Финансовая система и финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой - из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Финансовая система и финансовая политика государства…………4
1.1 Понятие финансовой системы, ее задачи………………………………….4
1.2 Структура государственных финансов…………………………………….7
1.3 Финансовая политика государства………………………………………..11
1.4 Основные проблемы в функционировании финансовой системы РФ….15
1.5 Перспективы совершенствования финансовой системы РФ…………….21
Глава 2. Анализ Федерального Бюджета……………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованных источников литературы……………………………..42
Приложение………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

текст.doc

— 555.50 Кб (Скачать)

     Раскрытие соответствующей информации позволит инвесторам учитывать политику того или иного инвестиционного института в отношении рисков, в том числе рисков корпоративного управления эмитентов, и принять взвешенное решение в отношении передачи в управление своих средств, а инвестиционные институты это стимулировало бы к продуманному осуществлению управления принятых ими средств.

     Консолидация  институтов финансовой инфраструктуры необходима. Однако она должна сопровождаться резким повышением эффективности работы антимонопольных органов и других органов государственного регулирования - как фондового рынка (ФСФР), так и банковского сообщества (Банк России). До сих пор в России всякая консолидация на любом рынке сопровождалась резким повышением цен, которые потребители были вынуждены платить за товары или услуги, предлагаемые такими укрупненными структурами. И это с учетом того, что тарифы на многие финансовые услуги и сейчас являются завышенными (достаточно вспомнить ставки по потребительскому кредитованию, размер вознаграждения некоторых управляющих компаний, штрафы за досрочный вывод средств и т. п.). Очевидно, что продолжение такой негативной традиции в условиях консолидации институтов финансовой инфраструктуры приведет не к расширению масштаба финансового рынка, а к концентрации вокруг небольшого числа богатых клиентов. В свою очередь это не будет способствовать устойчивости рынка и направлению средств рядовых граждан на инвестирование и накопление. 

Глава 2. Анализ Федерального  Бюджета 
 

              Федеральный закон о федеральном бюджете на 2011 год и на  плановый период 2012 и 2013  годов  принят Государственной Думой 24 ноября 2010 года и одобрен Советом Федерации 13 декабря 2010 года. Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2011 год составил 8,8 трлн. рублей, на 2012 и 2013 год в сумме 9,5 и 10,4 трлн. рублей. Расходы федерального бюджета на 2011 год прогнозируются в размере 10,7 трлн. руб., на 2012 год 11,2 трлн. руб., а в 2013 году 12,2 трлн. руб..  Также прогнозируется дефицит федерального бюджета в сумме 1,81 трлн. рублей в 2011 году, 1,73 трлн. рублей в 2012 году и 1,80 трлн. рублей в 2013 году. 

       Проведем сравнительный анализ расходной и доходной части федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, а также посмотрим динамику с 2009  по 2013 года.  

Основные  показатели  федерального бюджета на 2010  год и проекта федерального бюджета на 2011 - 2013 годы 

Основные  показатели проекта  федерального бюджета 2010 год 2011 год (прогноз) 2012 год (прогноз) 2013 год (прогноз)
Млрд. руб. % от ВВП Млрд. руб. % от ВВП Млрд. руб. % от ВВП Млрд. руб. % от ВВП
Доходы, всего 7860,9 17,4 8844,6 17,6 9503,5 17 10379,9 16,8
Нефтегазовые  доходы 3737,2 8,3 4090,0 8,1 4390,0 7,9 4653,2 7,5
Доходы (без учета нефтегазовых доходов)  
4123,7
 
9,1
 
4754,6
 
9,5
 
5113,5
 
9,1
 
5726,7
 
9,3
Расходы, всего 10232,8 22,7 10658,6 21,2 11237,9 20,1 12175,6 19,7
Процентные  расходы 280,3 0,6 389,9 0,8 518,4 0,9 600,7 1,0
Непроцентные  расходы 9952,5 22,1 10268,7 20,4 10719,5 19,2 11574,9 18,7
Условно утвержденные расходы         419,3 3,7 798,3 6,6
 

Таблица 1

    Снижение  прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, а также снижением курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи и экспорта нефти.

Увеличение  доходов (без учета нефтегазовых доходов) федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость, а также увеличение поступлений по акцизам. 

Структура доходов федерального бюджета (млрд. руб.) 

Показатели 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
отчет % к ВВП оценка % к ВВП прогноз % к ВВП прогноз % к ВВП прогноз % к ВВП
Доходы, всего 7337,8 18,8 7860,9 17,4 8844,6 17,6 9503,5 17 10379,9 16,8
В том числе:                    
Нефтегазовые  доходы 2984,0 7,6 3737,2 8,3 4090,0 8,1 4390,0 7,9 4653,2 7,5
Доля  нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, %  
 
40,7
   
 
47,5
   
 
46,2
   
 
46,2
   
 
44,8
 
НДПИ 969,2 2,5 1335,6 3,0 1384,7 2,8 1501,7 2,7 1607,5 2,6
Таможенные  пошлины  
2014,8
 
5,2
 
2401,6
 
5,3
 
2705,3
 
5,3
 
2888,3
 
5,2
 
3045,7
 
4,9
Ненефтегазовые  доходы  
4353,8
 
11,2
 
4123,7
 
9,1
 
4754,6
 
9,5
 
5113,5
 
9,1
 
5726,7
 
9,3
Доля  ненефтегазовых доходов  в общем объеме доходов, %  
 
59,3
   
 
52,5
   
 
53,8
   
 
53,8
   
 
55,2
 
НДС 2050,0 5,2 2334,6 5,2 2835,5 5,6 3142,9 5,6 3512,9 5,7
Налог на прибыль организаций  
195,4
 
0,5
 
227,7
 
0,5
 
253,3
 
0,5
 
270,2
 
0,5
 
294,3
 
0,5
ЕСН 509,8 1,3 32,1 0,1            
Акцизы 101,5 0,3 136,6 0,3 258,3 0,5 308,1 0,6 417,6 0,7
НДПИ (без нефтегазовых доходов)  
12,4
 
0,03
 
14,4
 
0,03
 
15,9
 
0,03
 
20,5
 
0,04
 
27,0
 
0,04
Таможенные  пошлины (без нефтегазовых доходов)  
 
494,6
 
 
1,3
 
 
568,8
 
 
1,3
 
 
685,6
 
 
1,4
 
 
743,9
 
 
1,3
 
 
825,3
 
 
1,3

Таблица 2

       Прогнозируется снижение нефтегазовых доходов в % к ВВП и их доли в общем объеме доходов.

Некоторое увеличение показателя, характеризующего отношение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП, в 2011 - 2013 годах по сравнению с 2010 годом связано в основном с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость (с 5,2 % ВВП в 2010 году до 5,7 % ВВП в 2013 году) и акцизам (с 0,3 % ВВП в 2010 году до 0,7 % ВВП в 2013 году). 

Основные  риски для федерального бюджета  на 2011 — 2013 годы связаны с возможным  снижением бюджетных доходов  в связи с более низкими  ценами на нефть марки «Юралс»  и нефтепродукты, а также укреплением курса рубля по сравнению с долларом США и евро. 

По расчетам Счетной палаты, при снижении цены на нефть марки «Юралс» с запланированных  показателей до 60 долларов США за баррель уменьшение нефтегазовых доходов  федерального бюджета может составить в 2011 году около 750 млрд. рублей, в 2012 год и 2013 годах - примерно по 950 млрд. рублей. При повышении цены на нефть до 100 долларов США за баррель в очередном бюджетном цикле дополнительные доходы федерального бюджета могут составить примерно 1,7 трлн. рублей в год. 

При укреплении рубля по отношению к доллару  США на 1 рубль уменьшение нефтегазовых доходов федерального бюджета может  составить в 2011 - 2013 годах около 50 млрд. рублей ежегодно.

Формирование  доходов федерального бюджета на 2011 - 2013 годы осуществляется в условиях изменений, вносимых в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и касающихся увеличения вывозных таможенных пошлин и индексации акцизов, ставок НДПИ по газу и нефти, которые приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 году на 274,3 млрд. рублей, или на 0,5 % ВВП, в 2012 году - на 338,3 млрд. рублей, или на 0,6 % ВВП, в 2013 году - на 530 млрд. рублей, или на 0,9 % ВВП. 
 
 
 
 

Прирост доходов федерального бюджета (млрд. руб.)

