Финансовая система и финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой - из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Финансовая система и финансовая политика государства…………4
1.1 Понятие финансовой системы, ее задачи………………………………….4
1.2 Структура государственных финансов…………………………………….7
1.3 Финансовая политика государства………………………………………..11
1.4 Основные проблемы в функционировании финансовой системы РФ….15
1.5 Перспективы совершенствования финансовой системы РФ…………….21
Глава 2. Анализ Федерального Бюджета……………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованных источников литературы……………………………..42
Приложение………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

текст.doc

— 555.50 Кб (Скачать)

Таблица 4

Таким образом, проанализировав таблицу  4 можно сделать вывод о том, что основную долю доходов федерального бюджета в 2011 - 2013 годах будут составлять доходы от уплаты налога на добавленную стоимость   (32,1 %, 33,1 %, 33,8 %), таможенных пошлин (38,3 %, 38,2 %, 37,3 %), налога на добычу полезных ископаемых (15,8 %, 16 %, 15,7 %). 

Расходы федерального бюджета  в 2010 - 2013 годах по разделам классификации  расходов бюджетов

( млрд. руб.) 

Наименование  разделов 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Оценка в % к итогу Проект в % к итогу Проект в % к итогу Проект в % к итогу
ВСЕГО 10232,8 100 10658,6 100 11237,9 100 12 175,6 100
Условно утвержденные расходы          
419,3
 
3,7
 
798,3
 
6,6
ВСЕГО (без учета условно  утвержденных расходов)  
10232,8
 
100
 
10658,6
 
100
 
10818,6
 
96,3
 
11377,3
 
93,4
в том числе:                
Общегосударственные вопросы  
800,2
 
7,8
 
863,8
 
8,1
 
794,5
 
7,2
 
771,7
 
6,3
Национальная  оборона 1276,8 12,5 1517,1 14,3 1655,7 14,7 2098,6 17,2
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность  
 
1109,1
 
 
10,8
 
 
1215,5
 
 
11,4
 
 
1193,4
 
 
10,6
 
 
1182,8
 
 
9,7
Национальная  экономика  
1600,3
 
15,7
 
1760,2
 
16,5
 
1747,7
 
15,5
 
1637,9
 
13,5
ЖКХ 223,3 2,2 216,5 2,0 94,3 0,8 78,7 0,6
Охрана  окружающей среды  
13,3
 
0,2
 
16,8
 
0,2
 
17,4
 
0,2
 
16,7
 
0,2
Образование 444,0 4,4 516,6 4,8 516,0 4,6 519,4 4,3
Культура, кинематография  
74,6
 
0,7
 
82,0
 
0,8
 
78,8
 
0,7
 
76,0
 
0,6
Здравоохранение 430,1 4,2 466,1 4,4 481,7 4,3 432,9 3,6
Социальная  политика 3316,4 32,4 2940,5 27,6 3185,8 28,3 3437,5 28,2
Физическая  культура и спорт  
34,0
 
0,3
 
42,5
 
0,4
 
28,8
 
0,3
 
26,0
 
0,2
СМИ 54,8 0,5 61,3 0,6 62,3 0,6 56,0 0,5
Обслуживание  государственного и  муниципального долга  
280,3
 
2,8
 
389,9
 
3,6
 
518,4
 
4,6
 
600,7
 
4,9
Межбюджетные  трансферты общего характера  
575,6
 
5,6
 
569,8
 
5,3
 
443,8
 
4,0
 
442,4
 
3,7

Таблица 5 

    Объем расходов федерального бюджета в 2013 году по сравнению с 2010 годом в номинальном выражении увеличится на 1 942,8 млрд. рублей, или на 19 %, при тенденции к сокращению их доли в ВВП с 22,7 % в 2010 году до 19,7 % в 2013 году. В реальном выражении общий объем расходов по сравнению с предыдущим периодом снизится в 2011 году на 2,7 % в 2012 году на 1,4 %, в 2013 году вырастет на 2,3 %.

Данные  расходы федерального бюджета на 2011 - 2013 годы по сравнению с 2010 годом сформированы с учетом изменения классификации расходов бюджетов. Количество разделов классификации расходов бюджетов увеличено с 11 до 14 разделов, в том числе из раздела «Общегосударственные вопросы» выделены в отдельный раздел расходы по обслуживанию государственного и муниципального долга, из раздела «Здравоохранение, физическая культура и спорт» - расходы, направляемые на физическую культуру и спорт, из раздела «Культура, кинематография и средства массовой информации» - расходы, направляемые на средства массовой информации. 

В новом  разделе «Межбюджетные трансферты общего характера» отражены дотации, направляемые на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность бюджетов субъектов  Российской Федерации. Другие межбюджетные трансферты, предусмотренные из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, распределены по разделам классификации расходов бюджетов в соответствии с их функциональной направленностью. 

    В структуре общего объема расходов федерального бюджета 1-е место занимают расходы, направляемые на социальную политику (2011 год - 27,6 %, 2012 год - 28,3 %, 2013 год - 28,2 %), 2-е место - расходы на национальную экономику (2011 год - 16,5 %, 2012 год - 15,5 %, 2013 год - 13,5 %), 3-е место - расходы на национальную оборону (2011 год - 14,3 %, 2012 год - 14,7 %, 2013 год - 17,2 %), которые к 2013 году будут опережать расходы на национальную экономику. 

В номинальном  выражении в 2013 году темпы роста  не процентных расходов федерального бюджета предусматриваются выше темпов роста экономики (ВВП) на 3,5 процентного пункта, при этом сохраняются риски неэффективного расходования бюджетных средств.

Условно утвержденные расходы федерального бюджета (не распределяемые в 2011 году) предусматриваются на 2012 год в сумме 419,3 млрд. рублей, или 3,7 % общей суммы расходов, на 2013 год - 798,3 млрд. рублей, или 6,6 % общей суммы расходов. Частью 3 статьи 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что общий объем условно утвержденных расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на плановый период на первый год планового периода устанавливается в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода - в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета. 

Доходы, расходы и дефицит  бюджетов бюджетных  систем Российской Федерации  и отдельных развитых стран в % к ВВП7

  2009 год 2010 год оценка 2011 год прогноз 2012 год прогноз 2013 год прогноз
Россия          
Доходы 34,0 33,2 34,8 34,0 33,2
Расходы 40,9 39,4 38,9 37,6 36,3
Дефицит 6,9 6,2 4,2 3,6 3,1
Германия          
Доходы 44,4 42,5 42,0 42,0 42,0
Расходы 47,6 48,0 47,0 46,0 45,0
Дефицит 3,2 5,5 5,0 4,0 3,03,0
Великобритания          
Доходы 36,6 37,2 38,0 38,4 38,7
Расходы 47,5 47,3 45,5 43,9 42,2
Дефицит 10,9 10,1 7,5 5,5 3,5
Франция          
Доходы 47,7 47,6 48,6 49,1 49,8
Расходы 55,6 55,8 54,6 53,7 52,8
Дефицит 7,9 8,2 6,0 4,6 3,0
Италия          
Доходы 46,4 45,9 45,5 45,6 Нет данных
Расходы 51,7 50,9 49,9 49,5 Нет данных
Дефицит 5,3 5,0 4,4 3,9 Нет данных

Таблица 6 

     Уровень дефицита федерального бюджета Российской Федерации (4,2% ВВП - в 2011 году, 3,6 % ВВП - в 2012 году и 3,1 % ВВП - в 2013 году) существенно ниже уровня дефицита федерального бюджета США, который прогнозируется в 2011 году на уровне 8,3 % ВВП, в 2012 году - 5,1 % ВВП, в 2013 году - 4,2 % ВВП.

