Финансовая система и финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой - из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Финансовая система и финансовая политика государства…………4
1.1 Понятие финансовой системы, ее задачи………………………………….4
1.2 Структура государственных финансов…………………………………….7
1.3 Финансовая политика государства………………………………………..11
1.4 Основные проблемы в функционировании финансовой системы РФ….15
1.5 Перспективы совершенствования финансовой системы РФ…………….21
Глава 2. Анализ Федерального Бюджета……………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованных источников литературы……………………………..42
Приложение………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

текст.doc

— 555.50 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………………2 

Глава 1. Финансовая система и финансовая политика государства…………4 

1.1 Понятие финансовой  системы, ее задачи………………………………….4

1.2 Структура государственных финансов…………………………………….7

1.3 Финансовая  политика государства………………………………………..11

1.4 Основные проблемы  в функционировании финансовой  системы РФ….15

1.5 Перспективы  совершенствования финансовой системы  РФ…………….21 

Глава 2. Анализ Федерального Бюджета……………………………………..28 

Заключение………………………………………………………………………40 

Список использованных источников литературы……………………………..42 

Приложение………………………………………………………………………44 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Государственные финансы — это  искусство 

     передавать  деньги из рук в  руки

     до  тех пор, пока они  не исчезнут.

     Роберт  Сарнофф 

     В последние годы в России в условиях рыночного хозяйствования отмечается стремительный рост роли государства во всех областях человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Финансовая система государства - это один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и благосостояние населения, с этим связана актуальность темы курсовой работы. 

       Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой - из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

     Объектом  курсовой работы являются показатели, влияющие на текущее состояние финансовой системы Российской Федерации. 

     Предметом исследования является оценка финансовой системы и меры по улучшению ее  текущего состояния.

     

      Цель работы: изучение основных моментов теории финансов и аспекты современного состояния финансовой системы в России.

     Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 

  • рассмотреть  структуру финансовой системы России;
  • выявить основные проблемы финансовой системы России, в частности при формировании бюджета;
  • определить перспективы решение проблемы и  направления дальнейшего развития.
 

     Курсовая  работа состоит из двух глав.

В первой главе раскрывается необходимость  и сущность финансов.

     В главе 1.1. изучается понятие финансовой системы, и ее задачи

     В главе 1.2.  рассматривается структура  государственных финансов России.

     В главе 1.3.  рассматривается понятие финансовой политики государства, ее цели и составляющие.

     В главе 1.4. рассматриваются и анализируются проблемы напрямую связанные с функционированием финансовой системы.

     В главе 1.5.  предлагаются пути по решению  проблем и улучшению финансового  состояния России 

Во второй главе  анализируется  Федеральный закон о федеральном бюджете на 2011 год и на  плановый период 2012 и 2013  годов.  
 
 
 
 

Глава 1. Финансовая система  и финансовая политика государства 

1.1 Понятие финансовой  системы, ее задачи 

     Финансовая система представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

     Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

  • государственный бюджет;
  • внебюджетные фонды;
  • государственный кредит;
  • фонды страхования;
  • фондовый рынок;
  • финансы предприятий.

     Все перечисленные финансовые отношения можно разбить на 2 подсистемы: общегосударственные финансы  и финансы хозяйствующих субъектов. Общегосударственные финансы обеспечивают  потребности расширенного воспроизводства  на макроуровне, а финансы хозяйствующих субъектов используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

      Главным звеном финансовой системы традиционно считается бюджетная сфера. Перераспределение через бюджет должно обеспечивать нормальное развитие производства и средств производства. Тоже самое, касается производственной и непроизводственной сферы, промышленности, сельского хозяйства и других диспропорций.

Финансовая  система1 может быть представлена также как совокупность трех основных звеньев:

    • государственные финансы;
    • финансы хозяйствующих субъектов;
    • финансы граждан.
 

     Каждое  звено финансовой системы выполняет  конкретные задачи:

  1. Задачей государственных финансов является сосредоточение финансовых ресурсов в фондах государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование нужд общества.
  2. Перед финансами хозяйствующего субъекта стоит задача формирования своих денежных фондов и использования их на основе эффективного управления денежным потоком.
  3. В задачу финансов граждан входит формирование доходов и их использование.

     В структуре государственных финансов главным элементом выступают бюджеты трех уровней (в соответствии с бюджетным кодексом РФ):

  1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. Бюджеты субъектов Федерации (бюджеты республик, края, области);
  3. Местные бюджеты – городские, районные сельские.
 

     Возможны  разные принципы построения взаимоотношений  между бюджетами разных уровней. В настоящее время в России взаимоотношения бюджетов разных уровней  строятся на принципе фискального федерализма: бюджеты нижестоящих уровней  функционируют автономно, т.е. не включают свои доходы и расходы в бюджеты вышестоящих уровней.  

       Еще одно представление финансовой  системы основано на учете  роли субъекта в общественном  производстве. В этом случае финансовая  система рассматривается как совокупность:  

  • финансов  предприятий, учреждений, организаций;
  • страхования;
  • кредитования;
  • государственных финансов.
 

        Здесь важным является разделение  субъектов финансовых отношений  как организаторов страховой  защиты и государственного регулирования от непосредственных участников производства.

Таким образом, в рамках финансовой системы  выделяется совокупность, или подсистема, финансовых отношений, возникающих  у хозяйствующих субъектов. Тем  самым подчеркивается значительная роль финансов хозяйствующих субъектов в жизнедеятельности государства.

Одной из составляющих подсистем финансовой системы государства является совокупность государственных органов и учреждений, непосредственно осуществляющих финансовую работу. Для этого в стране создана  разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений. К ним относятся: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, таможенные органы Российской Федерации, кредитные органы, государственные социальные внебюджетные фонды. 

1.2 Структура государственных  финансов 

      Государственные финансы2 являются частью общей финансовой системы и связаны с перераспределением стоимости ВВП в денежной форме через налоговые и неналоговые методы. Они занимают важное место в модели рыночного хозяйства и группировке экономики по секторам с целью анализа финансовых потоков. Так, движение денежных потоков осуществляется по следующим секторам экономики: 

  • нефинансовые корпоративные и квази-корпоративные предприятия;
  • финансовые учреждения;
  • страховые предприятия;
  • органы государственного управления;
  • частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
  • домашние хозяйства.
 

     Формирование и использование  финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в форме различных фондов денежных средств. Мобилизация доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды осуществляется в форме: 

  • налоговых доходов;
  • неналоговых доходов;
  • безвозмездных перечислений.
 

      При этом органы государственной власти Российской Федерации имеют право на привлечение как внутренних, так и внешних источников финансирования бюджета, а органы местного самоуправления права на внешние заимствования не имеют.

      С учетом финансов некоммерческого  сектора (в части реализации  задач по производству смешанных  общественных благ) применяется  более широкое понятие «финансы  общественного сектора». Оно включает  в себя отношения по поводу  системного перераспределения государственных, муниципальных финансов и ресурсов негосударственного некоммерческого сектора экономики на основе взаимосвязи интересов федерального, субфедерального, муниципальных уровней управления и населения в целях достижения устойчивого социально-экономического развития общества. Критерием, позволяющим объединить общественные финансы в отдельную подсистему, является достижение единой цели — обеспечение производства и доставка потребителям общественных благ, предоставление которых осуществляется либо государством, либо рынком и некоммерческим сектором (смешанные общественные блага). 

       Структурно к финансам общественного  сектора как части финансовой  системы относятся: 

1) государственные  финансы (федеральный бюджет, бюджеты  субъектов Федерации, государственный кредит, государственные внебюджетные фонды);

2) муниципальные  финансы (местный бюджет);

3) финансы  некоммерческого сектора в части  реализации задач по производству  смешанных общественных благ. 

       Для определения величины финансов общественного сектора России на современном этапе следует иметь в виду следующее. Первая их составляющая — величина государственных и муниципальных финансов. Ключевым элементом является консолидированный бюджет РФ, включая консолидированные бюджеты субъектов РФ; к ним добавляется величина бюджетов государственных внебюджетных фондов. Что же касается финансовых ресурсов некоммерческого сектора, их размер в силу ограниченности системных статистических данных может быть определен пока лишь экспертным путем. Данные подтверждают, что доля ВВП, перераспределяемого через консолидированный бюджет РФ, за десять последних лет составляла от четверти до трети ВВП. Около 7% ВВП аккумулируется в бюджетах государственных внебюджетных фондов, являющихся составной частью государственных финансов. 

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства