определяться  свободным выбором индивидуумов, т. е., рыночными силами. Некоторые  допускают присутствие рыночных  сил даже в областях, где государство  традиционно сохраняет монополию, например, обеспечении безопасности  или судопроизводстве. Экономический  либерализм рассматривает экономическое  неравенство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественный результат конкуренции, при условии отсутствия принуждения. В настоящее время данная форма наиболее выражена в либертарианстве, другими разновидностями являются минархизм и анархо-капитализм.3

 

1.2 Протекционизм, как один из видов внешнеторговой  политики. Преимущества и недостатки  протекционизма.

Протекционизм — это система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.  Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

 Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio — защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной  экономики. Осуществляется с помощью  торгово-политических барьеров, которые  ограждают внутренний рынок от  ввоза иностранных товаров, снижают  их конкурентоспособность по  сравнению с товарами национального  производства. Для протекционизма  характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. В. И. Ленин подчёркивал связь протекционизма с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «... вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)»

Характер протекционизма и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху. Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров. Составной частью современного протекционизма является аграрный протекционизм (возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в.), защищающий интересы национальных монополий.  4

Развитие процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного «коллективного» протекционизма, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка» Европейского экономического сообщества. Особенность современного протекционизма — является приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире.

Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот Протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств. 

Сторонники утверждают, что все усилия во внешней торговле должны быть направлены на:  а) защиту новых, только что появившихся отраслей национальной экономики, не способных пока выдержать международную конкуренцию;  б) защиту отраслей, имеющих важное значение для обеспечения национальной безопасности;  в) увеличение внутренней занятости ресурсов, в том числе сохранение рабочих мест. Есть и ещё аргументы. Однако необходимо учесть, что ряд отраслей экономики нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности.

Преимущества протекционизма:

Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, хотя бы временной, могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии становления отрасли ее продукция не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, часто цена ее выше цен товаров-конкурентов, а качество ниже. Новая отрасль нуждается во временной защите со стороны государства, которая позволит ей развиться. В данном случае внутренние потребители будут платить более высокие цены, но с надеждой на снижение их в перспективе. 

Пошлины и налоги являются источником дохода государства. Во многих развивающихся и слаборазвитых странах эта статья доходов важна для бюджета.  Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции. В результате сокращения производства из-за поражения национальной отрасли в конкурентной борьбе с иностранными производителями произойдет сокращение рабочих мест, что вызовет дополнительные нагрузки на бюджет для выплат пособий по безработице, также упадет уровень жизни и потребления в стране. Протекционистская защита отрасли будет способствовать снижению структурной безработицы, по крайней мере, в краткосрочном периоде.

Информация о работе Система внешнеторговой политики государства