Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:13, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность и структуру финансовой системы и финансовой политики государства. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что так же выражает актуальность выбранной темы.
Содержание
Введение 3
1 Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура 4
2. Сущность, виды и функции налогов 8
3 Сущность и цели финансовой политики 15
4. Практикум..........................................................................................................20
Заключение 22
Список использованной литературы
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра
Экономической теории
Факультет Менеджмента и маркетинга
Специальность маркетинг
(
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине Экономическая
теория (макроэкономика)
Тема: Финансовая
система и финансовая
политика государства
Студент Тукалевская А.Ю.
(Ф.И.О.)
Курс 2 № группы 1С-МА203
Личное дело № 10маб00129
Преподаватель Таласила О.В.
(Ф.И.О.)
Москва
– 2011
Содержание
Введение 3
1 Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура 4
2. Сущность, виды и функции налогов 8
3 Сущность и цели финансовой политики 15
4.
Практикум.....................
Заключение 22
Список
использованной литературы 23
Введение
Изучение экономической структуры любого современного общества невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и институтов, регулирующих эти отношения. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.
Финансовая политика обеспечивает баланс финансовых потоков от сферы производства товаров и услуг к бюджетной системе и от бюджетной системы к отраслям национальной экономики. Финансовая политика охватывает целый комплекс инструментов, позволяющих осуществлять эффективное государственное регулирование. Содержание и цели финансовой политики обусловлены социально- экономическим строем общества, социальными группами, стоящими у власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами в сфере государственных финансов.
Вне
зависимости от уровня развития страны
главными стратегическими целями государственной
финансовой политики являются создание
финансовых условий для социально-
Цель работы – раскрыть сущность и структуру финансовой системы и финансовой политики государства. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что так же выражает актуальность выбранной темы.
Финансы — это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами — предприятиями, домашними хозяйствами и государством.
Финансовые отношения определяют денежные отношения, которые возникают между:
- предприятиями и организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;
- государством и предприятиями при уплате налогов и финансировании расходов;
- государством и гражданами при внесение налогов и добровольных платежей;
- предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
- отдельными элементами бюджетной системы;
- страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба;
- денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.
Финансы не выражают денежные отношения между отдельными членами общества и денежные отношения, опосредующие движение товаров.
Важнейшие свойства финансов определяются как их признаки.
Основные признаки финансов выражаются в следующем:
1) финансы выступают в качестве денежных отношений, возникающих по поводу образования, распределения, использования, перераспределения и накопления денежных средств;
2) распределительный характер денежных отношений связан с движением реальных денег;
3) движение денежных средств имеет, как правило, односторонний (однонаправленный) характер;
4) финансы как
денежные отношения имеют
5) финансы выступают
в качестве необходимого
6) финансы являются
одним из инструментов
Сущность и роль государственных финансов проявляется в их функциях, которые представляют собой специфический способ выражения присущих финансам признаков. Финансы выполняют мобилизационную, регулирующую, распределительную и контрольную функции.
Мобилизационная функция финансов состоит в аккумулировании в руках государства ресурсов, необходимых для выполнения его функций в рыночной экономике. Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны.
Регулирующая функция финансов обеспечивает стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений и связана с вмешательством государства через финансы в процессе воспроизводства. Для этих целей используется финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Распределительная функция финансов обеспечивает перераспределение национального дохода в целях оптимизации накопления и потребления в конкретной экономической ситуации.
Контрольная
функция реализуется в связи
с использованием экономическими субъектами
государственных средств и
Если совокупность финансовых отношений представить вместе с совокупностью организаций и учреждений, в которых происходит образование, распределение и использование денежных средств, то это будет финансовая система. Она состоит из четырех основных звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специализированных правительственных фондов.
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет – крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Главная функция государственного бюджета – реализация финансовой политики правительства. Аккумулируемые в бюджете с помощью налогов средства служат материальной основой выполнения государством его функций в экономике страны. В государственном бюджете объединяются все основные финансовые инструменты – расходы, различные виды доходов, государственные займы. Основными доходами государственного бюджета являются налоги и сборы.
Состояние финансовой системы всегда является показателем развития экономики страны, ее эффективности. Политика, проводимая финансовой системой, называется финансовой политикой. Финансовая политика представляет совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и целевое использование для достижения макроэкономического равновесия. К основным формам финансовой политики относятся:
- фискальная политика, направленная на регулирование конъектуры экономики с помощью доходов и расходов бюджета;
- бюджетная политика, цель которой – регулирование бюджетных процессов;
- финансовые программы, нацеленные на финансирование социальной, структурной и экологической политики;
- финансовая помощь, направляемая на создание условий успешного развития стран с переходной экономикой.
Финансовая политика реализуется через финансовый механизм, основными элементами которого являются:
- перспективный финансовый план;
- бюджет на текущий год.
Бюджет на текущий год представляет базу для формирования перспективного финансового плана.
Результаты финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития. Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов.
Общая
тенденция к социализации экономики
привела к возрастанию роли государства
и государственных финансов в
решении социальных задач, увеличив
расходы бюджета на поддержание
уровня жизни в стране, образование,
здравоохранения, безопасность населения.
Для решения всех этих проблем нужны дополнительные
средства, которые поступают в бюджет
в форме налогов.
Налоги – обязательные взносы (платежи) в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые экономическими субъектами в законодательном порядке. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании в финансовых ресурсах государства.
Налогообложение - это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.
Налоги издавна служили основным источником для формирования денежных ресурсов государства, и поэтому внимание экономистов всегда привлекали вопросы теории налогообложения.
Основные принципы налогообложения:
1. Уровень налоговой ставки должен учитывать возможности налогоплательщика (уровень его дохода);
2. Налогообложение доходов должно быть однократным;
3. Обязательность уплаты налогов;
4. Система уплаты налогов должна быть понятной и удобной для налогоплательщика и экономичной для учреждений, собирающих налоги;
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям;
6. Налоговая система должна обеспечивать распределение ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Общая схема классификация налогов представлена на рис. 1
Схема классификации налогов.
В настоящее время в основном налоги зависят от тех выгод, которые получает налогоплательщик от государства и от получаемого дохода. При необходимости решать более сложные проблемы государство увеличивает налоги, но при этом необходимо помнить, что увеличение налога на прибыль предприятий за определенными пределами сокращает базу налогообложения, сокращает объемы производства. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:
Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства