Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 11:59, контрольная работа
Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов. В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.
1. Государственная внешнеторговая политика и её характер. Протекционистская, умеренная и открытая торговая политика.
2. Доводы «за» и «против» протекционизма.
3. Внешнеторговая политика России.
В России не соответствуют нормам ВТО порядок оплаты сборов за таможенную очистку и оформление паспортов сделок. Эти сборы взимаются в виде определённого процента от суммы сделок, а по нормам ВТО они должны соответствовать фактической стоимости оформления документов.
В течение всех лет после кризиса 1998г. объёмы внешней торговли нарастали высокими темпами, главным образом за счёт экспорта энергоносителей. Номинальный объём экспорта энергоносителей достиг максимума в течение первых трёх кварталов 2008 г. Объём экспорта в долларовом выражении в 2008 г. был результатом бума на нефтяных рынках и спекулятивно вздутых цен. Поэтому, оценивая масштабы падения объёмов российского экспорта в IV квартале 2008 г. и I квартале 2009 г., нужно сопоставлять эти объёмы не только с данными за первые три квартала 2008г., но и с данными более «нормальных» периодов – 2006 и 2007 гг.
Таблица
Экспорт и импорт, млн. долл.
Показатель
|
В среднем за квартал |
Поквартальные данные | ||||||||||
2008г. |
2009г. |
2010г. | ||||||||||
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
IV кв. |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
Iкв. |
II кв. | |
Экспорт товаров Сырая нефть Нефтепродукты Природный газ Прочие Импорт товаров |
75,9 24,0 11,2 11,0 28,2 42,1 |
88,6 30,4 13,1 11,2 34,2 55,9 |
124,5 44,5 21,5 17,1 41,2 72,9 |
75,8 25,1 12,0 10,5 28,2 48,0 |
94,1 32,2 17,0 11,9 33,1 52,1 |
98,0 27,7 15,3 17,8 37,3 73,3 |
57,3 17,9 9,2 7,8 22,4 38,5 |
68,1 22,9 9,6 9,6 26,1 43,9 |
82,5 28,4 13,8 10,5 29,7 49,0 |
95,6 31,5 15,5 14,1 34,5 60,3 |
92,3 31,3 17,0 13,6 30,5 45,7 |
95,9 33,1 17,0 10,1 35,6 58,5 |
Источник: официальный сайт Банка России.
Как видно из таблицы, стоимостной объём экспорта в IV квартале 2008г., снизившийся по сравнению с аномально вздутым объёмов первых трёх кварталов, оставался выше средних показателей вполне благополучных предшествующих лет. Кризисное падение объёмов экспорта произошло в I квартале 2009 г., когда экспорт составил 58,5% от уровня IV квартала 2008 г. затем объёмы экспорта быстро росли и уже в III квартале 2009 г. они достигли нормального уровня, предшествовавшего ценовому буму на мировом рынке нефти 2008г. Восстановились также нормальные объёмы импорта. Объёмы экспорта и импорта оставались высокими и в IVквартале 2009 г., и I полугодии 2010 г.
Современное состояние экономики России требует нового подхода к организации внешнеторговой деятельности. Его принципиальная суть должна состоять в том, что внешнеторговая деятельность будет теснее увязана с решением главных проблем экономики страны, таких, как ускорение экономического роста, совершенствование структуры экономики, подъем уровня жизни народа - на это должна быть ориентирована деятельность внешнеторгового комплекса России.
Всемерное расширение внешнеторговых связей страны и повышение их роли в ускорении выхода экономики России из кризисного состояния должно происходить на фоне углубления хозяйственного сотрудничества со всеми группами стран. При этом приоритет необходимо отдать странам ближнего зарубежья. Все это должно стать основой стратегии внешнеторговой деятельности, которую необходимо разработать на данном этапе развития внешней торговли и обеспечить условия ее реализации. Конечный результат стратегии - вывод внешнеторговой деятельности на уровень, при котором Россия сможет занять место в мировой табели о рангах, соответствующее ее экономическому потенциалу и политическому весу в мире.
Реализация стратегии внешнеторговой деятельности должна осуществляться в четырех направлениях.
Первое - создание благоприятных условий для развития всех сфер экономики, в том числе внешнеторгового комплекса.
Второе - использование импорта в качестве конкурента для национальных производителей с целью:
• модернизации и расширения производственного аппарата России;
• сбалансированного производства и потребления отдельных товаров в стране;
• исключения наиболее неэффективных сфер национального производства;
• обогащения ассортимента товаров народного потребления на российском потребительском рынке;
• рационального использования природных ресурсов страны.
Третье - определение и стимулирование экспортной специализации страны для: поднятия общего технико-экономического уровня производства с учетом требований международной конкуренции; увеличения валютных ресурсов; содействия ускорению развития отдельных регионов страны и отраслей.
Четвертое - определение приоритета в географии внешней торговли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внешнеторговая политика может быть определена как целенаправленная деятельность государства по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на российский внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного производства на внешние рынки. Внешнеторговая политика конкретного государства определяет субъективные возможности данного государства в международном разделении труда, отражает условия взаимодействия внутреннего рынка и международного рынка.
Для достижения целей внешнеторговой политики государство использует богатый инструментарий: разнообразные экономические, организационно-правовые, политические средства, которые применяются для внешнеторгового регулирования.
Внешнеторговая политика государства проявляется во внешнеторговом режиме данной страны, под которым понимается совокупность мер, применяемых в данный момент времени для регулирования доступа товаров иностранного происхождения на национальный внутренний рынок, а также для обеспечения доступа отечественных товаров на внешние рынки.
Внешнеторговая политика самым тесным образом связана с внешней политикой государства в целом. Одним из основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является принцип единства внешнеторговой политики как составной части внешнеторговой политики Российской Федерации. Связана она и с отдельными направлениями экономической политики государства.
Стратегия внешнеторговой деятельности данного периода развития экономики России может быть реализована поэтапно.
На первом этапе необходимо укрепить платежный баланс страны.
На втором этапе осуществляется максимальное стимулирование постепенно выделяемых отраслей экспортной специализации, предусмотренных Федеральной программой развития экспорта при одновременном сохранении общей поддержки всего эффективного экспорта и определение направлений импортной специализации страны.
В течение третьего этапа должны быть реализованы следующие направления: расширение мероприятий, направленных на поддержку отраслей экспортной специализации; исключение с помощью импорта наиболее неэффективных сфер отечественного производства; продолжение действий, направленных на стимулирование всего эффективного экспорта.
Четвертый этап стратегии внешнеторговой деятельности - это эффект, на который направлено ее последовательное осуществление.
Весь этот период можно рассматривать как переходный к превращению России в ближайшем будущем в одну из ведущих держав с прогрессивной структурой внешнеторгового оборота и прочными позициями на мировом рынке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