      По сравнению со странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) уровень дефицита федерального бюджета Российской Федерации несколько ниже дефицита бюджета Индии (5,5 % ВВП - в 2010 - 2011 годах, 4,8 % ВВП - в 2011 - 2012 годах и 4,1 % ВВП - в 2012 - 2013 годах) и примерно соответствует дефициту бюджета Бразилии (3 % в 2011 году) и Китая (3 % ВВП в 2010 - 2013 годах). В странах СНГ, таких, как Белоруссия, Украина, Казахстан, дефицит прогнозируется в 2011 - 2013 годах в пределах 2-4,1 % ВВП. 

     Дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, и государственных заимствований, в 2012 и 2013 годах – за счет средств от приватизации федеральной собственности и государственных заимствований.

      Однако по итогам января в России неожиданно зафиксирован профицит федерального бюджета в размере 121,54 млрд. руб., или 3,6% от ВВП, как сообщает Министерство финансов. Это первый месячный профицит бюджета РФ с начала 2009г.

В январе 2011г. в федеральный бюджет РФ поступили  доходы на сумму 799,65 млрд. руб., что составляет 9% от общего объема запланированных доходов на текущий год.  

     Федеральной налоговой службой в январе 2011г. в доходы бюджета РФ перечислено 365,03 млрд. руб. (10,3% к прогнозным показателям), Федеральной таможенной службой - 337,58 млрд. руб. (6,5% к прогнозным показателям), Федеральным агентством по управлению государственным имуществом - 1,17 млрд. руб. (1,2%). Другими федеральными органами в федеральный бюджет РФ перечислено 128,37 млрд. руб. (25% к прогнозу).  

    По итогам прошлого года дефицит федерального бюджета РФ составил 1,79 трлн. руб., или 6,2% от ВВП. Официальный прогноз по дефициту бюджета на 2010г. составлял 5,3% от ВВП.

 

    В 2011г., по оценкам главы Минфина Алексея Кудрина, дефицит федерального бюджета РФ составит меньше 3% ВВП. Как ранее рассказывал министр, при цене на нефть в 75 долл./барр. дефицит бюджета в этом году составил бы 3,6% от ВВП, однако в официальных прогнозах эта цифра составляет 4,2 % от ВВП. 
 
 
 
 

Заключение 

     Данная  курсовая работа была направлена на изучение темы «Финансовое состояние современной России и резервы его улучшения». Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что финансовая система государства – включает в себя все финансовые отношения в стране, кроме того, совокупность фондов денежных средств и финансовый аппарат управления.  В наше время проблемы связанные с финансами волнуют мировое сообщество. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т.п. - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.

        В ходе выполнения курсовой работы рассматривались следующие вопросы: понятие финансовой системы и ее задачи; структура государственных финансов; финансовая политика государства; основные проблемы в функционировании финансовой системы РФ; перспективы совершенствования финансовой системы РФ.

       В России финансовая система состоит из государственного бюджета, и бюджетов субъектов и муниципальных властей, частных финансов. Основу финансовой системы составляет государственный бюджет и банковский сектор экономики. Однако в России существует целый ряд проблем, которые мешают нашей финансовой системе нормально развиваться:

    • высокие темпы роста инфляции;
    • замедленные темпы экономического роста, связанные с восстановлением в посткризисное время;
    • зависимость российской экономики от мировых цен на нефть.
 

       Совершенствование финансовой системы должно проводиться не в отдельных ее составных частях, а систематически, т.е. всех элементов: банковского сектора, фондового рынка, госбюджета и т.д. В ходе курсовой работы были выделены основные направления совершенствования финансовой системы:

    •       изменение финансовой политики в аспекте инновационного развития страны;
    • ускорения развития инновационной деятельности предприятий отечественного производства;
    • пересмотр политики использования нефтегазовых доходов;
    • совершенствования банковского сектора в финансовой системе.

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства