Финансовая система и финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является раскрытие закономерности развития финансовых отношений в финансовой системе; определение значимости налогов в финансовой системе.

Задачами работы является раскрытие сущности, функций, финансовых отношений, финансовой системы, налогов и финансовой политики.

Оглавление

Введение.
1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность
и структура.
2. Сущность, виды и функции налогов.
3. Особенности финансовой политики в России на современном
этапе.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

КАФЕДРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

На  тему «Финансовая система

и финансовая политика государства» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа 2006

 

Содержание

 

      Введение

       Финансы любого государства составляют целостную  систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать: а) совокупность финансовых институтов, способствующие образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность.

       Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

       Актуальность  данной работы заключается в том, что финансовая политика государства является в нынешних условиях главным фактором выхода из кризиса, организации экономического развития, именно она совершенствует рыночные отношения и обеспечивает решение социальных вопросов.

       Целью данной курсовой является раскрытие  закономерности развития финансовых отношений в финансовой системе; определение значимости налогов в финансовой системе.

       Задачами  работы является раскрытие сущности, функций, финансовых отношений, финансовой системы, налогов и финансовой политики.

       Данная  работа состоит из трех глав: в первой главе я рассмотрела понятия финансовых отношений и финансовой системы, во второй главе - сущность и функции налогов, в третьей – финансовую политику, ее сущность и цели, а также финансовую политику России в настоящее время.

       При написании работы были использованы материалы учебных пособий, учебников, журналов, а также данные из глобальной сети Интернет. 
1 Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура

      1.1 Сущность и структура финансовых отношений

      Финансы – это система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средства на основе распределения и перераспределения национального дохода.

      Совокупность  денежных отношений, возникающих в  связи с движением средств денежных, образуют финансовые отношения.

      Социально-экономическая  сущность финансовых отношений заключается в исследовании – за счет каких источников государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах их использует. [4, с.14]

      К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

    • Государством и предприятиями (организациями) по уплате налогов и других платежей в бюджет,  а также по финансированию из бюджета ряда затрат предприятий;
    • Государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
    • Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и резервов;
    • Предприятиями и внебюджетными фондами при внесении страховых взносов в эти фонды;
    • Предприятиями и банками при получении кредитов, уплате процентов за кредит, хранении денежных средств на счетах в банках;
    • Предприятиями и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая;
    • Предприятиями и работниками, занятыми на этих предприятиях при выплате заработной платы из фонда оплаты труда;
    • Предприятиями и организациями в процессе из производственной и коммерческой деятельности при расчетах за приобретенные товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергии), а также при реализации готовой продукции и оказания услуг. Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм собственности (Т-Д) и возникают финансовые отношения, в результате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов.

      Совокупность  экономических отношений, возникающих  государством, предприятиями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств, образуют финансовые отношения.

      В условиях рыночных преобразований экономики  заметно меняется система финансовых отношений. Так, расширяются отношения государства с хозяйствующими субъектами в связи с ростом налогов и неналоговых платежей, предоставлением дотаций и субсидий, углублением сферы деятельности коммерческих организаций и банков.

      В понятие «финансы» включается совокупность всех финансовых отношений, а также совокупность средств денежных фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий (организаций). К финансам относятся также отношения по поводу образования и использования кредита.

      Вместе  с тем не все денежные отношения  являются финансовыми. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и с использованием фондов денежных средств.

      В систему финансовых отношений не входят те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен, то есть розничный товарооборот, оплату транспортных, коммунальных, зрелищных и других услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения и наследования денег. Это общественные отношения, они регулируются гражданским, административным отраслями права.

      Финансовые  отношения охватывают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. По мере развития производительных сил, роста национального богатства реализуются и финансовые отношения. Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране ВВП, ВВП в свою очередь включает в себя оплату труда, валовую прибыль экономики и налоги. При этом налоги формируют доходы государства, как регулятора экономики и условий хозяйствования. Распределительные отношения проявляются в форме финансовых отношений, которые включают в себя налоговые на стадии распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Финансовая категория налогов носит объективный характер, отражает действующие финансовые отношения, которые имеют место в обществе. Эта категория выражает общие закономерности свойственные всем финансовым отношениям, так как налоги находятся в тесной взаимосвязи с другими финансовыми категориями (государственными расходами, государственным кредитом, ценой, заработной платой). Государство может максимально реализовывать возложенные на него социальные функции при условии построения максимального налогообложения хозяйствующих субъектов.[5, 47 c.]

      Таким образом, если налогоплательщик отдает часть своих доходов в пользу государства, то он вправе рассчитывать на выгоду от реализации социальных программ государства.

 

      1.2 Сущность и структура  финансовой системы

      Финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

    Финансовая система – сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность. Финансовая система РФ включает финансы властных структур, финансы самодеятельных субъектов экономической сферы. Схема финансовой системы Российской Федерации представлена на рис. 1

Рис. 1 Основные звенья финансовой системы России

    Главным звеном финансовой системы государства  является государственный бюджет, бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [БК РФ, ст. 6]. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.

      Финансы властных структур обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы самодеятельных хозяйствующих субъектов экономической сферы, обеспечивающие воспроизводственный процесс денежными средствами на микроуровне.

      Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.[5, с.48]

      Государственные и муниципальные финансы как  сфера финансовой системы характеризуются тесным взаимодействием структурных звеньев между собой и со сферой финансов субъектов хозяйствования. Внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета внебюджетным фондам на некоторые целевых расходы. Государственные и муниципальные финансы состоят из трех уровней. Схема финансов властных структур представлена на рис. 2.

      Рис. 2 Финансы властных структур

        Важная роль, которую  выполняет государство в области  экономического и социального развития приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

        Внебюджетные фонды  как часть сферы государственных  и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязь с финансами субъектов хозяйствования – при уплате организациями и  индивидуальными предприятиями страховых взносов, налогов и других платежей и при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов; с бюджетом – при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами – при передаче некоторых средств одним фондом другому. [5, с.42]

      Следует отметить, что под термином «финансовая  система» в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе, но и совокупность финансовых учреждений в стране.

      Одной из составляющей части финансовых отношений являются налоговые отношения. С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства, необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.

 

      2. Сущность, виды и  функции налогов

      2.1 Налоги, значение и сущность

      В настоящее время термином "налоговые  платежи" охватываются только два вида обязательных бюджетных платежей - налоги и сборы.

      Статья 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сущность налога состоит именно в отчуждении принадлежащих частным лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Речь идет о законном изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. При этом часть собственности налогоплательщиков - физических лиц и организаций - в денежной форме переходит в собственность государства.

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства