Методы регулирования внешнеторговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:12, реферат

Краткое описание

Внешнеторговая деятельность представляет собой деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Она может быть определена как разновидность предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере. В свою очередь, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Файлы: 1 файл

Тема 2.docx

— 32.49 Кб (Скачать)

2.1 Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Внешнеторговая деятельность представляет собой деятельность по осуществлению сделок в области  внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Она может быть определена как разновидность предпринимательской  деятельности во внешнеторговой сфере. В свою очередь, под предпринимательской  деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг.

Исследование практики международной  торговли позволяет выделить три  основных направления внешнеторговой деятельности:

обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с  осуществлением товарооборота;

технико-экономическое сотрудничество, включающее содействие в области  промышленного и гражданского строительства  и предоставление услуг инженерно-технического характера;

внешнеторговая деятельность в сфере научно-технического сотрудничества, представляющего собой обмен  достижениями науки и техники  и совместное осуществление научно-технических  работ.

Как справедливо отмечает О.И. Дегтярева, "экономические связи  с зарубежными фирмами и организациями  реализуются путем проведения коммерческих операций, то есть определенных технических  приемов по подготовке и проведению торгового сотрудничества" В настоящее  время углубляется комплексный  характер операций. Например, купля-продажа  товаров может сопровождаться куплей-продажей лицензий, а поставка комплектного оборудования может вестись с  возмездным осуществлением опытно-конструкторских  работ.

Отметим также, что необходимым  условием успешной внешнеторговой деятельности является выполнение целого ряда операций обеспечивающего характера, способствующих продвижению от продавца к покупателю, - транспортных, экспедиторских, страховых, операций, связанных с ведением международных расчетов, и т.д. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают широкий спектр отношений экономического, валютно-финансового и правового характера.

Внешнеторговая деятельность реализуется как на уровне органов  государственной власти, так и  на уровне хозяйственных организаций (хозяйствующих субъектов). В первом случае внешнеторговая деятельность направлена на установление межгосударственных основ  экономического сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение  эффективности торгово-экономических  связей. Во втором же случае она проявляется  в заключении и исполнении внешнеторговых контрактов и договоров. Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых  сделок. Следовательно, внешнеторговая сделка является правовой формой осуществления  внешнеторговой деятельности.

Товары становятся предметом  государственного регулирования внешнеторговой деятельности в связи с перемещением через таможенную границу, т.е. в  результате совершения действий по ввозу  на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств  любым способом. При этом важно  отметить, что перемещение товара, на который может распространяться государственное регулирование  внешнеторговой деятельности должно осуществляться по воле конкретного лица. Иными словами, предметом государственного регулирования внешнеторговой деятельности могут быть только те товары, которые сознательно перемещаются через таможенную границу. Поэтому, например, перемещение птиц в полете, миграция диких животных, в результате которой они пересекают государственную и таможенную границу, не может привести к возникновению отношений внешнеторгового характера.

Все многообразие товаров, являющихся предметами внешнеторговой деятельности, в зависимости от направления их движения может быть объединено в следующие классификационные группы: экспортные, импортные и транзитные товары.

Импортными являются товары, ввозимые на таможенную территорию России. Ими могут быть не только товары, произведенные за рубежом, но и товары отечественного производства, которые  были экспортированы из России, а затем  вновь ввозятся на российскую таможенную территорию.

Как правило, импортный товар  оказывается на таможенной территории России после того, как он переместится через таможенную границу. В некоторых  случаях импортным может быть признан товар до момента пересечения  таможенной границы, а иногда и товар, не предназначенный для перемещения  через таможенную границу. Примером подобной ситуации может стать продукция, производимая по программам международной  специализации кооперирования производства.

Понятие импортного (ввозимого) товара распространяется и на вещи, которые ввозят с собой на таможенную территорию пассажиры.

Ввозимый на таможенную территорию товар находится под таможенным контролем с момента пересечения  таможенной границы до совершения необходимых  формальностей и уплаты причитающихся  таможенных платежей.

Экспортным считается  товар, перемещаемый через таможенную границу и вывозимый с российской территории. Им может быть как предмет  внешнеторговой поставки, так и вещи, вывозимые с собой пассажирами, следующими за границу.

Вывозимый товар становится предметом государственного регулирования  внешнеторговой деятельности с момента  его предъявления таможенному органу вплоть до времени вывоза с таможенной территории.

Транзитный товар перемещается с одной таможенной территории на другую через территорию третьей  страны. В России, как и в подавляющем  большинстве других стран, транзитные товары подпадают под таможенный контроль, но не облагаются таможенными  пошлинами.

Российская практика государственного регулирования внешнеторговой деятельности исходит из того, что объектом таможенного  регулирования может стать только товар. Таможенные и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными  органами, могут уплачиваться только с внешнеторговых операций товарами. Внешнеторговые операции услугами, работами и результатами интеллектуальной собственности  могут облагаться налогами, однако эти отношения не составляют предмет  государственного регулирования внешнеторговой деятельности. А потому, уточняя  предмет настоящего исследования, отметим, что к нему может быть отнесена только внешняя торговля товарами.

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности - одно из направлений государственного регулирования  экономики в целом.

В современной экономической  науке сформировались два основных подхода к осмыслению государственного регулирования экономики. Первый подход может быть обозначен как теория общественных интересов. В соответствии с этим подходом, иначе называемым ортодоксальным, государство вмешивается  в экономику, чтобы устранить  излишние потери, вызванные недостатками действия рыночного механизма, и  достичь эффективного распределения  ресурсов.

Второй подход - это концепция  получения выгод и преимуществ  от регулирования, в соответствии с  которой главные задачи теории экономического регулирования состоят в том, чтобы объяснить, кто будет получать выгоды или нести бремя от регулирования  и какие формы регулирования  будут применяться.  Прошедший  век перевел в новое русло  нескончаемые споры между ортодоксальными  либералами и дирижистами о том, должно ли государство вмешиваться  в процесс экономического развития. Двадцатое столетие прошло под знаком усиления роли государства в социально-экономическом  развитии общества. Сейчас в большинстве  стран необходимость государственного вмешательства больше не подвергается сомнению, а основными сюжетами экономических  споров и дискуссий становятся вопросы о целях, инструментах и последствиях такого вмешательства.

Особая роль государства  в экономических системах "догоняющего  развития" доказана историческим опытом и обусловлена неразвитостью  рынка и политической демократии, способствующих поддержанию конкуренции, которая лежит в основе механизмов саморегуляции, - считает, например, Н.И. Дмитриева.

 В развивающихся и  переходных экономиках перед  государством стоит более широкий  круг задач по сравнению с  развитыми странами, что в конечном  счете приводит к усложнению  механизма государственного регулирования:  государству приходится "догонять" в условиях, когда экономика и  само общество остаются неподготовленными  к решению таких задач.

К усилению роли государства  непосредственно в сфере внешней  торговли приводят также реалии современных  мирохозяйственных процессов - процессы глобализации, которые приводят к  повышению экономических рисков для национальных экономик, участвующих  в этих процессах.

Рыночный механизм оказывается  не в состоянии справиться с рядом  злободневных задач, стоящих перед  национальными экономиками, и, как  следствие, общество берет на себя все  издержки по государственному вмешательству.

Прежде чем сформировать государственный механизм внешнеторговой деятельности в его нынешнем виде Россия прошла непростой путь развития и выбора оптимальной концепции  государственного присутствия в  сфере внешней торговли.

Отправной точкой в построении современного российского механизма  государственного регулирования внешней  торговли служит принятый 15 ноября 1991 года Указ Президента РСФСР N 213 "О  либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР", которым закреплялось: "В целях  стимулирования внешнеэкономической  деятельности, стабилизации внутреннего  рынка и привлечения иностранных  инвестиций постановляю:

1. Разрешить всем зарегистрированным  на территории РСФСР предприятиям  и их объединениям независимо  от форм собственности осуществление  внешнеэкономической, в том числе  и посреднической, деятельности  без специальной регистрации".

За последующие после  демонтажа государственной монополии  годы формирование системы государственного регулирования внешней торговли в России прошло ряд этапов.

Формирование механизма  государственного регулирования внешней  торговли в России началось в 1992 году. Первым шагом в этом направлении  стало провозглашение постепенного отказа от приоритета административных методов регулирования над экономическими, при сохранении контроля государства  за деятельностью российских экспортеров  и импортеров на внешних рынках. Курс, сразу же взятый Правительством Российской Федерации после упомянутого  Указа Президента РСФСР о либерализации  внешнеэкономической деятельности, был нацелен на то, чтобы, с одной  стороны, отвечать требованиям адаптации  к условиям рыночной экономики, с  другой - интеграции в мировое экономическое  хозяйство на качественно новом  уровне с учетом развития экономически обоснованных торговых отношений с  зарубежными партнерами.

Анализируя тот период времени, можно говорить о том, что  эти задачи не всегда решались до конца  продуманно и последовательно и  в данной сфере было допущено "забегание  вперед" по сравнению с другими  отраслями экономики прежде всего  в части ослабления государственного контроля над развитием внешней  торговли. Одновременно система сохраняла  забюрократизированный характер, воздвигая  многоступенчатые барьеры и преграды для участников внешнеэкономической  деятельности на пути к внешнему.

 

 

Результатом существенной корректировки  механизма государственного регулирования  внешнеторговой деятельности с учетом задачи вступления в ВТО стало  принятие Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Данный Закон определил основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом норм и правил ВТО, уточнил  полномочия Российской Федерации и  ее субъектов в сфере внешней  торговли, нацелил само государственное  регулирование на "обеспечение  благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических  и политических интересов Российской Федерации" (ст.1). Кроме того, новый  базовый акт российского внешнеторгового  законодательства адаптировался к  новым экономическим реалиям  и многочисленным изменениям, внесенным  в различные смежные отрасли  законодательства (Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О  валютном регулировании и валютном контроле").

 

2.2 Основные виды международных  сделок, их характеристики.

Участники внешнеторговых отношений  совершают действия, направленные на установление, изменение или прекращение  своих прав и обязанностей. Такие  действия между гражданами и юридическими лицами различных стран являются внешнеторговыми сделками. Для того, чтобы сделка была совершена, участвующие  стороны достигают соглашения между  ними определенных прав и обязанностей. Такое соглашение между лицами разных стран является внешнеторговым договором. Стороны договоров обычно называются партнерами или контрагентами, а сами договоры- контрактами. Продажа или приобретение товаров, выполнение работ или оказание услуг могут представлять одну сделку (например, продажа экспоната со стенда международной выставки или ярмарки) или требовать совершения нескольких сделок. Так , экспорт заводом – изготовителем какого-либо товара непосредственно потребителю может потребовать, кроме сделки купли- продажи, также совершения сделки с транспортной фирмой по доставке товара иностранному покупателю, сделки с компанией , страхующей транспортные риски, осуществление денежных расчетов и т.д.

Информация о работе Методы регулирования внешнеторговой деятельности