Финансовая система и финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является раскрытие закономерности развития финансовых отношений в финансовой системе; определение значимости налогов в финансовой системе.

Задачами работы является раскрытие сущности, функций, финансовых отношений, финансовой системы, налогов и финансовой политики.

Оглавление

Введение.
1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность
и структура.
2. Сущность, виды и функции налогов.
3. Особенности финансовой политики в России на современном
этапе.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

      Взыскание налога - не произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

      Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся: императивно-обязательный характер; индивидуальная безвозмездность; денежная форма; публичный и нецелевой характер налогов.

      НК  РФ определяет налог как исключительно  денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения согласно п.3 ст.45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. [12, с. 22]

      Налоговая система - совокупность предусмотренных  налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

      К ним относятся:

      1) объект налога - это доходы, стоимость  отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

      2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое  лицо;

      3) источник налога - т.е. доход, из  которого выплачивается налог;

      4) ставка налога - величина налога  с единицы объекта налога;

      5) налоговая льгота - полное или  частичное освобождение плательщика от налога.[7, с.13]

      Основными принципами налогообложения являются:

      Принцип всеобщности налогообложения –  каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

      Принцип равенства налогообложения – предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом;

      Принцип справедливости – учитывается фактическая  способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства;

      Принцип соразмерности, или экономической  сбалансированности, - учитывается  сбалансированность интересов налогоплательщика  и казны государства;

      Принцип отрицания обратной силы закона –  законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия;

      Принцип однократности обложения – один  и тот же объект может облагаться налогом одного и того же вида и только один раз за определенный законом период налогообложения;

      Принцип льготности налогообложения – налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков (как юридических, так и физических лиц) льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.

      Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства – каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке;

      Принцип недискриминационности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный  характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками [8, c.11].

      Федеральная налоговая служба России включает 26 управлений, состоит из межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам, управлений ФНС по субъектам Российской Федерации, территориальных налоговых органов. Схематично структура налоговой системы Российской Федерации представлена в Приложении 1.[www.nalog.ru]

 

      2.2 Виды и функции  налогов

      Важнейшим группировочным признаком является уровень взимания и распоряжения налогами.

      В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. [Часть 1 гл. 2 ст.12 НК РФ]

      Согласно  ст. 13 НК РФ к федеральным налогам  и сборам относятся:

      1) налог на добавленную стоимость;

      2) акцизы;

      3) налог на доходы физических  лиц;

      4) единый социальный налог;

      5) налог на прибыль организаций;

      6) налог на добычу полезных ископаемых;

      7) водный налог;

      8) сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

      9) государственная пошлина.

      Согласно  статьи 14 НК РФ к региональным налогам  относятся:

      1) налог на имущество организаций;

      2) налог на игорный бизнес;

      3) транспортный налог.

      Согласно  статьи 14 НК РФ к местным налогам относятся:

      1) земельный налог;

      2) налог на имущество физических  лиц.

      Налоги  и сборы, составляющие систему налогообложения, классифицируются по различным признакам. Общая схема классификация налогов представлена на рис. 2 Схема классификации налогов.

 

 Рис. 2 Схема классификации налогов

      По  характеру налогового изъятия налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги зависят от величины доходов и размера имущества: чем больше доход, тем больше величина прямого налога. Высокая доля прямых налогов свидетельствует о стабильном, устойчивом развитии экономики. Косвенные налоги не зависят от величины доходов и размера имущества. Они включаются в цену продукции, которая оплачивается потребителем.

      По  характеру использования налоги делятся на общие и специальные. Общие налоги поступают в единую казну государства (субъекта Федерации), обезличиваются и используются для общегосударственных целей. Специальные налоги и сборы имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные целевые фонды, аккумулируемые в бюджете.

      Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и применяемый в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся.

      В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.

      Сущность  налогов проявляется через их функции. Выделяют три основные функции налогов: фискальную, экономическую, контрольную.

      Фискальная  функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования. Название данной функции происходит от латинского слова fiscus, что в переводе означает «корзина».

      Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфунции, влияющие на воспроизводственный процесс, как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом. [8, c. 16].

      Экономическая функция реализуется через налоговое  регулирование, которое является составной  частью государственного регулирования  экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономических инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиций, темпы экономического рост, а также стимулирование отдельных отраслей экономики.

      Распределительная функция налогов выступает в  виде использования налоговой в  качестве инструмента при  распределении  и перераспределении ВВП. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня зачисления налогов.[13, с. 36]

      Стимулирующая функция налогов, органично дополняющая  регулирующую функцию, проявляется в дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.

      Социальная  функция налогов проявляется  в применении налоговых методов  поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и инвалидов, платежи в государственные социальные внебюджетные фонды непосредственно направленные на обеспечение социальной защищенности и государственные гарантий членам общества, нуждающимся в первоочередной поддержке, финансирование государственных социальных программ.

      Воспроизводственная функция налогов предполагает зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и использование средства на мероприятия, прежде всего природоохранного назначения и дорожного хозяйства

      Контрольная функция. Анализ динамики налоговых  поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами осуществляющими контроль за правильностью исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным предоставлением налоговой отчетности [7, с. 18]. К ним относятся органы Федеральной налоговой службы России, Государственный таможенный комитет, Министерство финансов РФ, государственные внебюджетные фонды.

      Согласно  Приложению 7 Федерального закона от 19.12.2006 № 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) сумма поступления от налогов и сборов составит 4 280 336 200,00 тыс. руб.

      Таблица 1

      Поступления доходов в федеральный бюджет в 2007 году [3, прил. 7]

      (тыс.  руб.)

Наименование  доходов Сумма
Налоги  на прибыль, доходы 580 408 800,00
Налоги  и взносы на социальные нужды 368 773 900,00
Налоги  на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1 485 042 900,00
Налоги  на товары, ввозимые на территорию РФ 713 432 800,00
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 068 990 200,00
Государственная пошлина, сборы 26 314 400,00
Доходы  от внешнеэкономической деятельности 2 455 079 800,00
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 99 780 600,00
Платежи при пользовании природными ресурсами 37 373 200,00
Доходы  от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 118 694 600,00
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов 2 231 300,00
Административные  платежи и сборы 3 782 200,00
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 2 172 100,00
Прочие  неналоговые доходы 2 758 400,00
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей 482 000,00
Всего доходов  6 965 317 200,00

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства