Государственная внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире.
Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.

















Введение
Регулирование внешнеэкономической деятельности государством принимало различные формы в течение истории; на современном этапе формы и методы воздействия на международную торговлю значительно варьируются исходя из того, какой внешнеторговой политики придерживается страна – либеральной или протекционистской. Степень и инструменты влияния правительства на экономику и, в частности, на внешнеторговую сферу, играют важнейшую роль в позиционировании страны в мировом экономическом сообществе.
Актуальность темы исследования заключается в том, что, внешнеторговая политика неотъемлемый элемент международных экономических отношений. И страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику, от которой зависит их благосостояние.
Практическая актуальность работы определяется тем, что, в условиях экономического кризиса, заимствование некоторого положительного опыта у тех и других стран в области торговой политики поможет Белоруссии с меньшими издержками, более плавно и гармонично войт в мировой рынок и стать высокоразвитым государством.
Теоретическая актуальность работы обусловлена тем обстоятельством, что в рассмотрении данного вопроса, нашли своё отражение такие понятия, как торговая политика, протекционизм и фритредерство, таможенный тариф, нетарифное регулирование, квотирование, лицензирование и пр.
Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире.
Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.
Объектом изучения данной работы являются способы и степень государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность, а так же внешнеторговая политика, рассматриваемая как часть ВЭД государств.
Предметом исследования является теоретическое освещение возможных инструментов регулирования и сравнение существующих подходов к данной проблеме в Европейском Союзе и Республике Беларусь, причинно-следственные связи и тенденции, определяющие выбор той или иной внешнеторговой политики.
В процессе написания данной курсовой работы были использованы в основном учебные пособия, теоретические статьи, методические указания.
1. Количественные ограничения внешней торговли: квотирование и лицензирование.
В настоящее время основным препятствием развития международной торговли являются нетарифные ограничения. Эти ограничения создают значительную неопределенность в международной торговле из-за своего скрытого характера, что дает возможность правительству действовать более бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.
Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия). Существует также практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определенных товаров требует получить лицензию, что позволяет государству осуществлять наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры. [4]
Лицензирование – это регулирование спроса и предложения на внутреннем или внешнем рынке на основе специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности. Необходимым условием лицензирования является соблюдение определенных требований лицензирующего органа лицензиатом – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Лицензирование может быть вызвано следующими причинами и обстоятельствами: снижением недостатка товаров на внутреннем рынке, когда импортные поставки замещаются внутренним производством;
насыщением внутреннего рынка товарами, производство которых отсутствует внутри страны;
ограничением ввоза товаров, исходя из факторов неблагоприятного воздействия на безопасность, жизн

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Количественные ограничения внешней торговли: квотирование и лицензирование……………………………………………………………………..4
2. Другие виды торговой политики. Скрытые финансовые
и неэкономические методы регулирования внешней
торговли.. ……………………………………………………………………………9
3. Аргументы «за» и «против» протекционизма. ………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………….29
Литература…………………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Копия Государственная внешнеторговая политика.docx

— 59.71 Кб (Скачать)

• свободная  торговля, базирующаяся на принципе сравнительных  преимуществ, обеспечивает более эффективное  использование ограниченных ресурсов и более высокий уровень материального  благосостояния населения стран, вступивших в мировую торговлю;

• свободная  торговля стимулирует развитие отношений  конкуренции и ограничивает монополию;

• свободная  торговля расширяет возможности  потребительского выбора, что содействует  более полному удовлетворению потребностей населения.

      Среди более конкретных аргументов против политики протекционизма, в частности против тарифных методов регулирования внешней торговли, обычно приводят следующие:

1. Тарифы  замедляют экономический рост, снижают  уровень экономического благосостояния  страны и во всех странах  мира в целом.

2. Одностороннее  введение тарифов нередко приводит  к торговым войнам, когда в  ответ на введение тарифов  одной из стран-участниц международной  торговли другие страны — ее  торговые партнеры — вводят  тарифы или другие ограничения  в отношении первой.

3. Тариф  приводит к увеличению налогового  бремени на потребителей, ведь  он представляет собой особую  форму налога, величина которого  включается в цену товара (косвенный  налог), следовательно, существование  тарифов повышает цену импортируемой  продукции, и потребители приобретают  ее по цене более высокой,  чем она могла бы быть.[14]

      Для анализа последствий проведения политики протекционизма рассмотрим пример использования импортного таможенного тарифа. Воздействие импортного тарифа на экономику отдельных стран различно и зависит от экономического веса страны в международной торговле. В теории международной экономики страна считается малой, если изменение спроса с ее стороны на импортные товары не приводит к изменению мировых цен. В обратном случае — имеет место большая страна.  
 
 
 

                                                      

                                               

        
 
 
 

                      
 
 

                  Рис. 3.1.  Введение тарифа большой страной а

 

      Предположим, что имеет некоторая  малая страна а, которая функционирует  в условиях закрытой экономки, но намерена открыть свои границы  для иностранных продавцов.

     До начала торговли ситуация на внутреннем рынке данного товара в стране а характеризовалась графиками внутреннего спроса (Dd) и предложения (Sd), точкой их равновесия — точкой Е — и ее параметрами Pd (внутренняя цена) и Q0 (внутренний объем производства) При свободной торговле обнаруживается, что мировая цена (Pw) на данный товар, ниже внутренней Pw < Pd. Теперь предложение характеризуется линией S d+w. S d+w — это кривая предложения, показывающая объем товаров, доступных национальным покупателям как из внутренних, так из внешних источников,      абсолютно эластична, так как в случае малой страны мировой рынок может поставить в эту страну неограниченное количество товара по Рw. Равновесие теперь характеризуется точкой F. Параметры новой ситуации: Q1 — объем внутреннего предложения, Q2 — величина спроса на этот товар в стране а, Q2= Q1 -  объем импорта. Чтобы защитить местных производителей, правительство вводит импортный тариф. Так как речь идет о малой стране, введение ею импортного тарифа не оказывает влияния на уровень мировых цен. Вырастает лишь внутренняя цена на величину пошлины (t) с Pw до Рw+t, а график предложения данного товара смещается вверх до положения S d+w+t. Теперь равновесие переходит из точки F в точку G, Q4 — объем внутреннего производства рассматриваемого товара, Q3 — величина спроса на него, Q3 - Q4 — объем импорта. Таким образом, введение импортного тарифа привело к сокращению потребления с Q2 до Q3 и расширению внутреннего производства с Q1 до Q4, что сопровождалось сокращением объема импортных поставок.

      В результате введения тарифа излишек потребителя, составлявший до обложения импорта тарифом площадь сегментов a+b+c+d+e+f+g, сократился до e+f+g. Это обусловлено следующими эффектами, вызванными тарифной политикой правительства страны а:

1. Перераспределительными  эффектами, к которым относятся:

• эффект доходов — за счет обложения импорта  таможенной пошлиной увеличиваются  доходы государственного бюджета страны а. На рисунке 3.1. эффект доходов соответствует площади заштрихованной фигуры (величина тарифа (t) х объем импорта (отрезок Q4Q3)) — сегмент с;

• эффект передела — перераспределение доходов  от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом, — площадь  сегмента а. В результате введения импортного тарифа излишек потребителя сократился, а излишек производителя возрос на площадь сегмента а на рисунке 3.1. выше.

2. Эффектами  потери, которые включают:

• эффект защиты, возникающий в результате того, что более эффективные в  производстве иностранные товары замещаются менее эффективными в производстве отечественными, — площадь сегмента  b;

      К сведению, о том, что в стране а данный товар производится с меньшей эффективностью, можно судить исходя из того, что внутренняя цена этого товара значительно выше, чем цена на мировом рынке Pd > Pw, следовательно, и затраты на его производство выше, чем в станах, которые в МРТ специализируются на выпуске данного блага.

• эффект потребления, обусловленный сокращением  потребления товаров в результате роста его цены на внутреннем рынке  — площадь сегмента d. [10; 18]

      В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к экономическим потерям  никакого поло­жительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных сферах экономики малой страны, не возникает. [2]

      Рассмотрим теперь случай введения импортного тарифа большой страной β, ее доля в спросе на данный товар на мировом рынке достаточно велика, и изменение спроса со стороны (приведет к значительным изменениям в общемировом спросе и повлечет изменение мировой цены. Для β импортный тариф служит средством улучшения условий торговли. Так как эта страна является крупным импортером данного товара, введение тарифа существенно снижает спрос на этот товар со стороны данной страны, а следовательно, сокращает и общемировой спрос, что влечет снижение Pw. Снижение мировых цен на импортные товары при неизменных на экспортные, ведет к улучшению условий торговли большой страны. [16]

      В теории международной экономики под условиями торговли понимают соотношение экспортных и импортных цен. Рост этого показателя называют улучшением условий торговли. Подразумевается, что, если иностранцы каждую продаваемую им единицу экспорта оплачивают большим количеством импорта, страна становится богаче. [10]

      Графически ситуация для страны в представлена на рисунке 3.2.. Поскольку речь идет о большой стране график предложения, показывающий объем товаров, доступных национальным покупателям как из внутренних, так из внешних источников, не будет абсолютно эластичным. На рисунке этот график будет представлен линией Sd+ w. 
 
 
 
 

                                                      

                                            
 
 

                    Рис. 3.2.  Введение тарифа большой страной б 

      Введение тарифа большой страной приведет к смещению Sd+W вверх до положения Sd+w+r Равновесие будет теперь характеризоваться не точкой F, а точкой G. Объем потребляемой продукции сократиться с Q2 до Q3, внутреннее производство будет расширяться с Q1до Q4, изменятся объемы импорта — с (Q2 - Q1) до (Q3 - Q4).

      Введение тарифа вызывает те же экономические эффекты, как и в случае малой страны. Исключение — эффект дохода, который распадается:

• на эффект внутренних доходов — перераспределение  доходов от местных потребителей в бюджет большой страны (площадь  сегмента с);

• эффект условий торговли — перераспределение  доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны (в результате введения тарифа мировые цены снижаются  с Pw до PW') — площадь сегмента е на рисунке.

      В случае большой страны импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, вызванных снижением эффективности внутреннего производства и потребления (е> b + d). [16; 19]

      Как можно убедиться, введение импортного тарифа (иди других форм протекционистской защиты внутреннего рынка) в большинстве случаев не вызывает сколько-нибудь либо заметного положительного экономического эффекта. Вместе с тем сторонники протекционизма приводят ряд аргументов в его защиту:

1. Тарифная  защита необходима молодым отраслям  национальной экономики, которые  просто не в состоянии выдержать  иностранную конкуренцию.

2. Меры  протекционистской защиты представляют  собой средство стимулирования  отечественных производителей, способные  при отсутствии иностранной конкуренции  расширить объемы производства  продукции, которая найдет сбыт  на национальном рынке.

3. Введение  тарифов на ввозимые и вывозимые  товары — это дополнительный  источник бюджетных походов, поскольку  именно за счет налогов (а таможенный тариф - это налог) и формируются доходы государственного бюджета.

4. Проведение  политики протекционизма актуально  для высокоспециализированных экономик, развитие которых серьезно зависит  от конъюнктуры мирового рынка;  меры протекционизма здесь необходимы  для промышленной диверсификации (для расширения номенклатуры  производимой продукции), а следовательно, для снижения зависимости от мирового рынка.

5. Протекционизм  обеспечивает внутреннему рынку  защиту от иностранных производителей, занижающих цены в целях вытеснения  отечественных производителей с  рынка и последующей его монополизации.

6. Приводится  целый ряд неэкономических аргументов  в пользу протекционизма —  защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. [11]

      В целом большинство аргументов в пользу протекционизма — либо эмоциональные призывы, либо неверные утверждения, чаще всего подчеркивающие немедленные эффекты введения торговых барьеров и игнорирующие долгосрочные последствия. Выгоды, которые получают защищаемые отрасли от введения торговых барьеров, достигаются ценой гораздо больших потерь для экономики в целом.

      Сегодня в мировой экономике имеет место тенденция к снижению уровня таможенной защиты. Однако эти тенденции вовсе не означают ликвидации внешнеторгового регулирования. Современная система регулирования внешней торговли приобретает более гибкий характер в связи с расширением использования новейших средств протекционистской зашиты. Протекционизм приобретает специфический региональный характер, принимает формы создания новых и расширения старых интеграционных группировок. Внутри группировок происходит либерализация внешней торговли, т. е. вводятся особые специфические условия внутрирегионального внешнеторгового обмена. В отношении с третьими странами возникает усиление дискриминационного режима (неопротекционистская политика). На глобальном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования. Например, место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма, прежде всего количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и др., действие которых носит избирательный характер. [4]

      В целом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях — в отношениях развитых стран между собой (сельскохозяйственное производство, производство стиля, одежды, стали), в отношениях развитых стран и стран развивающихся (экспорт промышленных товаров развивающимися странами), между развивающимися странами (это касается товаров традиционного экспорта). Наличие протекционистских тенденций в современной мировой торговле позволяет выделить несколько форм протекционизма: селективный — направлен против отдельных стран или отдельных товаров; отраслевой — защищает определенные отрасли; коллективный — проводится объединениями стран против стран, в него не входящих; скрытый — осуществляется методами внутренней экономической политики.

Информация о работе Государственная внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования