Государственная внешнеторговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы показать, что внешнеторговая политика это развитие, поддержка, стимулирование эффективного замещения импорта отечественным производством, позволяющие более полно использовать производственные мощности имеющихся отраслей, создавать рабочие места, выравнивать торговый и платежный балансы, увеличивать валютные резервы банковской системы, снижать затраты на производство и реализацию товаров, увеличивать доходы государства, а также проведение активной работы по повышению конкурентоспособности импортозамещающей продукции и продвижению ее на внешние рынки.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 2

Количественные ограничения внешней торговли: квотирование
и лицензирование…………………………………………………………….4

Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и
неэкономические методы регулирования внешней торговли……………13

Аргументы «за и «против» протекционизма………………………….....28
Заключение…………………………………………………………………….32

Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Тема 97.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

   По  характеру выплат субсидии делят  на:

   Прямые  – непосредственно выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на рынок. .[2. С.248]

   Косвенные – скрытое дотирование экспортеров  через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

   Субсидии  могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, как и производителям товаров которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

   

   

   Внутренняя  субсидия — наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финасирование

   Рисунок 2.2 Экономический эффект внутренних субсидий

производства  внутри страны товаров, конкурирующих  с импортными.

   Допустим, что в малой стране внутреннее предложение товара составляет Sd, а спрос – Dd (рис. 2.2). Предложение того же товара из-за рубежа неограниченно и составляет Sw по цене Pw. В этой ситуации внутреннее производство товара составит Q1 потребление – Q3, импорт товара – Q3Q1 Чтобы поддержать местных производителей товаров, конкурирующих с импортом, правительство решает предоставить им внутреннюю субсидию. Цена на субсидируемый товар уменьшается на размер субсидии и прямая его предложения местными производителями передвигается на уровень Ss. Внутреннее производство возрастает до Q2, а импорт сокращается до Q3Q1 При объеме внутреннего производства Q2 производитель получает за свой товар цену Ps, которая состоит из цены, которую платит потребитель Pw, и субсидии, получаемой от правительства PWPS. Расходы правительства на выплату субсидии составляют произведение суммы субсидии на объем производства, достигаемый при получении субсидии, то есть Pw Ps Q2. [2. С.250]

   На  рисунке 2.2 внутренняя цена до начала торговли и до предоставления субсидии составляет 430 долл. После начала торговли при мировой цене на товар в 400 долл. страна производит 2 единицы, потребляет 14 единиц, импортирует 12. После введения субсидии в 25 долл. на каждую единицу местные производители при той же мировой цене получают возможность производить 7 единиц товара, а импорт сокращается до 7 единиц. Протекционистское воздействие субсидирования местного производства на импорт очевидно. Правительство платит из бюджета 175 долл. ($25 × 7=$175) в виде субсидий. При получении субсидии местный производитель получает за каждую единицу товара 400 долл. от покупателя и 25 долл. от правительства, всего 425 долл. Чтобы стимулировать сокращение издержек производства и рост конкурентоспособности национальных товаров, даже в случае субсидирования импортозамещающего производства, правительство вводит такие субсидии, которые обеспечивают производителю несколько меньший доход (425 долл.), чем он получал за каждую единицу на внутреннем рынке в отсутствие импорта (430 долл.).

   В результате предоставления субсидии возникают два экономических эффекта. Часть субсидии попадает в распоряжение более эффективных национальных производителей данного товара в форме излишка производителя — сегмент а. Эффект защиты b, представляющий собой прямые потери для экономики, возникает в силу того, что в результате получения субсидии неэффективные местные производители получают, тем не менее, возможность продавать свой товар. Субсидии производителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортным тарифом или квотой. Помимо того что тариф и квоты искажают внутренние цены, в их результате возникает экономический эффект потребления, выражающийся в потере излишка потребления, которая целиком ложится на импортирующую страну. Субсидия производителям обеспечивает ограничение импорта, сравнимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной экономики. Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование импорта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования импорта была вызвана прежде всего отменой директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. В результате завышенные валютные курсы резко упали, сделав импорт многих товаров, которые необходимы для поддержания экономического развития страны, невозможным, поскольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены финансировать часть импорта за счет государственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам.

   Нередко правительства не только субсидируют  отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

   Экспортная  субсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. .[2. С.251]

   

                  

 

   Рисунок 2.3.   Экономический   эффект   экспортных   субсидий

   Допустим, что предложение товара из-за рубежа (экспорт товара зарубежной страной в данную страну) составляет Sw, а спрос внутри данной страны — Dd (рис. 2.3). В этой ситуации рыночное равновесие достигается в точке Е — покупатели в импортирующей стране купят Ql товара по цене Pw. Чтобы поддержать экспортеров, иностранное правительство решает предоставить им экспортную субсидию. В результате снижения экспортной цены предложение товара из-за рубежа увеличивается и кривая предложения смещается на уровень Ss, а рыночное равновесие — в точку F. В результате субсидирования экспортная цена снижается до уровня Р, то есть условия торговли экспортирующего государства ухудшились. Но из-за снижения экспортной цены увеличивается количество единиц товара, который удается экспортировать, до Q Поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается до Pd. Выигрыш или проигрыш экспортирующего государства напрямую зависит от того, удастся ли за счет увеличения объема продаж компенсировать потери, возникшие из-за ухудшения условий торговли, то есть снижения экспортной цены. Кроме того, возникают расходы на финансирование самой субсидии, которые должен нести бюджет, а значит, и налогоплательщики, в размере количества товара, экспортированного после введения субсидии, умноженного на размер субсидии (четырехугольник ABFD).

   На  рисунке 2.3 экспортирующая страна продает, а импортирующая покупает 1 млн. штук товара по цене 100 долл. за штуку. Правительство экспортирующей страны решает помочь экспортерам и дает им субсидию в размере 50 долл. за каждую экспортируемую единицу товара. Допустим, что в этом случае экспортная цена товара упадет до 75 долл., а экспорт увеличивается до 1,5 млн. штук. До введения субсидии экспортер получал $100х 1=100 млн. долл. дохода от экспорта. После введения субсидии – $75х1,5=112,5 млн. долл., то есть, несмотря на падение цены, его доходы возросли за счет увеличения объема экспорта. Но при этом бюджету и налогоплательщикам экспортная субсидия обошлась в $50х1,5 = 75 млн. долл.

   Принципиальное  различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной "ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли  страны  в пользу  остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей. [2. С.252]

   Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

   Экспортное  кредитование — метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

   Экспортное  кредитование может иметь форму:

  • субсидированных кредитов национальным экспортерам — кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;
  • государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);
  • страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

   Экспортные  кредиты бывают:

  • краткосрочными — на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;
  • среднесрочными — на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;
  • долгосрочными — на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.
  • Организационная форма предоставления экспортных кредитов, так же как и взаимоотношения между агентствами по экспортному кредитованию и государствами, весьма сложна. Такое агентство может быть департаментом внутри правительственного министерства, самостоятельной организацией на правах министерства и даже частной фирмой, работающей под контролем правительства. Нередко национальные агентства по экспортному кредитованию вступают в договорные отношения друг с другом для финансирования экспорта из более чем одной страны, координации политики и обмена информацией о заемщиках.
  • Бернский союз – Международный союз страхования кредитов и инвестиций – совещательный орган агентств по экспортному кредитованию, служащий местом обмена информацией в области краткосрочного экспортного кредитования.

   Экспортные  кредиты иногда рассматривают как разновидность внешней помощи другим государствам. Размеры субсидирования через льготное кредитование рассчитываются как разница между процентной ставкой по льготному кредиту и текущей рыночной процентной ставкой. В банковской практике процентные ставки по экспортным кредитам обычно существенно ниже ставок по другим видам кредитов и нередко являются предметом согласования между странами в рамках картельных соглашений. Кроме того, существуют многочисленные неподдающиеся количественной оценке способы стимулирования экспорта через экспортные кредиты, так же как перенесение сроков первых платежей по кредитам на более дальний период, оплата кредитов в валюте покупателя или в форме товарных поставок, государственное льготное страхование экспортных кредитов и т.д .[2. С.252] 

   Субсидирование  экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.[2. С.252]

   В Беларуси кредиты экспортерам, например, выдаются из Фонда поддержки экспорта, созданного согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24.10.1997 г. № 1429. Часть средств этого фонда формируется за счет ассигнований из государственного бюджета и средств министерств. [7. С.250 ]

   Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, заключаю-щийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

   Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

  • Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам.
  • Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.
  • Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.
  • Обратный демпинг — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.

   • Взаимный — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

   В основе демпинга обычно лежит рыночная ситуация, при которой эластичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем. Это позволяет фирмам, имеющим относительно монопольное положение на внутреннем рынке, продавать свои товары по более высоким ценам, чем на внешнем рынке, где спрос более эластичен по цене и где конкуренция выше. Допустим, что в экспортирующей стране I рынок данного товара относительно неэластичен по цене, тогда как в импортирующей  стране  II  его эластичность выше (рис. 2.4). Пусть DI: и DII — спрос на товар в странах I и II, соответственно, а предельный уровень доходов — изменение доходов фирмы в результате продажи одной дополнительной единицы товара — составляет MRI и MRII . На рисунке 2.4 в совокупного рынка стран I и II совокупный предельный уровень доходов составляет сумму предельного уровня доходов на каждом из рынков или MRI+II. Пусть предельные издержки — величина прироста совокупных издержек фирмы в результате производства одной дополнительной единицы товара — будут равны у производителя МС. Как известно из теории макроэкономики, оптимальный объем производства, необходимый для максимизации прибыли, предполагает равенство предельных доходов предельным издержкам и составит QI+II.

Информация о работе Государственная внешнеторговая политика