Государственная внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире.
Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.

















Введение
Регулирование внешнеэкономической деятельности государством принимало различные формы в течение истории; на современном этапе формы и методы воздействия на международную торговлю значительно варьируются исходя из того, какой внешнеторговой политики придерживается страна – либеральной или протекционистской. Степень и инструменты влияния правительства на экономику и, в частности, на внешнеторговую сферу, играют важнейшую роль в позиционировании страны в мировом экономическом сообществе.
Актуальность темы исследования заключается в том, что, внешнеторговая политика неотъемлемый элемент международных экономических отношений. И страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику, от которой зависит их благосостояние.
Практическая актуальность работы определяется тем, что, в условиях экономического кризиса, заимствование некоторого положительного опыта у тех и других стран в области торговой политики поможет Белоруссии с меньшими издержками, более плавно и гармонично войт в мировой рынок и стать высокоразвитым государством.
Теоретическая актуальность работы обусловлена тем обстоятельством, что в рассмотрении данного вопроса, нашли своё отражение такие понятия, как торговая политика, протекционизм и фритредерство, таможенный тариф, нетарифное регулирование, квотирование, лицензирование и пр.
Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире.
Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.
Объектом изучения данной работы являются способы и степень государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность, а так же внешнеторговая политика, рассматриваемая как часть ВЭД государств.
Предметом исследования является теоретическое освещение возможных инструментов регулирования и сравнение существующих подходов к данной проблеме в Европейском Союзе и Республике Беларусь, причинно-следственные связи и тенденции, определяющие выбор той или иной внешнеторговой политики.
В процессе написания данной курсовой работы были использованы в основном учебные пособия, теоретические статьи, методические указания.
1. Количественные ограничения внешней торговли: квотирование и лицензирование.
В настоящее время основным препятствием развития международной торговли являются нетарифные ограничения. Эти ограничения создают значительную неопределенность в международной торговле из-за своего скрытого характера, что дает возможность правительству действовать более бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.
Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия). Существует также практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определенных товаров требует получить лицензию, что позволяет государству осуществлять наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры. [4]
Лицензирование – это регулирование спроса и предложения на внутреннем или внешнем рынке на основе специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности. Необходимым условием лицензирования является соблюдение определенных требований лицензирующего органа лицензиатом – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Лицензирование может быть вызвано следующими причинами и обстоятельствами: снижением недостатка товаров на внутреннем рынке, когда импортные поставки замещаются внутренним производством;
насыщением внутреннего рынка товарами, производство которых отсутствует внутри страны;
ограничением ввоза товаров, исходя из факторов неблагоприятного воздействия на безопасность, жизн

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Количественные ограничения внешней торговли: квотирование и лицензирование……………………………………………………………………..4
2. Другие виды торговой политики. Скрытые финансовые
и неэкономические методы регулирования внешней
торговли.. ……………………………………………………………………………9
3. Аргументы «за» и «против» протекционизма. ………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………….29
Литература…………………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл