Государственная внешнеторговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы показать, что внешнеторговая политика это развитие, поддержка, стимулирование эффективного замещения импорта отечественным производством, позволяющие более полно использовать производственные мощности имеющихся отраслей, создавать рабочие места, выравнивать торговый и платежный балансы, увеличивать валютные резервы банковской системы, снижать затраты на производство и реализацию товаров, увеличивать доходы государства, а также проведение активной работы по повышению конкурентоспособности импортозамещающей продукции и продвижению ее на внешние рынки.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 2

Количественные ограничения внешней торговли: квотирование
и лицензирование…………………………………………………………….4

Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и
неэкономические методы регулирования внешней торговли……………13

Аргументы «за и «против» протекционизма………………………….....28
Заключение…………………………………………………………………….32

Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Тема 97.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

   Импортная квота наиболее привлекательна в  условиях свободной конкуренции, которая ставит ее на одну доску с равноценным тарифом. Однако при соблюдении даже одного из нижеследующих условий она становится опасной: 1) если квота провоцирует монопольную власть или 2) если импортные лицензии размещаются неэффективно. Рассмотрим по порядку оба этих случая. Сравнительный анализ квоты и тарифа в условиях монополизации Импортная квота обходится нации дороже, чем эквивалентный тариф, если она становится причиной монополизации внутреннего рынка. А это действительно может произойти. Доминирующая фирма в отечественной промышленности (например, «Швинн» в американском велосипедостроении) не может обрести монопольную власть от введения не запрещающего тарифа, поскольку ей противостоит эластичное конкурирующее предложение по цене, равной мировому уровню, плюс тариф. Однако в условиях квотирования импорта отечественная фирма не опасается взвинчивания цен, поскольку уверена, что объем поставок конкурирующего зарубежного продукта не превысит размера квоты. В результате квота дает возможность доминирующей отечественной фирме при неэластичности кривой спроса получать монопольные прибыли в результате установления высоких цен. Таким образом, провоцирующая монопольную ситуацию на внутреннем рынке квота приводит к установлению на внутреннем рынке еще более высокой цены, к снижению выпуска продукции и имеет следствием больший национальный ущерб, чем от тарифа.

                                                               А. Американский рынок велосипедов

                                                                       Цена (долл.) велосипедов

   

                                                                  Sd 

                                       Б. Американский рынок импортных велосипедов

                                             Квота

     
 
 
 

      

                                  220                                                                                                 Внутренняя цена с учетом квоты

                                                                                                       b+d

                                 200                                                                   Мировая цена

                                                                                                                                         

                                                                                           

                                                                                       Dm = Dd -Sd' 

                                                                                                                                  

                              0                      M0                                 Количество велосипедов в год

   Рисунок 1.2. Импортная квота в условиях свободой конкуренции: два одинаковых подхода.[5. С. 152]

   Воздействие импортных квот на национальное благосостояние зависит и от того, каким образом власти распределяют права на импорт. В случае бесплатного их обретения счастливец становится обладателем выигрыша, представленного областью с на рис. 1.2. и образованного за счет потребительских потерь.

   Вот основные способы распределения импортных лицензий: аукцион на конкурентной основе, система явных предпочтений, распределение лицензий по «затратному методу»

   Из  всех трех перечисленных  способов аукцион  на конкурентной основе — самый дешевый и справедливый, тогда как третий способ, скорее всего, самый дорогой.

   Импортные лицензии могут продаваться государством либо на открытом аукционе, либо негласно. На аукционе должна установиться такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равнялась бы разнице между ценой импортера и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. Возвратись к рис. 1.2, заметим, что эта цена будет стремиться к 20 долл. за лицензию на один импортный велосипед, поскольку именно с такой наценкой обладателями импортных лицензий могут быть перепроданы на внутреннем рынке все иностранные велосипеды. При подобном открытом аукционе квота обходится стране в ту же сумму, что и эквивалентный тариф. Вырученная от квоты сумма (область с на рис. 1.2) равняется размеру перераспределяемого внутри страны дохода: это тот доход, который изымается у потребителей, уплачивающих более высокую цену за велосипеды, и используется государством либо для снижения отдельных видов налогов, либо для других социальных программ. Таким образом, доходы от открытого аукциона ничем не отличаются от тарифных, только носят другое название. Однако, несмотря на то что открытые аукционы являются самым дешевым способом распределения импортных лицензий, в реальной жизни они никогда не используются.

   Несколько большее распространение  имеет другой вариант  аукциона на конкурентной основе. В условиях коррумпированности государственных властей на ниве распределения импортных лицензий может процветать подпольный бизнес. В этом случае обладателями импортных лицензий становятся те, кто даст за них наибольшую взятку. Подобный вариант влечет за собой общественные издержки. Принявшая постоянный характер откровенная коррупция такого рода может иметь следствием превращение талантливых служащих экономических ведомств в коррумпированных бюрократов. [5. С. 152]

   Импортные лицензии могут быть размещены и на основе системы явных предпочтений, когда государство закрепляет импортные лицензии за определенными фирмами без какой-либо предварительной борьбы, заявок или переговоров. Чаще всего импортные лицензии предоставляются наиболее авторитетным фирмам, причем в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта накануне введения квот. Последний из перечисляемых нами способов заключается в распределении импортных лицензий по «затратному методу». В данном случае государство заставляет претендентов конкурировать на неценовой основе. Одним из общепринятых, но в то же время бестолковых вариантов этой политики является предоставление лицензий по принципу «раньше пришел — раньше получил». Это заставляет соискателей тратить драгоценное время на простаивание в очередях, отрывая его от производительного труда. Другим распространенным способом распределения лицензий на импорт промышленного сырья является выдача их тем фирмам, которые имеют большее количество производственных мощностей. Это также приводит к потере ресурсов в результате избыточного инвестирования в неиспользуемое оборудование, с надеждой на получение большего количества лицензий. Любая подобная процедура, требующая от претендентов демонстрации обоснованности своих претензий, приводит к разбазариванию времени и денег на установление контактов с государственными ответственными лицами, а также на оплату труда дополнительных государственных служащих, занятых на ниве распределения импортных лицензий.[5. С. 152]

   В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 440 от 08.04.2002 г. "О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров" Министерство торговли Республики Беларусь выдает разовые (на одну сделку), генеральные (на несколько сделок по одному виду товара с указанием его количества и стоимости без определения покупателя и продавца) и специальные (на экспорт текстильных изделий в страны ЕС и Турцию) лицензии на экспорт и импорт товаров. При этом при составлении внешнеторговых контрактов следует обязательно учитывать, что лицензии выдаются на срок не более 12 месяцев, а для квотируемых товаров — в пределах календарного года.

   Лицензированию  подлежит экспорт  товаров, ограниченных в количестве, являющихся стратегическим сырьем или представляющих особую ценность, Лицензированию подлежит импорт промышленных отходов, химических средств защиты растений, лекарств, медицинского оборудования, а также товаров, не являющихся предметами первой необходимости или "критическим импортом" (шины, ковры, пиво). Кроме того, в республике установлены особые правила лицензирования экспорта-импорта: драгоценных металлов, лома и отходов из них; драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга, янтаря и изделий из них; оружия, военной техники и комплектующих, сырья и материалов для производства такой продукции; взрывчатых веществ; ядов, наркотических и психотропных средств. [7. С. 236]

   С начала 70-х гг. широкое распространение  получила особая форма количественного  ограничения импорта — добровольные экспортные ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделии и т д главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

   В принципе ДЭО представляют собой  ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Если импорт в данную страну в результате соглашения с торговыми партнерами о ДЭО составляет величину Q (см. рисунок 1.3), то внутренняя цена растет, спрос сокращается, предложение со стороны отечественных производителей увеличивается и т.д. Однако вместо того, чтобы получить доход от таможенных пошлин или от продажи импортных лицензий на аукционе, государство теперь как бы отдает эту часть выигрыша зарубежным экспортерам (область с + d). Кроме того, даже после введения ДЭО обычно сохраняется тариф, которым раньше облагался импорт данного товара (на рисунке 1.3). Рw — мировая цена, Рt — внутренняя цена с учетом тарифа, Рd — внутренняя цена после введения ДЭО). Поскольку импорт сокращается, то сокращается и доход государства от импортного тарифа (область f+g).

   

   Добровольные  ограничения экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся  к понятию ограниченной деловой  практики, направленного на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике ДЭО применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

   В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО поставлена задача отмены ДЭО к 2000 г.[6. С. 94]

   Вывод: В этой главе мы узнали, что такое количественные ограничения и что ни являются основным нетарифным методам торговой политики и включают квотирование, лицензирование и добровольное экспортное ограничение. Что квота определяет количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или к импорту, а экономическое различие между тарифом и квотой заключается в разном содержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Добровольное экспортное ограничение представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством .[2. С. 260] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
  1.   Другие виды торговой  политики. Скрытые,  финансовые и 

    неэкономические методы регулирования внешней торговли

   По  некоторым оценкам, существует несколько  сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут  в одностороннем порядке ограничить импорт или экспорт. В из числе:

   Технические барьеры — комплекс мер по обеспечению соответствия импортных товаров установленным законодательством требованиям стандартизации и сертификации, требованиям к упаковке и маркировке, экологическим, медицинским и санитарно-ветеринарным нормам. Подтверждают соответствие такие документы, как сертификаты соответствия, гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства, фитосанитарные сертификаты.

   Хотя  технические барьеры  предназначены для  защиты здоровья и безопасности людей, жизни и здоровья животных и растений, охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и защиты прав потребителей, они представляют собой эффективный инструмент ограничения импорта.

Информация о работе Государственная внешнеторговая политика