Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:17, курсовая работа
Целью курсовой работы показать, что внешнеторговая политика это развитие, поддержка, стимулирование эффективного замещения импорта отечественным производством, позволяющие более полно использовать производственные мощности имеющихся отраслей, создавать рабочие места, выравнивать торговый и платежный балансы, увеличивать валютные резервы банковской системы, снижать затраты на производство и реализацию товаров, увеличивать доходы государства, а также проведение активной работы по повышению конкурентоспособности импортозамещающей продукции и продвижению ее на внешние рынки.
Введение……………………………………………………………………….. 2
Количественные ограничения внешней торговли: квотирование
и лицензирование…………………………………………………………….4
Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и
неэкономические методы регулирования внешней торговли……………13
Аргументы «за и «против» протекционизма………………………….....28
Заключение…………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………
Если у фирмы есть выбор, где продавать товар — внутри страны или за рубежом, то в целях максимизации прибыли предельный уровень доходов должен быть равен предельным издержкам на каждом из рынков.
Рисунок 2.4. Дискриминация в ценах через демпинг
Исходя из этого, если известен оптимальный объем производства на совокупном рынке, можно определить оптимальный объем производства на каждом из рынков. Для рынка и страны I, и страны II справедливо то же правило, что и для совокупного рынка предельный уровень доходов должен быть равен предельному уровню издержек. Поэтому, построив прямую от оптимального уровня предельных издержек в точке Е на графике совокупного рынка, можно найти точки А и С, показывающие предельный уровень доходов MRI и MRII в каждой из стран при оптимальном уровне предельных издержек Точки А и С определяют, что для максимизации прибыли производителю вы годно продать Q1 товара по более высокой цене Р на внутреннем, менее эластичном рынке и QII товара по более низкой цене РII на внешнем, для него более эластичном рынке страны II. В результате возникает ценовая дискриминация местных потребителей, которые вынуждены покупать товар по более высоким ценам, и зарубежных производителей, которые сталкиваются с нечестной конкуренцией со стороны импортных товаров. Производитель, осуществляющий такую ценовую дискриминацию, может быть обвинен в демпинге. В числовом выражении выгодность демпинга нетрудно доказать.
Необходимыми условиями для осуществления демпинга являются:
• различия в эластичности спроса на товар в различных странах — спрос внутри страны должен быть менее эластичным по цене, чем спрос за рубежом;
сегментированность рынка, то есть способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продает товар по высоким ценам, от внешнего рынка, где он это делает по более низким ценам. Обычно этому способствуют высокие транспортные расходы и установленные государством торговые барьеры.
Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга. Большие сложности возникают при определении справедливого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предполагаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определенного предшествующего периода в стране, где осуществляется демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издержек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить односторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин.
Антидемпинговая пошлина — временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
Ставку антидемпинговой пошлины обычно определяют одним из следующих способов:
Как разницу в цене, по которой товар реально продается на рынке экспортирующей страны и на рынке импортирующей. Если товар производится только на экспорт и не продается на рынке страны-экспортера, то цена на него на внутреннем рынке страны-импортера сравнивается с его ценой на внутреннем рынке любой третьей страны. [2. С.259]
В числе нетарифных средств регулирования международной торговли находятся правовые инструменты, которые в подробностях изучаются международным правом, но тесно связаны с международной экономикой.
На двусторонней основе торговые отношения между государствами регулируются с помощью торговых договоров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнительной власти (между правительствами) и подлежат ратификации законодательной властью (парламентами). Они заключаются обычно на 5–10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами.
Торговый договор, соглашение о торговле и мореплавании — вид межгосударственных договоров, устанавливающий принципы и режим двусторонней торговли.
Основополагающим принципом международного права является то, что каждое государство обладает исключительной юрисдикцией над своей территорией и все юридические и физические лица, находящиеся на этой территории, подпадают под его юрисдикцию. Поэтому для оценки торговых договоров вопросом принципиальной важности является режим, который предоставляется на территории данного государства иностранным товарам, услугам и капиталу.
В практике регулирования международной торговли наиболее часто используются следующие режимы:
Национальный режим — режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем режим для своих юридических и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами—членами интеграционных группировок и применительно к вывозу капитала. .[2. С.259]
В практике международных экономических организаций системы ООН иногда используется понятие справедливого и недискриминационного режима, который не имеет четкого определения и используется в основном как напоминание о совершаемой несправедливости в торговой или иной экономической сфере. В большинстве торговых договоров, подписываемых странами на двусторонней основе, содержится положение о применении РНБ, который стал универсальным правилом и поддерживается ВТО.
Из РНБ существуют изъятия, но только в следующих рамках:
Изъятия и преимущества, вытекающие из соглашений о создании таможенных союзов и зон свободной торговли нескольких стран. В рамках интеграционных группировок осуществляется до 40% международной торговли. Страны, предоставившие определенные торговые льготы друг другу в рамках таких группировок, вправе не распространять их на третьи страны. Хотя в соответствии с правилами ВТО это и не считается нарушением принципа РНБ, искажающее влияние соглашений о создании таможенных зон на сам принцип РНБ очевидно.
• Изъятия для развивающихся стран в рамках Общей системы преференций (ОСП) — действующая с 1971 года система таможенных льгот, предоставляемых развитыми и переходными странами развивающимся в виде отмены или значительного снижения тарифов на импорт товаров из этих стран.[2. С.259]
Вывод: Другие виды торговой политики – это технические барьеры, политика в рамках государственных закупок, требование о содержании местных компонентов.
Скрытые методы торговой политики – это внутренние налоги и сборы направленные на повышение внутренней цены импортного товара
Наиболее распространенными финансовыми методами являются: субсидии, кредитование, демпинг.
На
двустороннем уровне торговые отношения
между странами регулируются двусторонними
торговыми договорами и соглашениями.
Экономические последствия применения рассмотрены лишь в некоторых основных инструментах внешнеторговой политики. На практике их используется гораздо больше. В частности, за последнее время широкое распространение получили так называемые технические барьеры, представляющие собой административное регулирование, при котором происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.
Несмотря на то, что как тарифные, так и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю в абсолютном большинстве случаев приводят к чистым потерям благосостояния, они широко используются практически всеми странами мира. Это объясняется, с одной стороны, наличием эффекта перераспределения дохода и, следовательно, значительных (и влиятельныx) групп населения, для которых политика протекционизма выгодна. Эти группы населения могут оказывать давление на государство в пользу ограничения торговли, и такое давление часто приносит свои плоды, тем более, что и самому государству таможенный тариф и некоторые нетарифные меры протекционизма приносят немалый доход.
С другой стороны, проведенный выше анализ базировался лишь на количественной оценке изменения благосостояния в отдельной отрасли и только в краткосрочном периоде. Однако как сторонники, так и противники протекционизма используют целый ряд дополнительных аргументов, которые не всегда поддаются простой количественной проверке.
Аргументы в пользу протекционизма Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости. [5. С.90]
Однако существо проблемы заключается в том, что отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (ввязанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным Обслуживанием импортной продукции). Наконец, государство может обеспечить поддержку отечественных производителей и более эффективным, чем протекционизм, методом, с меньшими потерями для благосостояния общества. На рисунке 3.1 показаны в сравнении последствия установления таможенного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии производителям. Если сохраняется режим свободной внешней торговли и производители поолучают субсидию, то увеличение отечественного производства досчитается без повышения цен, и следовательно, потребители потерь не несут. Выигрыш производителей составляет область (с + d), а затраты государства на субсидию — область (а + b) = (b + с + d). Таким образом, общие потери от предоставления субсидии составят область b, тогда как потери от введения тарифа больше и составляют область (b + е).
Рисунок 3.1
Часто
приводится аргумент, что протекционизм
необходим как временная мера
для того, чтобы нарождающиеся
перспективные отрасли
Однако, во-первых, достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении молодых отраслей в значительной степени снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате период становления может затянуться на неопределенно долгое время. Наконец, в-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внешнеторговый протекционизм. [6. С.91]
Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления и существуют значительные трудности со сбором внутренних налогов.
Конечно, таможенную пошлину организационно собрать гораздо легче, чем, например, налог на прибыль. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.
Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.
Однако и этот на первый взгляд справедливый аргумент требует тщательного конкретного анализа. В частности, серьезные затруднения может вызвать само определение отраслей, необходимых для обеспечения национальной безопасности: к ним может быть отнесено производство вооружений, продуктов питания, компьютеров, одежды, автомобилей, энергоносителей и многого другого. Трудно назвать такую отрасль, которая бы не вносила свой вклад в обеспечение безопасности страны. Кроме того, стимулирование с помощью протекционизма производства стратегических невозобновляемых ресурсов (например, нефти и газа) может создать зависимость от импортных поставок в будущем. Целесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по дешевым ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические отрасли можно защищать более эффективным, чем внешнеторговый протекционизм, способом (например, субсидиями). [6. С.91]