Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:10, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире.
Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.
Введение
Регулирование внешнеэкономической деятельности государством принимало различные формы в течение истории; на современном этапе формы и методы воздействия на международную торговлю значительно варьируются исходя из того, какой внешнеторговой политики придерживается страна – либеральной или протекционистской. Степень и инструменты влияния правительства на экономику и, в частности, на внешнеторговую сферу, играют важнейшую роль в позиционировании страны в мировом экономическом сообществе.
Актуальность темы исследования заключается в том, что, внешнеторговая политика неотъемлемый элемент международных экономических отношений. И страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику, от которой зависит их благосостояние.
Практическая актуальность работы определяется тем, что, в условиях экономического кризиса, заимствование некоторого положительного опыта у тех и других стран в области торговой политики поможет Белоруссии с меньшими издержками, более плавно и гармонично войт в мировой рынок и стать высокоразвитым государством.
Теоретическая актуальность работы обусловлена тем обстоятельством, что в рассмотрении данного вопроса, нашли своё отражение такие понятия, как торговая политика, протекционизм и фритредерство, таможенный тариф, нетарифное регулирование, квотирование, лицензирование и пр.
Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире.
Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.
Объектом изучения данной работы являются способы и степень государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность, а так же внешнеторговая политика, рассматриваемая как часть ВЭД государств.
Предметом исследования является теоретическое освещение возможных инструментов регулирования и сравнение существующих подходов к данной проблеме в Европейском Союзе и Республике Беларусь, причинно-следственные связи и тенденции, определяющие выбор той или иной внешнеторговой политики.
В процессе написания данной курсовой работы были использованы в основном учебные пособия, теоретические статьи, методические указания.
1. Количественные ограничения внешней торговли: квотирование и лицензирование.
В настоящее время основным препятствием развития международной торговли являются нетарифные ограничения. Эти ограничения создают значительную неопределенность в международной торговле из-за своего скрытого характера, что дает возможность правительству действовать более бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.
Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия). Существует также практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определенных товаров требует получить лицензию, что позволяет государству осуществлять наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры. [4]
Лицензирование – это регулирование спроса и предложения на внутреннем или внешнем рынке на основе специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности. Необходимым условием лицензирования является соблюдение определенных требований лицензирующего органа лицензиатом – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Лицензирование может быть вызвано следующими причинами и обстоятельствами: снижением недостатка товаров на внутреннем рынке, когда импортные поставки замещаются внутренним производством;
насыщением внутреннего рынка товарами, производство которых отсутствует внутри страны;
ограничением ввоза товаров, исходя из факторов неблагоприятного воздействия на безопасность, жизн
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Количественные ограничения внешней торговли: квотирование и лицензирование……………………………………………………………………..4
2. Другие виды торговой политики. Скрытые финансовые
и неэкономические методы регулирования внешней
торговли.. ……………………………………………………………………………9
3. Аргументы «за» и «против» протекционизма. ………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………….29
Литература…………………………………………………………………………..30
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Количественные
ограничения внешней торговли: квотирование
и лицензирование…………………………………………
2. Другие виды торговой политики. Скрытые финансовые
и неэкономические методы регулирования внешней
торговли..
…………………………………………………………………………..
3. Аргументы
«за» и «против»
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Регулирование
Актуальность темы
Практическая актуальность
Теоретическая актуальность
Цель данной работы – раскрыть
понятие государственного
Задачи – рассмотреть тарифные
и нетарифные методы
Объектом изучения данной
Предметом исследования
В процессе написания данной
курсовой работы были
1. Количественные ограничения внешней торговли: квотирование и лицензирование.
В настоящее время основным препятствием развития международной торговли являются нетарифные ограничения. Эти ограничения создают значительную неопределенность в международной торговле из-за своего скрытого характера, что дает возможность правительству действовать более бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.
Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия). Существует также практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определенных товаров требует получить лицензию, что позволяет государству осуществлять наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры. [4]
Лицензирование – это регулирование спроса и предложения на внутреннем или внешнем рынке на основе специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности. Необходимым условием лицензирования является соблюдение определенных требований лицензирующего органа лицензиатом – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Лицензирование может быть вызвано следующими причинами и обстоятельствами: снижением недостатка товаров на внутреннем рынке, когда импортные поставки замещаются внутренним производством;
насыщением внутреннего рынка товарами, производство которых отсутствует внутри страны;
ограничением ввоза товаров, исходя из факторов неблагоприятного воздействия на безопасность, жизнь или здоровье граждан, их имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
ограничением импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов на основе регулирования внутреннего потребления,на основе международных обязательств страны по действующим соглашениям.
Для ВЭД предусматривается несколько видов лицензирования:
Лицензия может быть генеральной, т. е. постоянно действующей и не предусматривающей какого-либо ограничения по объему и стоимости, или ]разовой – на одну торговую операцию и по конкретной группе товаров. [5]
Квотирование устанавливает количественные ограничения по общему объему и/или общей стоимости конкретного вида товара для всех лицензиатов, т. е. даже при разрешении на ввоз/вывоз определенного товара без наличия квоты нет возможности торговли данным товаром внутри страны.
Завуалированная форма запретов предусматривает, например, ограничения по заходу иностранных судов во внутренние воды или по продаже отдельных товаров в розничной торговой сети страны. Так, законодательство США о торговом флоте требует, чтобы все перевозки в прибрежной внутренней торговле осуществлялись судами, построенными в США. В результате, хотя и нет запрета на ввоз иностранных судов в США, фактически их использование во внутренних водах не допускается. Традиционными количественными нетарифными ограничениями импорта в международной практике являются квотирование, лицензирование и контингентирование.
Квотирование– количественное лимитирование размера импорта с помощью глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений (квот). [8]
Квотирование вводится для сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах. Однако импортные квоты не всегда предназначены для защиты отечественных производителей. Так, Япония сохраняет квотирование на многие сельскохозяйственные продукты, в ней не производящиеся. Квотирование импорта является средством воздействия при ведении переговоров по сбыту японской экспортной продукции, что позволяет избегать чрезмерной зависимости от любой страны в отношении необходимых продуктов питания, запасы которых могут сократиться в случае плохих климатических или политических условий. Экспортные квоты устанавливаются с целью обеспечения отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким ценам, предупреждения истощения природных ресурсов и повышения цен на экспорт путем ограничения поставок продукции на внешние рынки. Такие ограничения посредством соглашений по различным видам товаров позволяют странам-производителям квотировать такие товары, как кофе и нефть, в результате чего происходит рост цен этих товаров в странах-импортерах. Лицензирование импорта товаров – система государственного контроля над импортными операциями путем строгого учета определенных товарных потоков, а в случае необходимости их временного ограничения. [7]
Лицензирование в международной торговле отличается большим разнообразием и представляет собой ограничение посредством получения разрешения (лицензии) через специально уполномоченное ведомство на операции с определенными, включенными в списки лицензируемых по импорту товарами. В лицензии может также устанавливаться порядок ввоза товаров.
Лицензирование применяется, как правило, в качестве временной меры в целях ограничения нежелательных объемов импорта. Контроль за выдачей квот ведется посредством лицензирования.
Несмотря на запрет, установленный ГАТТ в отношении контингентирования, оно продолжает использоваться большим количеством стран под предлогом сложности финансового положения или дефицита платежного баланса, что разрешается положениями ГАТТ.
Контингентирование – установление государством централизованного контроля над внешнеторговыми операциями посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени.[11; 9]
Рассмотрим в качестве примера экономические
последствия установления квот на импорт.
Предположим, что страна является импортером
зерна ( рис. 1.1., где Dd – спрос на
зерно в данной стране, а Sd-
внутренне производство зерна). В условиях
свободной торговли внутренняя цена на
зерно не отличается от мировой цены и
равна Pw. При такой цене отечественные
производители не могут обеспечить всю
потребность страны в зерне и объем импорта
составляет D0-S0. Если правительство
хочет ограничить объем импорта и устанавливает
квоту размером Q, то общее предложение
зерна на внутреннем рынке с учетом импорта
может быть представлено в виде кривой
Sd+Q. Теперь при цене, равной мировой,
возникает разрыв между спросом и предложением:
в результате количественного ограничения
импорта часть спроса на зерно оказывается
неудовлетворенной и это приводит к росту
внутренней цены до Pd. Более высокий
уровень внутренней цены стимулирует
рост отечественного производства зерна
до S1, но одновременно спрос сокращается
до D1.
Теперь можно оценить последствия квотирования импорта для благосостояния. Потребители в результате роста цены несут потери
Информация о работе Государственная внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования