Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:17, курсовая работа
Целью курсовой работы показать, что внешнеторговая политика это развитие, поддержка, стимулирование эффективного замещения импорта отечественным производством, позволяющие более полно использовать производственные мощности имеющихся отраслей, создавать рабочие места, выравнивать торговый и платежный балансы, увеличивать валютные резервы банковской системы, снижать затраты на производство и реализацию товаров, увеличивать доходы государства, а также проведение активной работы по повышению конкурентоспособности импортозамещающей продукции и продвижению ее на внешние рынки.
Введение……………………………………………………………………….. 2
Количественные ограничения внешней торговли: квотирование
и лицензирование…………………………………………………………….4
Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и
неэкономические методы регулирования внешней торговли……………13
Аргументы «за и «против» протекционизма………………………….....28
Заключение…………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………
ПЛАН
Введение…………………………………………………
и лицензирование…………………………………………
неэкономические методы
Заключение……………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Курсовая работа написана на тему: Государственная внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования».
Внешнеторговая политика является важным направлением государственного регулирования экономики, поскольку в условиях глобализации страна становится все более открытой для импорта товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В условиях усиления международной конкуренции значимость внешнеторгового регулирования возрастает.
Главной задачей курсовой работы раскрыть основные направления государственного нетарифного регулирования политики, раскрыть какие другие виды торговой политики есть и какие аргументы «за» и «против» протекционизма существуют.
Тема внешнеторговой политики весьма актуальна, так как степень воздействия государства на международную торговлю за эти годы фактически возросла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. По оценкам, их в настоящее время существует не менее пятидесяти. Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны.
Целью курсовой работы показать, что внешнеторговая политика это развитие, поддержка, стимулирование эффективного замещения импорта отечественным производством, позволяющие более полно использовать производственные мощности имеющихся отраслей, создавать рабочие места, выравнивать торговый и платежный балансы, увеличивать валютные резервы банковской системы, снижать затраты на производство и реализацию товаров, увеличивать доходы государства, а также проведение активной работы по повышению конкурентоспособности импортозамещающей продукции и продвижению ее на внешние рынки.
Особое значение для реализации внешнеторговой политики приобретает формирование и функционирование инфраструктуры внешней торговли.
Актуальным является также создание единой национальной системы внешнеэкономической информации, позволяющей осуществить выбор рынка, ознакомиться с ним получить информацию о состоянии конъюнктуры на продукцию, партнерах, конкурентах, правилах проведения экспортно-импортных операций, мерах таможенно-тарифного регулирования, особенностях налогообложения, лицензирования и пр.
Над
вопросами внешнеторговой политики
работают ученые во многих странах
мира это такие как: Т. А. Агапова,
А.П. Киреев, П.Р. Кругман, П.Х. Линдерт, Н.А.
Миклашевская, С.Ю. Кричевский, М.И. Плотницкий,
Г.В. Турбан, Д.Р. Сальваторе.
и
лицензирование
Методами таможенно-тарифного регулирования не всегда удается достичь желаемого результата по защите экономических интересов страны и ее субъектов, предотвращению вывоза остродефицитных сырьевых товаров, сокращению дефицита платежного баланса. Для этих целей применяются нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий (ВЭД) предприятий, т.е. все методы регулирования ВЭД, за исключением тарифных, включая любые распоряжения властей; методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов, которые воздействуют на экспорт и импорт товаров (объем, товарную структуру, цены, конкурентоспособность), а также на порядок перемещения товаров через таможенную границу.
Нетарифные ограничения широко используются во всех странах мира, однако отношение к ним неоднозначно. В рамках ВТО наблюдается тенденция к гармонизации и тарификации нетарифных барьеров, т.е. к замене их таможенными пошлинами (тарифным эквивалентом). Вместе с тем страны полностью не отказываются от применения нетарифных барьеров, а, напротив, иногда даже ужесточают их.
Основу нетарифного регулирования в Республике Беларусь составляют Таможенный кодекс Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 06.01.1998 г. № 133-3 с изменениями и дополнениями), Закон Республики Беларусь № 223-3 от 29.12.1998 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и постановление Совета Министров Республики Беларусь № 440 от 08.04.2002 г. "О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров".
К наиболее распространенным нетарифным мерам относятся следующие:
Количественные методы нетарифного регулирования — административные методы нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующим торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта. [7. С. 233]
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.
Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельностью через решения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах и в определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввести или вывезти товар в рамках полученной квоты, во-втором приобретает ряд конкретных форм.
Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление внешнеторговой сделки;
Генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз товара в течении одного года без ограничений количества сделок;
Глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися для целей государственного регулирования импорта.
Развитые страны чаще всего используют документ подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.[2. С. 238]
Рассмотрим в качестве примера экономические последствия установления квот на импорт. Предположим, что страна является импортером зерна (рис.1.1, где Dd — спрос на зерно в данной стране, a Sd— внутреннее производство зерна). В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены и равна Рw . При такой цене отечественные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне, и объем импорта составляет Do — So. Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой Sd + Q. Теперь при цене равной мировой возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до Рd. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до Sd но одновременно спрос сокращается до D .
Можем теперь оценить последствия квотирования импорта для благосостояния. Потребители в результате роста цены несут потери (область a+b+c+d+e). Отечественным производителям ведение квоты выгодно — они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область а. Область с + d представляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.
Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b + с, то есть результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояние идентичны (конечно, это справедливо, если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на импорт на внутреннем рынке). Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.[6. С. 78]
Республика Беларусь также применяет квоты (на срок до одного календарного года), Распределение квот и выдача лицензий на торговлю в пределах квот на минеральные удобрения, лом и отходы черных и цветных металлов, алкогольные изделия и спирт этиловый из пищевого сырья осуществляется путем проведения конкурса.[7. С. 235]
Государство
может предпочесть квоты
В
настоящее время положения
При анализе воздействия импортных квот на благосостояние выясняется, что этот вид протекционизма ничем не лучше, а при определенных обстоятельствах и вреднее для страны в целом, чем тариф. Для их сопоставления рассмотрим импортную квоту и эквивалентный тариф, т.е. тариф, обеспечивающий тот же объем поступающего в страну импорта.
Влияние квоты на импорт велосипедов изображено на рис. 1.2. Предполагается, что независимо от наличия или отсутствия импортной квоты отечественная велосипедная промышленность не монополизирована. Квота сокращает размер импорта по сравнению с внутренним платежеспособным спросом на него, предъявляемым при уровне цен мирового рынка. Отечественным потребителям при уровне цен выше мировых противостоит кривая предложения, равная отечественной кривой предложения плюс фиксированный размер квоты. Невозможность удовлетворить весь спрос по цене мирового рынка приводит к повышению уровня внутренних цен на велосипеды, в данном случае до 220 долл.
В условиях свободной конкуренции результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичны. На рис. 1.2 квота привела к росту отечественного производства с уровня S0 до S1; во что это обошлось стране, показывает область b, поскольку предельные издержки производства отечественных велосипедов возросли при этом до 220 долл., а в отсутствие квоты этот товар мог быть приобретен за границей по цене 200 долл. В то же время потребители терпят ущерб, равный площади области d, которая не выражает чьего-либо выигрыша. Наценка на разрешенный импорт (или фигура с) есть внутреннее перераспределение доходов от потребителей в пользу тех, кто так или иначе ведает лицензиями. Таким образом, чистый национальный ущерб составится из областей b и d.