Таблица 3

Показатели  
 
2009 год
2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
оценка Прирост к предыдущему  году (%) прогноз Прирост к предыдущему  году (%) прогноз Прирост к предыдущему  году (%) прогноз Прирост к предыдущему  году (%)
Доходы, всего 7337,8 7860,9 7,0 8844,6 12,5 9503,5 7,0 10379,9 9,2
В том числе:                  
Нефтегазовые  доходы 2984,0 3737,2 25,0 4090,0 9,4 4390,0 7,3 4653,2 6,0
Доля  нефтегазовых доходов  в общем объеме доходов, %  
 
40,7
 
 
47,5
 
 
16,7
 
 
46,2
 
 
-2,7
 
 
46,2
 
 
0 
 
 
44,8
 
 
-3,0
НДПИ 969,2 1335,6 37,8 1384,7 3,7 1501,7 8,4 1607,5 7,0
Таможенные  пошлины  
2014,8
 
2401,6
 
19,2
 
2705,3
 
12,6
 
2888,3
 
6,8
 
3045,7
 
5,4
Ненефтегазовые  доходы  
4353,8
 
4123,7
 
-5,3
 
4754,6
 
15,3
 
5113,5
 
7,5
 
5726,7
 
12,0
Доля  ненефтегазовых доходов  в общем объеме доходов, %  
 
59,3
 
 
52,5
 
 
-11,5
 
 
53,8
 
 
2,5
 
 
53,8
 
 
0
 
 
55,2
 
 
2,6
НДС 2050,0 2334,6 13,9 2835,5 21,5 3142,9 10,8 3512,9 11,8
Налог на прибыль организаций  
195,4
 
227,7
 
16,5
 
253,3
 
11,2
 
270,2
 
6,6
 
294,3
 
8,9
ЕСН 509,8 32,1 -94 0   0   0  
Акцизы 101,5 136,6 34,6 258,3 89,1 308,1 19,3 417,6 35,5
НДПИ (без нефтегазовых доходов)  
12,4
 
14,4
 
16,1
 
15,9
 
10,4
 
20,5
 
28,9
 
27,0
 
31,7
Таможенные  пошлины (без нефтегазовых доходов)  
 
494,6
 
 
568,8
 
 
15,0
 
 
685,6
 
 
20,5
 
 
743,9
 
 
8,5
 
 
825,3
 
 
10,9

Что касается горизонтального анализа доходов  федерального бюджета, то из таблицы 3 видно, что наибольший прирост в 2011 году  наблюдается по следующим  показателям: акцизы (89,1%-121,7 млрд. руб.), НДС (21,5%-500 млрд. руб.) и таможенные пошлины без нефтегазовых доходов (20,5%-116,8 млрд. руб.). Наибольший прирост прогнозируемых показателей на 2012 и 2013 года составляет:  по акцизам (19,3% и 35,5%),  по НДПИ без учета нефтегазовых доходов (28,9% и 31,7%).  Указанные изменения связаны с увеличением ставки НДПИ на газ с 2011 года, индексацией ставок НДПИ на нефть с 2012 года, отменой льготной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири, установлением ставок вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти, в размере 56 %, 58 %, 60 % ставок пошлины на нефть в 2011 - 2013 годах, индексацией акцизов на табак, алкоголь, вино, пиво, горюче-смазочные материалы. 

   Прирост доходов федерального бюджета в 2013 году по сравнению с 2010 годом составит 2 519,0 млрд. рублей, или 32 %. В 2011 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличатся на 983,7 млрд. рублей, или на 12,5 %, в 2012 году - на 658,9 млрд. рублей, или на 7,5 %, в 2013 году - на 876,4 млрд. рублей, или на 9,2 %. 
 

Структура основных налоговых  и неналоговых  доходов федерального бюджета на 2011 -2013 год представлена в следующей таблице:

( в % к общей сумме  доходов) 

Основные  виды доходов 2011 год

прогноз

2012 год

прогноз

2013 год

прогноз

Налог на прибыль организации 2,9 2,5 2,8
Налог на добавленную стоимость (НДС) 32,1 33,1 33,8
Акцизы 2,9 3,2 4,0
Налог на добычу полезных ископаемых 15,8 16,0 15,7
Таможенные  пошлины 38,3 38,2 37,3
Прочие  доходы 8,0 6,7 6,4

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства