Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:08, курсовая работа
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой - из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Финансовая система и финансовая политика государства…………4
1.1 Понятие финансовой системы, ее задачи………………………………….4
1.2 Структура государственных финансов…………………………………….7
1.3 Финансовая политика государства………………………………………..11
1.4 Основные проблемы в функционировании финансовой системы РФ….15
1.5 Перспективы совершенствования финансовой системы РФ…………….21
Глава 2. Анализ Федерального Бюджета……………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованных источников литературы……………………………..42
Приложение………………………………………………………………………
Под государственными и муниципальные
финансами (ГМФ) понимаются денежные отношения,
возникающие в распределительном процессе
в связи с формированием денежных средств
у органов государственной власти и местного
самоуправления и их использованием на
удовлетворение социальных потребностей
граждан, регулирование экономики, финансирование
национальной обороны и правоохранительной
деятельности, управления и других расходов
государства и муниципальных образований.
Государственные расходы включают финансовые
ресурсы, направляемые органами государственной
власти из бюджетов соответствующих уровней
и государственных внебюджетных фондов
на финансовое обеспечение возложенных
на них задач и функций.
Так, финансовые потоки, управляемые или
регулируемые государством, в странах
с развитой рыночной экономикой составляют
от 20 до 50% ВВП (в зависимости от доли социального
фактора в экономической политике государств).
Наиболее высока доля государства в использовании
ВВП в странах с социально ориентированной
экономикой, что непосредственно влияет
на коэффициент Джини3. Чем выше
значение этого показателя, тем более
неравномерно распределены доходы в обществе.
В России он возрос с 0,260 в 1991 г. до 0,441 в
2009 г., намного превысив уровень экономически
развитых стран с рыночной экономикой.
1.3
Финансовая политика
государства
Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций и является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.
Целями финансовой политики могут являться: политические цели, т.е. достижение целей в области внешней и внутренней политики; экономические цели, достижение целей в области экономики на различном уровне; социальные цели, достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).
Финансовая
политика, как совокупность целенаправленных
действий с использование финансовых
инструментов, рычагов и стимулов
может быть реализована на различном
уровне:
В
качестве важнейших составляющих финансовой
политики на уровне государства выступают:
Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи: обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; рациональное распределение и использование финансовых ресурсов; организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране; выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.
Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти - это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Из вышесказанного следует, государственная финансовая политика это элемент макроэкономической политики.
В настоящее время
1.4
Основные проблемы
в функционировании
финансовой системы
РФ
Экономический рост, благоприятная экономическая конъюнктура на протяжении ряда лет и вместе с тем неудовлетворенность сегодняшней моделью экономического роста, понимание зависимости развития российской экономики от мировой финансовой системы – все это остро ставит вопрос о стратегических перспективах российской экономики и финансовой системы России.
Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию - это главный централизованный фонд денежных средств государства.
Государственный бюджет - основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы.
Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги - подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.
Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.
В современной России существует ряд проблем, связанных с формированием бюджета страны. Рассмотрим их4:
Инфляция. Как известно, прогнозы по инфляции, скорректированные под влиянием мирового кризиса, будут пересмотрены в связи с корректировкой бюджета на 2011 год. Депутаты остановились на предложенной правительством цифре – 6,5-7,5%. Минэкономразвития не ожидает существенного роста доходов в 2010 и 2011 годах. При этом параметры денежной и курсовой политики позволяют достичь цели снижения инфляции. Напомним, что изначально в бюджет 2008 года закладывалась цифра 7%. Но цены росли так быстро, что правительству и ЦБ не оставалось ничего другого, кроме как изменить прогноз до 10,5– 11,8%. К середине октября инфляция покорила и этот рубеж, поэтому Минфин скорректировал годовой прогноз до 13% .
Между тем повлияло на инфляцию углубление кризиса и его распространение на сферу производства и торговли. Начался спад доходов населения и заметное снижение платежеспособного спроса. Тогда инфляция действительно начала снижаться. Однако с другой стороны, будущее российской валюты до сих пор остается туманным. Сейчас, когда евро стал расти, аналитики отказываются от своих прогнозов касательно паритета доллар-евро. Также на сегодняшний день эксперты расходятся в предположениях курса доллара по отношению к рублю в долгосрочной перспективе и не исключают девальвации российской валюты Центробанком. Ее следствием станет удорожание импортных товаров – как инвестиционных, так и потребительских, а также ряда услуг типа отдыха за границей. Как бы то ни было, на сегодняшний день никто из экономистов не верит в достижимость параметра 7% инфляции по итогам 2011 года. Независимые эксперты не сомневаются, что меньше 13% мы не увидим.
В настоящее время инфляция в России за период с 15 по 21 марта 2011 года составила 0,1%, с начала месяца — 0,4%, с начала года — 3,6%. Такие данные сегодня приводит Федеральная служба государственной статистики (Росстат). В прошлом году (на отчетный период) инфляция с начала месяца составила 0,5%, с начала года — 3,1%, в целом за март — 0,6%. По итогам 2010 года инфляция в России достигла 8,8%, за 2009 год — также 8,8%.
По данным Росстата, за отчетную неделю подорожали: пшено — на 2,4%, гречневая крупа и яйца — на 1,8%, говядина, пшеничный хлеб, мука и печенье — на 0,4-0,7%. Снизились цены на сахар-песок и куры — на 0,5% и 0,2% соответственно. Плодоовощная продукция в среднем стала дороже на 0,1%. Цены на бензин снизились на 0,2%, на дизельное топливо — на 0,5%.
Как ранее заявлял вице-
Политика в области бюджетных доходов и расходов. В новом трехлетнем бюджете Правительством Российской Федерации прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты. Прогнозируется снижение нефтегазовых доходов в % к ВВП и их доли в общем объеме доходов. Так, доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета должна увеличиться с 8 844,6 млрд. руб. в 2011 году до 10 379,9 в 2013 году, а по отношению к ВВП снизиться - с 17,6% до 16,8%.
Формирование доходов федерального бюджета на 2011 - 2013 годы осуществляется в условиях изменений, вносимых в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и касающихся увеличения вывозных таможенных пошлин и индексации акцизов, ставок НДПИ по газу и нефти, которые приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 году на 274,3 млрд. рублей, или на 0,5 % ВВП, в 2012 году - на 338,3 млрд. рублей, или на 0,6 % ВВП, в 2013 году - на 530 млрд. рублей, или на 0,9 % ВВП.
Законом предусматривается увеличение непроцентных расходов в 2011 году по сравнению с предыдущим годом на 316,2 млрд. рублей, в 2012 году - на 450,8 млрд. рублей, в 2013 году - на 855,4 млрд. рублей.
В уходящем 2010 году отмечалось продолжительное возрождение российской экономики, однако во втором полугодии темпы экономического роста замедлились из-за ослабления тенденции восстановления в главных экономических субъектах мира и беспрецедентной засухи в стране. В грядущем году России предстоит решить такие задачи, как сдерживание инфляции, сокращение финансового дефицита, расширение внутреннего спроса и др. При этом во внешней экономической среде существует большая неопределенность, в этой связи возможности российского правительства в сфере контроля за экономикой и принятия решений столкнутся с вызовами.
Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства