Государственная внешнеторговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы показать, что внешнеторговая политика это развитие, поддержка, стимулирование эффективного замещения импорта отечественным производством, позволяющие более полно использовать производственные мощности имеющихся отраслей, создавать рабочие места, выравнивать торговый и платежный балансы, увеличивать валютные резервы банковской системы, снижать затраты на производство и реализацию товаров, увеличивать доходы государства, а также проведение активной работы по повышению конкурентоспособности импортозамещающей продукции и продвижению ее на внешние рынки.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 2

Количественные ограничения внешней торговли: квотирование
и лицензирование…………………………………………………………….4

Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и
неэкономические методы регулирования внешней торговли……………13

Аргументы «за и «против» протекционизма………………………….....28
Заключение…………………………………………………………………….32

Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Тема 97.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

   Дополнительные аргументы против протекционизма. Аргументы в пользу протекционизма являются по меньшей мере небесспорными, они нуждаются в тщательной проверке, и во многих случаях можно найти более эффективные средства достижения тех же целей. Вместе с тем, кроме неизбежных потерь благосостояния протекционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны последствия.

   Вряд  ли можно ожидать, что политика протекционизма, проводимая одной страной, не вызовет  ответных мер со стороны ее торговых партнеров. Другими словами, следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных или нетарифных ограничений внешней торговли скорее всего станет сокращение и ее экспорта, а значит снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон. Такой сценарий развития событий в реальной действительности далеко не редок.

   Протекционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономическое последствия  

   Вывод: Аргументы в пользу протекционизма: стимулирование производства и увеличение занятости, защита молодых отраслей, увеличение доходов государственного бюджета, обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Аргументы против протекционизма: обострение межгосударственных противоречий, сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   В Республике Беларусь внешнеторговая политика строится на основе сочетания принципов свободной торговли и протекционизма, что позволяет реализовать стратегию формирования экспортоориентированного и импортозамещающего производства и соответствует стране, которая решает проблемы открытости своей экономики и идет по пути догоняющего развития.

  Государства используют нетарифные методы торговой политики. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население.

  В первом вопросе курсовой работы раскрыли, что такое количественные ограничения и что они являются основным нетарифным методом торговой политики и включают в себя квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта. Что квота определяет количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Какое экономическое различие между тарифом и квотой, что оно заключается в разном содержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Показали что, лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Они бывают разовые, генеральные, глобальные и автоматические, а их распределение между экспортерами или импортерами происходит на основе либо конкурса, либо явных предпочтений или на внеценовой основе.

  Во  втором вопросе раскрыли другие виды торговой политики – это добровольное ограничение экспорта и оно представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством экспортирующей страны под политическим давлением со стороны импортера.

  Так же методы скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. В их число входят технические барьеры – это требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции; государственные закупки преимущественно местной продукции и дискриминация против иностранной; требование о содержании местных компонентов в производимых товарах, с тем чтобы поддержать занятость и ограничить импорт.

  Финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг. Субсидии – это денежные выплаты, направленные на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта, они бывают внутренние и экспортные. Крайним случаем субсидирования экспорта выступает демпинг – это продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Для защиты от преднамеренного демпинга страны используют антидемпинговые пошлины.

  На  двустороннем уровне торговые отношения между странами регулируются двусторонними торговыми договорами и соглашениями, устанавливающими юридическую базу осуществления торговли, включая режим наибольшего благоприятствования или национальный режим, который предоставляется в стране иностранным товарам, услугам, капиталу, физическим и юридическим лицам.

   В третьем вопросе показаны аргументы  за и против протекционизма. Аргументы в пользу протекционизма – это стимулирование производства и увеличение занятости, защита молодых отраслей, увеличение доходов государственного бюджета, обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Аргументы против протекционизма – обострение межгосударственных противоречий, сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЛИТЕРАТУРА 

   
  1. Агапова, Т. А. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина; под общ. ред. проф. А. В. Сидоровича. 8-е изд. М.: Дело и Сервис, 2007. 496 с.
  2. Киреев, А.П. Международная экономика: учебник. В 2 ч. /А. Киреев. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М.: Междунар. отношения, 2000. 416 с.
  3. Кругман, П.Р. Международная экономика. Теория и политика: учебник для вузов / П. Р. Кругман, М. Обстфельд; пер. с англ. под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. М.: Юнити, 1997. 831 с.
  4. Курс экономической теории: учебник / М. Н. Чепурин [и др.]; под общ. ред.  М.Н. Чепурина. 5-е изд. Киров: АСА, 2006. 832 с.
  5. Линдерт, П.Х. Экономика мирохозяйственных связей / П.Х. Линдерт: под. общ. ред.  О.В. Ивановой; пер. с англ.  М.: Прогресс, 1992. 520 с.
  6. Миклашевская, Н.А. Международная экономика: учебник / Н.А. Миклашевская, А.В. Холопов; под ред. проф. А.В. Сидоровича. 2-е изд., доп.  М.: Дело и Сервис, 2000. 352 с.
  7. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие /   С.Ю. Кричевский, М.И. Плотницкий, Г.В. Турбан [и др.]; под общ. ред. М.И. Плотницкого, Г.В. Турбан. Минск: ООО «Современная школа», 2006. 664 с.
  8. Носова, С.С. Экономическая теория. Элементарный курс: учеб. пособие /  С.С. Носова.  М.: КНОРУС, 2008. 520 с.
  9. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. М.: ВЛАДОС, 2003. 560 с.
  10. Сальваторе, Д.Р. Международная экономика / Д.Р. Сальваторе; под ред. проф. Г.Н. Котова, пер. с англ. М.: 1998.  618 с.
  11. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон, В. Нордхаус. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. 688 с.
  12. Самуэльсон, П. Экономика: учеб. пособие / П. Самуэльсон, В. Нордхаус;  пер. с англ. 16-е изд.,  М.: Изд. Дом «Вильямс», 2000. 585 с.

Информация о работе Государственная внешнеторговая политика