Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:10, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире.
Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.
Введение
Регулирование внешнеэкономической деятельности государством принимало различные формы в течение истории; на современном этапе формы и методы воздействия на международную торговлю значительно варьируются исходя из того, какой внешнеторговой политики придерживается страна – либеральной или протекционистской. Степень и инструменты влияния правительства на экономику и, в частности, на внешнеторговую сферу, играют важнейшую роль в позиционировании страны в мировом экономическом сообществе.
Актуальность темы исследования заключается в том, что, внешнеторговая политика неотъемлемый элемент международных экономических отношений. И страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику, от которой зависит их благосостояние.
Практическая актуальность работы определяется тем, что, в условиях экономического кризиса, заимствование некоторого положительного опыта у тех и других стран в области торговой политики поможет Белоруссии с меньшими издержками, более плавно и гармонично войт в мировой рынок и стать высокоразвитым государством.
Теоретическая актуальность работы обусловлена тем обстоятельством, что в рассмотрении данного вопроса, нашли своё отражение такие понятия, как торговая политика, протекционизм и фритредерство, таможенный тариф, нетарифное регулирование, квотирование, лицензирование и пр.
Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире.
Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.
Объектом изучения данной работы являются способы и степень государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность, а так же внешнеторговая политика, рассматриваемая как часть ВЭД государств.
Предметом исследования является теоретическое освещение возможных инструментов регулирования и сравнение существующих подходов к данной проблеме в Европейском Союзе и Республике Беларусь, причинно-следственные связи и тенденции, определяющие выбор той или иной внешнеторговой политики.
В процессе написания данной курсовой работы были использованы в основном учебные пособия, теоретические статьи, методические указания.
1. Количественные ограничения внешней торговли: квотирование и лицензирование.
В настоящее время основным препятствием развития международной торговли являются нетарифные ограничения. Эти ограничения создают значительную неопределенность в международной торговле из-за своего скрытого характера, что дает возможность правительству действовать более бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.
Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия). Существует также практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определенных товаров требует получить лицензию, что позволяет государству осуществлять наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры. [4]
Лицензирование – это регулирование спроса и предложения на внутреннем или внешнем рынке на основе специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности. Необходимым условием лицензирования является соблюдение определенных требований лицензирующего органа лицензиатом – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Лицензирование может быть вызвано следующими причинами и обстоятельствами: снижением недостатка товаров на внутреннем рынке, когда импортные поставки замещаются внутренним производством;
насыщением внутреннего рынка товарами, производство которых отсутствует внутри страны;
ограничением ввоза товаров, исходя из факторов неблагоприятного воздействия на безопасность, жизн
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Количественные ограничения внешней торговли: квотирование и лицензирование……………………………………………………………………..4
2. Другие виды торговой политики. Скрытые финансовые
и неэкономические методы регулирования внешней
торговли.. ……………………………………………………………………………9
3. Аргументы «за» и «против» протекционизма. ………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………….29
Литература…………………………………………………………………………..30
Таким образом, в современном мировом хозяйстве общая линия на либерализацию международной торговли во многих случаях сочетается с мерами протекционистского характера. Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов государственного бюджета. Этот аргумент популярен в странах, где еще не сформировалась качественная налоговая система. Таможенную пошлину собрать проще, чем собрать налоги, но поступления в бюджет в этом случае будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене. Однако, чем более эластичным будет спрос, тем сильнее возрастут доходы государства при ослаблении протекционизма. [4]
Есть еще один аргумент в пользу протекционизма по отношению к отраслям, выпускающим стратегически важную для страны продукцию. Чрезмерная зависимость страны от импорта действительно может поставить ее в уязвимое положение при чрезвычайных обстоятельствах. Однако, существуют некоторые проблемы, например, в определении этих отраслей, так как к ним можно отнести большую часть имеющихся вообще. Что касается невозобновляемых ресурсов, то протекционизм в данном случае может поставить страну в зависимость от импортных поставок в будущем. Как видно, аргументы в пользу протекционизма спорны и требуют тщательной проверки, причем, часто можно найти лучшие средства для достижения цели.
Кроме потерь благосостояния протекционизм может вызвать и другие отрицательные последствия. Практически всегда политика протекционизма, проводимая одной страной, вызовет ответную реакцию со стороны других. Так, если страна сокращает импорт путем тарифных или нетарифных ограничений, то, вероятнее всего, у нее сократится экспорт, что приведет к уменьшению занятости, снижению совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут очень обостриться, что будет иметь отрицательные последствия для обеих сторон. Протекционистская внешнеторговая политика будет повышать обменный курс национальной валюты (так как сокращается импорт и повышается чистый экспорт страны). Повышение обменного курса приведет к стимулированию импорта и будет сдерживать экспорт. [6]
В противоположность протекционизму политика свободной торговли (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Государственное регулирование в этом случае осуществляется методами преимущественно тарифного регулирования и мерами, поощряющими приток в страну товаров и капиталов.
Свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятия вводить новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долговременному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм с течением времени все в большей и большей степени препятствует действию этих сил. [16]
Политика свободной торговли дает выигрыш любой стране, хотя и не каждой в одинаковой степени и не всем группам населения. В стране-импортере выигрыш возникает за счет того, что выгоды потребителей превышают потери производителей, а в стране-экспортере общий прирост благосостояния происходит благодаря выигрышу производителей, тогда как потребители несут потери.
В случае открытой торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию как импортозамещающих производств, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые окажутся затронутыми процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах.
Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов. [3]
Правительство Беларуси, проводя протекционистскую политику, не только препятствует импорту, но и пытается поддерживать национальных экспортеров, выдавая предприятиям субсидии или кредиты на льготной основе. Однако, очевидно, что эти расходы не окупаются, а лишь увеличивают дефицит государственного бюджета, т. к. не стимулируется конкурентная борьба. Правительство Республики Беларусь устанавливает квоты и высокие тарифы на агропродукцию; более того, в 2004 г. организации обязаны выплачивать 2% от выручки от реализации в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. Тем не менее, сельскохозяйственная продукция Беларуси не только является неконкурентоспособной на мировом рынке – большинство предприятий в данной отрасли производства убыточны и неэффективны. [20]
Для вступления Республики Беларусь в ВТО необходимо существенно изменить правовую базу государственного регулирования ВЭД, снизить тариф и отменить количественные ограничения импорта. Присоединение республики к ВТО, несомненно, принесет ей ряд преимуществ; но с другой стороны, резкие изменения в тарифных ставках и отмена основных мер нетарифного регулирования поставят в тяжелое положение большинство отечественных производителей. Возможность роста экспорта в условиях низкой конкурентоспособности белорусских товаров и жесткой антидемпинговой политики на мировом рынке маловероятна. Принимая это во внимание, можно сделать вывод, что присоединение Беларуси к ВТО будет выгодным для экономики только при соответствии показателей макроэкономической политики выдвигаемым требованиям либерализации внешнеторговой политики. В противном случае такая либерализация поставит республику в крайне невыгодное положение, поскольку фактически превратит страну в экспортера сырья и низкотехнологической продукции.
Внешнеторговая политика Республики Беларусь имеет ярко выраженные протекционистские черты. Правительство ограничивает потоки импорта посредством высоких (по сравнению с европейскими) тарифов и через разнообразные нетарифные ограничения. Кроме того, государство поддерживает национальных экспортеров через субсидирование и предоставление льготных кредитов. Торговые отношения с крупнейшим экономическим партнером Беларуси – Россией фактически развиваются очень медленно, несмотря на создание таможенного союза между странами и заключение других соглашений, которые, к сожалению, не находят реального применения. Очевидно, что требуется новая доктрина, преодолевающая закрытость экономики Беларуси, но не любой ценой, а с ориентацией ее на экономический рост, согласованием с общей макроэкономической политикой государства.
В современном мире ни одна страна не придерживается политики абсолютного либерализма или открытости экономики. Для регулирования внешней торговли государство использует инструменты, которые можно подразделить на тарифные (т.е. использование таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Тенденцией настоящего времени отмечается сокращение тарифных ограничений и одновременное увеличение и усложнение нетарифных барьеров внешней торговли.
В Республике Беларусь проводится политика протекционизма, выражающаяся в ограничении импорта высокими тарифными ставками и, более того, в поддержке экспортеров через субсидирование. Очевидно, что характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Резкая либерализация внешней торговли невозможна и нецелесообразна – она должна следовать за соответствующими преобразованиями внутренней экономики страны. Однако изменение курса внешнеторговой политики от ее закрытости к постепенной либерализации можно начать, если осуществить ряд прогрессивных преобразований в отношениях с Россией – крупнейшим белорусским внешнеторговым партнером.
Беларуси стоит учесть западноевропейский
опыт в сфере регулирования внешней торговли,
т. к. ЕС является вторым по величине торговым
партнером республики, однако, не имеет
смысла копировать законодательство ЕС,
т. к. оно не учитывает особенности переходной
экономики Беларуси.
1. Курс лекций «Международная экономика» 2004г Мн
2. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н., Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Феникс, 2002.
3. Рутко Д.Ф. Международные экономические отношения. – Курс лекций. – Мн. 2004
4. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. М.: Деловая литература, 1999. 293 с.
5. Н.А.Миклашевская., А.В.Холопов Международная экономика учебник. 3-е издание .- М. «Дело и Сервис» 2004.
6. Жиляев К.В. Основные тенденции развития международной торговли в 90-е годы // Проблемы прогнозирования. 2003. №6. С. 139 – 152.
7. Забавский
Г.В. Оценка систем тарифного
регулирования
8. Итоги внешней торговли Республики Беларусь в 2003г. // Таможня и ВЭД. 2004. №2. С. 6 – 7.
9. Киреев А.П. Международная экономика: В 2-х частях. М.: Международная экономика, 2003. 415 с.
10. Коваленко Е.И. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности // Право Беларуси. 2003. №15 (39). С. 62 – 69.
11. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика. М.: Высшая школа, 2002. 336 с.
12. Михневич А. Присоединение к ВТО: условия и этапы // Белорусская думка. 2003. №2. С. 62 – 67.
13. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. 230 с.
14. Нечаева Е. Государственное регулирование и экономическая безопасность Внешней торговли // Финансы и кредит. 2002. №15. С. 73 – 79.
15. Новокшонова Л.В., Трифонов Ю.В. мировое хозяйство.
16. Рясенцева О.Д. Находить и не терять: так не бывает? Беларусь на пороге ВТО // Дело (Восток+Запад). 2004. №2. С. 2 – 3.
17. Современные мировые экономические отношения / Под ред. Матюшевской. М.: Центр, 2003. 250 с.
18. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М.: Международные отношения, 2003. Часть 1. 400 с.
19. Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма // Мировая экономика и международные отношения. 2003. №3. С. 42 – 48.
20. http://www.president.gov.by/
Информация о работе Государственная внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования