Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:10, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире.
Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.
Введение
Регулирование внешнеэкономической деятельности государством принимало различные формы в течение истории; на современном этапе формы и методы воздействия на международную торговлю значительно варьируются исходя из того, какой внешнеторговой политики придерживается страна – либеральной или протекционистской. Степень и инструменты влияния правительства на экономику и, в частности, на внешнеторговую сферу, играют важнейшую роль в позиционировании страны в мировом экономическом сообществе.
Актуальность темы исследования заключается в том, что, внешнеторговая политика неотъемлемый элемент международных экономических отношений. И страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику, от которой зависит их благосостояние.
Практическая актуальность работы определяется тем, что, в условиях экономического кризиса, заимствование некоторого положительного опыта у тех и других стран в области торговой политики поможет Белоруссии с меньшими издержками, более плавно и гармонично войт в мировой рынок и стать высокоразвитым государством.
Теоретическая актуальность работы обусловлена тем обстоятельством, что в рассмотрении данного вопроса, нашли своё отражение такие понятия, как торговая политика, протекционизм и фритредерство, таможенный тариф, нетарифное регулирование, квотирование, лицензирование и пр.
Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире.
Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.
Объектом изучения данной работы являются способы и степень государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность, а так же внешнеторговая политика, рассматриваемая как часть ВЭД государств.
Предметом исследования является теоретическое освещение возможных инструментов регулирования и сравнение существующих подходов к данной проблеме в Европейском Союзе и Республике Беларусь, причинно-следственные связи и тенденции, определяющие выбор той или иной внешнеторговой политики.
В процессе написания данной курсовой работы были использованы в основном учебные пособия, теоретические статьи, методические указания.
1. Количественные ограничения внешней торговли: квотирование и лицензирование.
В настоящее время основным препятствием развития международной торговли являются нетарифные ограничения. Эти ограничения создают значительную неопределенность в международной торговле из-за своего скрытого характера, что дает возможность правительству действовать более бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.
Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия). Существует также практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определенных товаров требует получить лицензию, что позволяет государству осуществлять наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры. [4]
Лицензирование – это регулирование спроса и предложения на внутреннем или внешнем рынке на основе специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности. Необходимым условием лицензирования является соблюдение определенных требований лицензирующего органа лицензиатом – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Лицензирование может быть вызвано следующими причинами и обстоятельствами: снижением недостатка товаров на внутреннем рынке, когда импортные поставки замещаются внутренним производством;
насыщением внутреннего рынка товарами, производство которых отсутствует внутри страны;
ограничением ввоза товаров, исходя из факторов неблагоприятного воздействия на безопасность, жизн
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Количественные ограничения внешней торговли: квотирование и лицензирование……………………………………………………………………..4
2. Другие виды торговой политики. Скрытые финансовые
и неэкономические методы регулирования внешней
торговли.. ……………………………………………………………………………9
3. Аргументы «за» и «против» протекционизма. ………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………….29
Литература…………………………………………………………………………..30
(область a+b+c+d+e). Отечественным производителям введение квоты выгодно – они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область а. область c+d представляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии на импорт единицы продукции в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает. [6]
В результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b+e, т.е. результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичны (это справедливо, если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на импорт на внутреннем рынке). Разница лишь в том, что при проведении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.
Почему же в этом случае государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает. Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям. [2]
Вместе с тем использование квот на импорт может приводить к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики. С другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем – к развитию коррупции. [5]
Наиболее распространенные нетарифные ограничения включают следующие меры:
Таким образом наиболее распространенной
формой нетарифных ограничений является
квота. Квотирование представляет
собой ограничение в количестве или стоимостном
выражении объема продукции, разрешенной
к ввозу в страну (импортная квота) или
вывозу из страны (экспортная квота) за
определенный период. Государство осуществляет
квотирование путем выдачи лицензий
на импорт или экспорт ограниченного объема
продукции и в то же время запрещает нелицензированную
торговлю. Квота оказывает такое же влияние
на уровень благосостояния, как и тариф.
Разница заключается в том, что при использовании
квоты этот доход может полностью (если
лицензия выдается бесплатно) или частично
(если лицензии продаются) достаться импортерам.
У квот есть свои преимущества и недостатки.
Во-первых, квота гарантирует ограничение
импорта до определенной величины.
Во-вторых, она является более гибким
инструментом внешнеторговой политики.
В-третьих, с помощью выборочного
распределения квот государство оказывает
поддержку определенным предприятиям.
К негативным эффектам можно отнести ее
способствование монополизации экономики
из-за ограничения ценовой конкуренции,
а также произвольное, а потому часто неэффективное
распределение лицензий (с возможностью
коррупции). [3]
2.
Другие виды торговой
политики. Скрытые
финансовые и неэкономические
методы регулирования
внешней торговли.
Другим распространенным нетарифным инструментом являются «добровольные экспортные ограничения». Добровольное самоограничение экспорта – результат компромисса, когда экспортер соглашается ограничить свой экспорт «добровольно», чтобы избежать принудительных мер со стороны импортера.
В этом случае страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. По сути, добровольные экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером.
Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одна из форм такого стимулирования – экспортные субсидии, которые являются льготами, предоставляемыми государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. Благодаря этому, экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. Производителям, получающим субсидию, становится выгодно продавать товар на внешнем рынке. Для этого им необходимо снизить цены.
Но так как это снижение цен покрывается субсидией, то экспорт увеличивается. Увеличение экспорта сокращает количество товаров на внутреннем рынке. Внутренние цены растут, а вслед за ними растет внутреннее предложение и сокращается спрос. Потребители несут потери, а производители получают дополнительный выигрыш. При этом надо учитывать размер субсидии для страны в целом. В конечном результате потери благосостояния страны будут больше, чем прибыли.[15]
Таким образом, субсидии — денежные выплаты, направленные на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии могут быть внутренними и экспортными. В первом случае из государственного бюджета финансируется национальное производство товаров, конкурирующих с импортными. Во втором — осуществляются бюджетные выплаты национальным фирмам-экспортерам, что обеспечивает возможность продавать национальные товары иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке. Это, в свою очередь, приводит к увеличению объемов экспорта. К финансовым методам относят также экспортное кредитование и демпинговую политику. Экспортное кредитование — выдача государственными банками национальным экспортерам кредитов под ставку процента ниже рыночной либо выдача государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит). [4]
Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг. Демпинг — продвижение товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. В этом случае экспортер продает товар на рынке по цене ниже той, по которой он продавал бы на внутреннем рынке своей страны. Демпинг может – быть следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер получает субсидию, или может стать результатом ценовой дискриминации, когда фирма-экспортер, являющаяся монополистом, добивается максимального дохода на внешнем рынке с помощью снижения цен и увеличения продаж.
Как экспортные субсидии, так и демпинг в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Национальные антидемпинговые законодательства многих стран позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта преднамеренного демпинга.
Экономические санкции – наиболее жесткая форма ограничения внешней торговли. Примером их является торговое эмбарго, т.е. запрещение ввоза в страну или вывоза из страны товаров. Эмбарго вводится обычно по политическим мотивам. Это видно уже из того, что эмбарго наносит ущерб и стране, вводящей эмбарго, и стране, против которой оно вводится. С политической точки зрения применение эмбарго оправдывает себя, если страна, вводящая его, может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта, а страна, против которой вводится эмбарго, сильно зависит от внешней торговли. При этом санкции должны быть неожиданными и масштабными. [17]
Особым режимом таможенно-тарифного регулирования является Общая система преференций. Суть ее состоит в предоставлении промышленно развитыми странами в одностороннем порядке тарифных льгот при импорте товаров из развивающихся стран. Система призвана способствовать экономическому росту развивающихся стран.
В настоящее время нетарифные ограничения
внешней торговли распространены во всех
странах мира. Отношение к ним правительств,
экспортеров и импортеров в различных
странах не одинаково. Однако ни одна страна
мира не отказалась от их применения, и
не ставит этой задачи на ближайшее будущее.
[3]
3.
Аргументы «за»
и «против» протекционизма.
Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Можно выделить несколько форм протекционизма:
Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю обычно приводят к потерям благосостояния, они широко используются многими странами. Как сторонники, так и противники протекционизма используют ряд дополнительных аргументов (касательно своих позиций), которые заслуживают внимания.
Скрытые методы торговой политики (скрытый протекционизм) — разнообразные барьеры нетаможенного характера. В их числе:
1. Технические
барьеры — требования
2. Внутренние
налоги и сборы — направлены
на повышение внутренней цены
импортного товара и
3. Политика
в рамках государственных
4. Требование
о содержании местных
Финансовые методы торговой политики.
Неэкономические методы регулирования — правовые инструменты, изучаемые международным правом. На двустороннем уровне торговые отношения между странами регулируются двусторонними торговыми договорами и соглашениями, устанавливающими юридическую базу осуществления торговли.[12]
Большинство экономистов и ученых выступают за либерализацию внешней торговли, снижение тарифов и других торговых барьеров, поскольку:
Информация о работе Государственная внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования