Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:29, реферат
Целью данного реферата является изучение основных особенностей мировой внешней торговли в современном мире, знакомство с современными протекционистскими инструментами и методами, определение преимуществ и недостатков протекционизма и рассмотрение внешнеторговых отношений России.
Введение.
Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т. п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.
Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.
Споры о том, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли.
С начала 70-х годов появилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Правда при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой — это товары традиционного экспорта.
Политика протекционизма преследует следующие цели:
— постоянная защита от иностранной конкуренции стратегических отраслей отечественной экономики (например, сельского хозяйства), в случае ущерба которым страна оказалась бы уязвимой в условиях войны,
— временная защита относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они не окрепнут настолько, чтобы успешно конкурировать с аналогичными отраслями других стран,
— принятие ответных мер при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.
Целью данного реферата является изучение основных особенностей мировой внешней торговли в современном мире, знакомство с современными протекционистскими инструментами и методами, определение преимуществ и недостатков протекционизма и рассмотрение внешнеторговых отношений России.
1. Внешнеторговый протекционизм и его виды.
Международная торговля нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. История международной торговли — это и история развития и совершенствования системы государственного регулирования международной торговли. Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.
Свобода торговли (free trade) — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
Протекционизм (protectionism) — экономическое покровительство государства, проявляющееся в ограждении внутреннего рынка своей страны от проникновения на него иностранных товаров, а также в поощрении экспорта конкурентоспособности товаров на внешних рынках.
Политика протекционизма ставит своей задачей стимулирование развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем тарифного и нетарифного регулирования.
Вот уже более двух столетий сторонники протекционизма критикуют фритредерство за одностороннюю выгодность только развитым странам, за торможение экономического развития и без того отстающих государств.
В слаборазвитых странах протекционизм необходим для защиты только новых отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Кроме того, при усилении международной напряженности государства используют протекционизм для сохранения своей безопасности.
В свою очередь, противники протекционизма отмечают следующее. Во-первых, стремясь к положительному сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импорт. Но ведь также начинают поступать и международные партнеры. А значит, сокращается объём экспорта. В результате получается не положительное сальдо, а разбалансированность.
Во-вторых, защита отечественного товаропроизводителя политикой протекционизма снижает конкурентные стимулы к развитию отечественного производства, позволяет сохранять достигнутые доходы и монопольные привилегии и без внедрения инноваций.
В-третьих, из-за технологической взаимосвязи между отраслями введение протекционистской защиты для одних отраслей потребует подобных мер и для взаимосвязанных с ними других отраслей. Таким образом, протекционизм получает мультипликационный эффект.
В-четвёртых, протекционизм сокращает возможности использования преимуществ международной специализации, поскольку ограничивает импорт более дешёвых товаров. Таковы основные аргументы противников протекционизма.
В современных условиях протекционизм существует в различных формах. Прежде всего, выделяют односторонний протекционизм, то есть направленный на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнёрами. Кроме того, отличают двусторонний протекционизм, то есть предполагающий согласование принимаемых мер с торговым партнёром. И, наконец, различают многосторонний протекционизм, то есть учитывающий мнения многих стран при выработке торговой политики. Кроме того, существует и другой критерий, согласно которому различают селективный, отраслевой и коллективный протекционизм. Селективный направлен против отдельных стран и товаров. Отраслевой защищает определённые отрасли. Коллективный проводится объединениями стран в отношении государств, не входящих в эти объединения. Выделяют также скрытый протекционизм, который осуществляется методами лишь внутренней экономической политики.
2. Инструменты политики протекционизма.
Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. К инструментам внешнеторговой политики относятся:
Классификация тарифных и нетарифных инструментов политики протекционизма представлена в табл. 1.
Классификация инструментов торговой политики.
Методы | Инструмент торговой политики | Регулирует преимущественно | ||
Тарифные | Таможенные пошлины |
| импорт | |
Тарифная квота |
| импорт | ||
Нетарифные | количественные | Квотирование |
| импорт |
Лицензирование | экспорт | импорт | ||
Добровольные ограничения | экспорт |
| ||
скрытые | Государственные закупки |
| импорт | |
Требования к содержанию местных компонентов |
| импорт | ||
Технические барьеры |
| импорт | ||
Налоги и сборы |
| импорт | ||
финансовые | Субсидии экспорта |
|
| |
Кредитование экспорта | экспорт |
| ||
Демпинг | экспорт |
|
1) Тарифные инструменты.
а) Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру действия относятся к экономическим регу
Таможенный тариф — это систематизированны
Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием экспорта или импорта.
Функции таможенной пошлины:
А) фискальная — пошлины являются одной из статей доходной части бюджета.
Б) протекционистская (защитная) — относится к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции.
В) балансировочная — относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
б) Тарифная квота — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.
2) Нетарифные инструменты.
а) Количественные ограничения — административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
К инструментам количественного ограничения относят квотирование, лицензирование и «добровольные ограничения».
Квота — количественная нетарифная мера ограничения экспорта и импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. В эту категорию входят контингенты «глобальные», действующие в отношении отдельных стран и так называемые «добровольные» ограничения экспорта.
Лицензирование — регулирование внешнеэкономич
«Добровольное» ограничение экспорта — количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
б) Виды скрытого протекционизма.
По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. К ним относятся:
а) Технические барьеры — скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и др.
б) Внутренние налоги и сборы — скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке.
в) Требования о содержании местных компонентов — скрытые методы торговой политики, законодательно устанавливающий долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.
3) Финансовые методы торговой пол
а) Субсидии — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импо
б) Экспортное кредитование — метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающей финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.
в) Демпинг — метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.
3. Аргументы «за» и «против» протекционизма.
Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю в абсолютном большинстве случаев приводят к чистым потерям благосостояния, они используются практически всеми странами мира. Это объясняется с одной стороны, наличием эффекта перераспределения доходов, следовательно, значительных (и влиятельных) групп населения, для которых политика протекционизма выгодна.
1) Стимулирование производства и увеличение занятости.
Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта позволяет:
а) поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность.
б) увеличить совокупный спрос в стране, что приведет к росту производства и занятости.
В тоже время политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, может привести к тому, что отечественное производство перестанет развиваться. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость связную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции.
2) Защита молодых отраслей.
Сторонники протекционизма приводят такой аргумент что, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться.
Противники протекционизма считают, что:
а) достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны.
б) протекционизм в отношении моло
3) Увеличение доходов государстве
Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при недостаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.
В целом, какими бы весомыми не казались аргументы в пользу распространения протекционизма, в конечном счете, вместо защиты экономики и увеличения занятости возникает ущерб. Вместе с тем, кроме неизбежных потерь благосостояния протекционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны последствия:
1) Обострение государственных противоречий. Следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных и нетарифных ограничений внешней торговли, скорее всего, станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые могут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон.
2) Сокращение экспорта и ухудшение торгового баланса. Протекционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономические последствия.
4. Современная экспортная политика Российской Федерации.
В соответствии с решением Комиссии таможенного союза ЕврАзЭс (Евразийское экономическое сообщество) с 1 января 2010 г. в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации введены единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый Таможенный тариф.
Между тем с тарифами связан ряд специфических проблем. Так, ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что вообще может перекрыть импорт. Отсюда проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию национального экономического благосостояния. Средний уровень ставок тарифа в настоящее время составляет 11%. Мало это или много? Средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в развитых странах снизился с 40-50% в конце 1940-х гг. до 3-5% в настоящее время. В силу того что Россия собирается вступать в ВТО, 11% — лишь первый шаг на пути снижения тарифного регулирования.
За последние десятилетия роль таможенных тарифов заметно ослабла. Однако степень воздействия государства на международную торговлю не снизилась, а наоборот, возросла в силу расширения использования нетарифных ограничений. Наиболее эффективно работает система нетарифного регулирования, принятая в развитых странах. По мнению специалистов, используется более 50 способов нетарифного регулирования. К ним относят технические нормы, санитарные стандарты, сложную систему валютного контроля, государственные закупки и т. д.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. записано: «Целью государственной политики является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики». Решаемые правительством РФ задачи по ключевым вопросам развития, включая повышение национальной конкурентоспособности, могут быть дополнены и уточнены на основе анализа положения страны в мировых рейтингах. Изучение мнения международных экспертов позволяет выявить существующие возможности и ограничения для экономического роста, взглянуть на основные проблемы развития страны с разных точек зрения.
Глобальный индекс конкурентоспособности ежегодно готовится Всемирным экономическим форумом на основании 110 показателей. В 2010 г. Российская Федерация опустилась на 12 пунктов по сравнению с прошлым годом (на 63-е место), опережая Румынию, Уругвай и Казахстан и уступая Черногории, Турции и Мексике. Несомненно, мировой финансовый кризис усугубил позиции России в глобальном рейтинге. В группе стран БРИК наша страна, к сожалению, занимает последнее 4-е место. По оценкам ВЭФ, Россия находится на переходной стадии развития от «экономики, движимой эффективностью» к «инновационной экономике» (табл. 2). Сравнение РФ со странами, имеющими индекс GCI на 1-3 пункта выше и уровень ВВП на душу населения меньший, чем в России, свидетельствует о нереализованных в нашей стране возможностях.
Стадии развития экономики на основе глобального рейтинга конкурентоспособности в 2009-2010 гг.
| Стадия 1 | Переходная стадия 1-2 | Стадия 2 | Переходная стадия 2-3 | Стадия 3 |
Стадия экономического развития | Экономика, движимая факторами |
| Экономика, движимая эффективностью |
| Экономика, движимая инновациями |
ВВП на душу населения (метод Атласа) | <$2000 | $2000 — $3000 | $3000 — $9000 | $9000 — $17000 | >$17000 |
Описание механизма экономического развития | Экстенсивное развитие — эксплуатация природных ресурсов и дешевой рабочей силы |
| Интенсивное развитие — повышение эффективности экономической деятельности; высокая инвестиционная активность |
| Интенсивное развитие — создание инновационных продуктов |
|
|
|
|
| |
Global Competitiveness Index, GCI Совокупный индекс на основе ключевых факторов конкурентоспособности | |||||
Число стран по этапам развития (133) | 38 | 18 | 26 | 14 | 37 |
Примеры стран | Индия Кения Пакистан Танзания Эфиопия
| Катар Египет Саудовская Аравия Сирия Венесуэла
| Армения Бразилия Китай Таиланд Украина
| Латвия Польша Румыния Россия Турция
| Швейцария США Сингапур Швеция Дания
|
Несомненно, существует зависимость между уровнем ВВП на душу населения и уровнем конкурентоспособности страны. Однако страны с сопоставимым уровнем ВВП существенно различаются по показателям конкурентоспособности. Это свидетельствует о важности качественных индикаторов, составляющих сводный индекс. Вывод: рост благосостояния и уровня конкурентоспособности России может быть обеспечен и при текущем уровне душевого ВВП, хотя более важны качественные показатели конкурентоспособности.
При анализе качественных характеристик глобального индекса конкурентоспособности (GCI) в России выявлены следующие критичные показатели: общественные институты, инфраструктура, уровень развития финансового рынка и бизнеса, технологическая развитость и инновации. Сравнительный анализ совокупных показателей конкурентоспособности России свидетельствует, что 7 из 12 имеют значения выше среднемировых. Наиболее высокое место (9-е из 133) Россия занимает по размеру рынка. Провальными являются показатели общественные институты (116-е место) и уровень развития финансового рынка (109-е место). Показатели конкурентоспособности России с уровнем выше средне мировых имеют как положительные, так и негативные характеристики.
Характеристики показателей конкурентоспособности России, имеющие значение выше среднемировых.
Показатель, место в рейтинге (средний уровень по миру — 66) | Положительные характеристики | Отрицательные характеристики |
Емкость рынка, 9 |
|
|
Эффективность рынка труда, 33 | Производительность труда, уровень вовлечения женского труда, практика найма и увольнения, низкий уровень затрат при увольнении
| «Серая» схема зарплат, стереотипность, сложность при приеме на работу (прием «по знакомству»), уровень / надежность профессионального менеджмента |
Макроэкономическая стабильность, 37 | Баланс государственного бюджета, низкий правительственный долг (во многом это обеспечено благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой на сырьевых рынках)
| Инфляция, широкий диапазон процентных ставок по банковским кредитам |
Высшее образование и тренинг, 45 | Качество образования в области математики и науки, качество системы образования, число лиц, имеющих дополнительное образование | Тренинг работников, доступность специализированных научно- исследовательских услуг, качество школы менеджеров, доступность Интернета |
Инновации, 57 | Численность научных работников и инженеров, качество разработок научно- исследовательских институтов, затраты компаний на исследования и развитие (R&D) | Использование на правительственном уровне продвинутых технологий, сотрудничество высшей школы и производства, возможности для развития и внедрения инноваций |
Здравоохранение и начальное образование, 60 | Уровень влияния ВИЧ / СПИД и малярии на бизнес, качество начального образования | Продолжительность жизни, заболеваемость туберкулезом, затраты на начальное образование, доля школьников среди детей школьного возраста, детская смертность |
Инфраструктура, 65 | Количество мест ж/д транспорта, качество ж/д инфраструктуры, протяженность телефонных линий | Качество дорог, качество инфраструктуры, качество авиаинфраструктуры, качество электроснабжения, качество портов |
Конкурентоспособность экономики Российской Федерации на данном этапе развития ниже, чем у экономик развитых, и даже у ряда развивающихся стран. В связи с этим возникает опасность, что в глобальном мировом хозяйстве Россия может занять место, не отражающее ее истинного потенциала, причем как природно-ресурсного, так и научно-технического, и превратиться в поставщика ресурсов для промышленно развитых стран. Между тем на данный процесс можно повлиять путем защиты отечественного производства и конкурентной среды при помощи проведения политики протекционизма.
Итак, для государственного политики и государственной поддержки в настоящее время актуальны следующие направления:
1) Антимонопольное регулирование. В 2009 г. Госдума одобрила в третьем чтении законопроекты, составляющие второй антимонопольный пакет законов. Поправки к ФЗ «О конкуренции» нацелены на дальнейшую защиту национального производителя и развитие конкуренции в России, ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства, а также доработку существующих положений. Антимонопольное регулирование должно быть направлено на совершенствование законодательства в отношении естественных монополий, а также на повышение эффективности работы Федеральной антимонопольной службы.
2) Таможенно-тарифное регулирование: внедрение новых технологий таможенного администрирования в рамках Таможенного союза-2010, ориентация на снижение средневзвешенного таможенного тарифа.
3) Нетарифное регулирование: расширение использования нетарифных методов регулирования, которые реализуются в рамках административного управления, в частности, поддержка экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и технологий.
4) Инновационное развитие. В долгосрочной перспективе, особенно в условиях исчерпания потенциала эффективности другими факторами, инновации приобретут исключительное значение для повышения стандартов и качества жизни населения. Инновационная политика предполагает создание условий для повышения инновационной активности российских компаний и доли инвестиций, направляемых на внедрение качественно новых продуктов и технологических процессов.
5) Поддержка среднего и малого бизнеса. В рамках проведения административной реформы предполагается снижение административных барьеров, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, упрощение порядка регистрации.
6) Формирование инвестиционно-привлекательной среды, снижение совокупной налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов. В долгосрочной перспективе (2020 г.) налоговая политика направлена на снижение налоговых доходов бюджетной системы РФ до 33% ВВП.
В условиях включения России в мирохозяйственные процессы регулирующая функция государства приобретает особое значение для решения задач, связанных с формированием конкурентной среды, со структурной перестройкой, созданием условий для экономического роста и повышением конкурентоспособности национальной экономики.
Заключение.
Рассмотрев цели данного реферата можно сделать вывод, что важнейшими направлениями протекционизма в настоящее время должно стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер: защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим изменениям во всемирном хозяйстве.
Без протекционизма, без поддержки государства многие российские отрасли не могут на данный момент составить конкуренцию иностранным производителям. Хотя в мире просматривается тенденция к либерализации, страны активно применяют как тарифные, так и все более использующиеся сейчас нетарифные методы протекционизма для достижения различных целей — защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и т.д. И от протекционизма не собираются отказываться. России также не следует пренебрегать разумным протекционизмом.
Роль и значение протекционизма в современных экономических условиях продолжают оставаться значительными. Государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики.
Протекционистские меры, фактически дозируя импорт и позволяя более эффективно оказывать поддержку отечественному производству, дают последнему возможность быстрее адаптироваться к структурным изменениям в мировом хозяйстве, повысить эффективность и увеличить выгоды от расширения участия страны в международном разделении труда. Кроме того, протекционистские меры обладают определенным инерционным действием; поэтому их важно включать в стратегию развития национального хозяйства на ближайшую перспективу для решения конкретных экономических задач.
Список использованных источников.
1. Гордеев В. А. Мировая экономика: учеб. пособие. — Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2009. — 160с.
2. Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: Юнити, 2009. — 595с.
4. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой./ 4-е изд. — М.: ИНФРА_М, 2007. — 640 с.
5. Курс экономической теории учебник / Под ред. проф. Чепурина М.Н./ 6-е, исправленное, дополненное и переработанное издание. — Киров: «АСА», 2007. — 832с.
19