Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 11:59, контрольная работа
Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов. В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.
1. Государственная внешнеторговая политика и её характер. Протекционистская, умеренная и открытая торговая политика.
2. Доводы «за» и «против» протекционизма.
3. Внешнеторговая политика России.
ПЛАН
1. Государственная
2. Доводы «за» и «против» протекционизма.
3. Внешнеторговая политика России.
ВВЕДЕНИЕ
Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов. В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.
Международная торговля – это самая старая форма международных отношений. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Основные задачи данной работы: установить цели и инструменты внешнеторговой политики в современных условиях; раскрыть суть протекционизма и рассмотреть аргументы в пользу ограничения свободной торговли; изучить внешнеторговую политику России.
1.ГОГУДАРСТВЕННАЯ ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ХАРАКТЕР. ПРОТЕКЦИОНИСТСКАЯ, УМЕРЕННАЯ И ОТКРЫТАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА.
Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.
Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Основными целями внешнеторговой политики являются:
- обеспечение экономического роста;
- изменение способа и
степени включения данной
- выравнивание структуры платежного баланса;
- обеспечение стабильности национальной валюты;
- сохранение политической и экономической независимости страны;
- обеспечение страны
Торговая политика государства бывает протекционистской, умеренной или открытой (свобода торговли). Политика свободной торговли в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.
Протекционизм - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. При протекционизме исключается действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран.
Основные виды протекционизма:
В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних. Применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в 2 основные группы:
- тарифные ограничения (таможенные пошлины);
- нетарифные ограничения.
Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин. Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу страны. Он выполняет несколько функций:
- защищает национальных производителей от иностранной конкуренции;
- является источником поступления средств в бюджет государства;
- служит средством улучшения доступа национальных товаров на зарубежные рынки.
Таможенная пошлина — налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу.
Меры нетарифного регулирования.
Квотирование — количественные ограничения в стоимости или физическом выражении, которые устанавливаются, как правило, на экспорт или импорт того или иного вида продукции правительством в одностороннем порядке или в результате переговоров и соглашений.
Лицензирование — выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений на экспортно-импортные операции.
Эмбарго — полный запрет на проведение экспортно-импортных операций по отношению к определенной стране (группе стран), отдельным видам продукции или к тому и другому одновременно.
Валютные ограничения — регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями, они являются частью валютного контроля государства.
Налоги на экспортно-импортные операции — ими облагаются ввозимые товары, наряду с таможенными пошлинами.
Импортные депозиты — форма залога, который импортер должен внести в банк в национальной или иностранной валюте перед закупкой товара за рубежом в определенной доли к стоимости импортируемого товара.
Меры экономического стимулирования экспорта — государственное субсидирование, льготное кредитование, страхование.
Административные барьеры — ограничения, касающиеся потребительских свойств товаров, продаваемых на национальном рынке, и условий их производства и реализации, например, технические стандарты, санитарные нормы, требования к упаковке и др.
2.ДОВОДЫ «ЗА» И «ПРОТИВ» ПРОТЕКЦИОНИЗМА
Аргументы в пользу протекционизма.
Стимулирование производства и увеличение занятости. Ограничение импорта необходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости.
Однако отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения.
Защита молодых отраслей. Протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции.
Однако, во-первых, достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении молодых отраслей в значительной степени снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате период становления может затянуться на неопределенно долгое время. Наконец, в-третьих, предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внешнеторговый протекционизм.
Увеличение доходов государственного бюджета. Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления, и существуют значительные трудности со сбором внутренних налогов.
Конечно, таможенную пошлину организационно собрать гораздо легче, чем, например, налог на прибыль. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.
Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.
Однако серьезные затруднения может вызвать само определение отраслей, необходимых для обеспечения национальной безопасности. Кроме того, стимулирование с помощью протекционизма производства стратегических невозобновляемых ресурсов (нефти и газа) может создать зависимость от импортных поставок в будущем. Целесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по дешевым ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические отрасли можно защищать более эффективным, чем внешнеторговый протекционизм, способом (например, субсидиями).
Дополнительные аргументы
Обострение межгосударственных противоречий. Вряд ли политика протекционизма, проводимая одной страной, не вызовет ответных мер со стороны ее торговых партнеров. Следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных или нетарифных ограничений внешней торговли, скорее всего, станет сокращение и ее экспорта, а значит снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д.
Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса. Протекционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономическое последствия.
3.ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Россия, став суверенным государством, ликвидировала государственную монополию внешней торговли, которая на протяжении десятилетий существовала в бывшем СССР. Эта монополия предполагала сосредоточение всех внешнеторговых сделок исключительно в руках государства. В бывшем СССР монополия внешней торговли существовала в крайних, экстремальных формах.
Либерализация внешнеэкономической деятельности в России началась ещё в годы так называемой перестройки и проходила с известным опережением общехозяйственных реформ. Указ Президента России от 15 ноября 1991г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» фактически завершил процесс ликвидации государственной монополии внешней торговли, включая валютную монополию. В середине 1992 г. был введён единый рыночный курс рубля, стал формироваться валютный рынок. В международных расчётах по торговым сделкам стали применяться мировые цены и свободно конвертируемая валюта.
Рыночные реформы повлияли на объём внешнеторгового оборота и структуру международной торговли. В результате сокращения объёма внешнеторгового оборота удельный вес России в мировой торговле упал до одного процента. Вслед за сокращением объёма международной торговли, последовал известный рост товарооборота, который вскоре прекратился, наткнувшись на непреодолимое препятствие.
За несколько лет реформ торговая политика России прошла сложный и противоречивый путь развития от свободной торговли до жестокого протекционизма. Особенностью внешнеторгового регулирования в России является широкое применение таможенных тарифов, как на импорт, так и на экспорт товаров. Кроме того, значительная часть российского внешнеторгового оборота охвачена нетарифными ограничениями.
Внешнеторговая политика России носит четко выраженный протекционистский характер. Это является одним из препятствий на пути вступления России в ВТО. В числе препятствий для вступления помимо высоких ставок таможенного тарифа можно назвать непризнание Западом России как страны с рыночной экономикой.