Государственная внешнеторговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы показать, что внешнеторговая политика это развитие, поддержка, стимулирование эффективного замещения импорта отечественным производством, позволяющие более полно использовать производственные мощности имеющихся отраслей, создавать рабочие места, выравнивать торговый и платежный балансы, увеличивать валютные резервы банковской системы, снижать затраты на производство и реализацию товаров, увеличивать доходы государства, а также проведение активной работы по повышению конкурентоспособности импортозамещающей продукции и продвижению ее на внешние рынки.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 2

Количественные ограничения внешней торговли: квотирование
и лицензирование…………………………………………………………….4

Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и
неэкономические методы регулирования внешней торговли……………13

Аргументы «за и «против» протекционизма………………………….....28
Заключение…………………………………………………………………….32

Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Тема 97.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

   Соглашение  стран ВТО по техническим барьерам требует, чтобы их не использовали в целях дискриминации партнеров, создания излишних препятствий в торговле, а также соблюдали режим наибольшего благоприятствования и национальный режим при их применении. Национальные органы должны регулярно публиковать действующие и готовящиеся к введению стандарты, а также ориентироваться преимущественно на международные стандарты, отступая от них только в том случае, если они отсутствуют или их требования недостаточны в сложившихся в стране условиях. Страны ВТО договорились, что будут действовать в направлении унификации стандартов и технических требований, а также расширять сферы, на которые распространяется взаимное признание сертификатов и результатов проверок.

   Несмотря  на достигнутый высокий  уровень интеграции и взаимное признание результатов тестирования и сертификации национальными лабораториями, между странами ЕС до сих пор сохраняются различия в системах стандартов, тестов и сертификации, задерживается распространение гармонизированного законодательства в этой области. Неудобства третьим странам создают требования ЕС, основанные на санитарных и экологических нормах, на нормах безопасности. В некоторых случаях требования ЕС представляются необоснованными с научной, медицинской или экологической точек зрения и создают впечатление мер, направленных на вытеснение с внутреннего рынка конкурентов. Дискриминация производителей из третьих стран также происходит на основании стандартов и требований ЕС к технологии производства продукции, например, в производстве вина. [7. С. 243]

   В Республике Беларусь государственный  контроль за применением технических норм, правил и требований осуществляет Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, за применением медицинских, фармацевтических, санитарных норм, правил и требований — Министерство здравоохранения, за применением ветеринарных и фитосанитарных норм, правил и требований — Министерство сельского хозяйства и продовольствия. За недопущение ввоза товаров, которые не соответствуют требованиям, действующим на территории Республики Беларусь, отвечает Государственный таможенный комитет.

   Политика  в рамках государственных закупок  — метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм. Для стран — членов ВТО, присоединившихся к Соглашению о правительственных закупках, подобное ограничение недопустимо.

   Для проведения государственной  закупки товаров, работ и услуг страна должна объявлять открытый тендер для компаний стран — членов ВТО и обеспечивать равные права иностранным и отечественным компаниям на участие в этом тендере. Вместе с тем многие страны, присоединившиеся к ВТО, изыскивают возможности, чтобы использовать такой метод поддержки национальных производителей. В ЕС, например, регулярно применяется практика государственных закупок и заказов в области водоснабжения, транспорта, энергетики и телекоммуникационных услуг, что вызывает нарекания со стороны третьих стран, особенно США. В 1990 г. была принята директива, требовавшая проведения открытых конкурсов и торгов, допускавшая дискриминацию поставщиков, в продукции которых содержание компонентов, произведенных в ЕС, менее 50%. Постепенно законодательство о госзакупках менялось в сторону обеспечения равных прав поставщикам из ЕС и третьих стран, однако рынок госзакупок телекоммуникационного оборудования остается относительно закрытым, в ряде государств сохранилось очевидное предпочтение своих фирм или фирм из других стран ЕС (Австрия, Греция, Италия, Франция), гармонизация национальных законодательств в этой области идет медленно.

   В США в 1933 г. был  принят закон "покупай  американское", позволяющийся государственной преференцией в отношении правительственных закупок. Его действие не распространяется лишь на торговлю с теми странами, с которыми США заключили "меморандумы о взаимопонимании". Этим законом прямо запрещается некоторым государственным учреждениям закупать товары и услуги за границей, устанавливаются нормы о содержании местных компонентов, предоставляются ценовые преференции отечественным компаниям. [7. С. 243]

   В Республике Беларусь ежегодно утверждается перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров (работ, услуг) для республиканских государственных нужд. Закупки импортных товаров, работ и услуг согласно перечню, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2003 г. № 1629 "О некоторых вопросах осуществления закупок товаров по тендерам и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2003 г. № 382", осуществляются на тендерной основе по согласованию такой закупки с Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики.

   Требование  о содержании местных компонентов  – метод, законодательно устанавливающий долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Этот метод тесно связан с госузакупками.

   В Республике Беларусь примером применения требований о содержании местных компонентов являются нормы Закона Республики Беларусь № 213-3 от 07.12.1998 г. "О свободных экономических зонах" и постановления Совета Министров Республики Беларусь № 1627 от 15.12.2003 г. "Об определении происхождения товара с территории свободной экономической зоны, вывозимого за пределы Республики Беларусь, на который установлена вывозная таможенная пошлина и (или) применяются меры экономической политики". [7. С. 244]

   Происхождение товара из СЭЗ и  его принадлежность к продукции собственного производства удостоверяется соответствующими сертификатами, выдаваемыми Белорусской торгово-промышленной палатой.

   В Республике Беларусь ежегодно утверждается перечень особо важных государственных программ для предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям государственной поддержки из республиканского бюджета в виде прямых субсидий и средств на финансирование капитальных вложений. Косвенные и специфические субсидии также широко применяются для поддержки отечественных производителей.

   Внутренние  налоги и сборы — скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара (налог на добавленную стоимость с импорта, с оборота, с продаж, акцизный сбор, транзитный налог и т.д.).

   Взимание  косвенных налогов  во взаимной торговле стран осуществляется по принципу страны назначения (освобождение от налога экспортируемых товаров и взимание налога по импортируемым товарам) или по принципу страны назначения(налогообложение экспортируемых товаров и освобождение от налогообложения импортируемых товаров).

   В Республике Беларусь объектом налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость ввозимых товаров, " скорректированная на таможенную пошлину, сборы за таможенное оформление и акциз (для подакцизных товаров) по ставкам 18 и 10% (при ввозе продовольственных товаров и товаров для детей перечню, определяемому Советом Министров). Экспорт товаров с территории Республики Беларусь облагается по ставке 0%. Взимание косвенных налогов во внешней торговле осуществляется по принципу страны назначения товара со всеми гранами дальнего зарубежья и странами СНГ.

   Ставки  акцизов устанавливаются  как твердые (специфические) в абсолютной сумме на физическую единицу измерения продакцизных товаров или как адвалорные — в процентах от стоимости товаров.

   Акцизы  вводятся, как правило, на товары массового  потребления, ограниченного потребления, монопольные товары, предметы роскоши, отдельные культурные, транспортные и коммунальные услуги. В Беларуси подакцизной продукцией являются: спиртосодержащая и алкогольная продукция, табачная продукция, нефть и нефтепродукты, ювелирные изделия, микроавтобусы автомобили легковые. Акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывозимым за пределы Республики Беларусь, положение не распространяется на подакцизные товары, экспортируемые в страны СНГ (кроме государств, в торговых отношениях с которыми осуществляется взимание акцизов по принципу страны назначения). Сумма акцизов, подлежащая оплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территорий стран СНГ, уменьшается на сумму акцизов, фактически уплаченную в стране их происхождения. [7. С. 246]

   Большая часть скрытых  методов торговой политики плохо поддается  количественной оценке и, следовательно, экономической  интерпретации. Рассмотрим их экономический эффект на примере требования о содержании местных компонентов (Рис. 2.1,а)

   

                        

   

   Рисунок 2.1 Экономический эффект требования   о   содержании      местных   компонентов

   Допустим, что предложение товара в стране составляет Sd, а спрос — D . Предложение товара из-за рубежа в условиях свободы торговли составляет S, по цене Рг Поскольку себестоимость производства внутри данной страны выше, чем за рубежом, постольку цена, по которой в ней предлагается товар, всегда выше цены его предложения из-за рубежа. Если сложить количество товара, предлагаемое местными производителями, с количеством, предлагаемым из-за рубежа, по каждой цене, то получится прямая совокупного предложения (местными и иностранными производителями) товара на рынок данной страны Sr Внутренний спрос сравнивается с совокупным предложением в точке равновесия А, в которой будет продано Q6 единиц товара по цене Р1 причем Q1 товара будет продано местными компаниями и Q5 — иностранными.

   Правительство решает защитить местных производителей и вводит требование о содержании местных компонентов в готовой продукции. Чтобы не попасть под ограничение, иностранные компании перемещают свое производство в данную страну, что увеличивает их издержки. В результате роста издержек продукция становится дороже и прямая предложения из-за рубежа S1 перемещается на уровень S3. Это, в свою очередь, ведет к перемещению прямой совокупного предложения S2 на уровень S4 и балансирует рынок в точке В, в которой цена за товар повысилась до Р2, а объем продаж сократился до Q. Из этого количества Q2 штук товара производится национальными компаниями и Q3 штук – иностранны-ми, расположенными внутри данной страны.

   В результате того, что в соответствии с требованием о закупке более дорогих, чем иностранные, местных компонентов увеличились издержки производства, цена на товар возросла на Р1Р2, а потеря излишка потребления составила для страны сегменты a+b+c+d+e (рис.2.1.б). Как и в случае тарифа, сегмент а — эффект передела (суммы, перераспределяемые в пользу местных производителей), b— эффект защиты (потери в связи с более низкой эффективностью местного производства по сравнению с зарубежным), d – эффект потребления (потери в размерах потребления из-за роста цен). Сегмент с+е представляет собой эффект доходов (дополнительная прибыль иностранных производителей из-за роста цен), в котором подсегмент с достается иностранным производителям, расположившимся на территории данной страны, а подсегмент е — представляет возросшие издержки производства. Совокупные экономические потери страны составляют b+e+d.

   Ограничительное   воздействие   этой меры на импорт очевидно, так же как и экономические издержки, которые перекладываются на потребителей. Помогая сохранить рабочие места, требование о содержании местных компонентов приводит к снижению эффективности экономики в целом.[2. С. 245]

   Итак, методы скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. В их число входят технические барьеры – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм; внутренние налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на продажу); государственные закупки преимущественно местной продукции и дискриминация против иностранной; требование о содержании местных компонентов в производимых товарах, с тем чтобы поддержать занятость и ограничить импорт.

   Финансирование  как метод торговой политики предусматривает  дискриминацию против иностранных  компаний в пользу национальных производителей или экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами являются: субсидии, кредитование, демпинг.

   Если  правительство считает необходимым  стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

   Субсидия  – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

Информация о работе Государственная внешнеторговая политика