Внешнеторговая политика государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:06, контрольная работа

Краткое описание

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений,- мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Сущность политики фритредерства и политики протекционизма……………5
Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг.……8
Тесты……………………………………………………………………………..15
Список использованной литературы………………………………………..….

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство  по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по мировой экономике на тему:

«Внешнеторговая политика государств»

 

 

Преподаватель

Студент:

Факультет: Учетно-статистический

 №группы: 2 курс,

 №дела:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2009г.

План работы

 

Введение………………………………………………………………………….3

Сущность политики фритредерства  и политики протекционизма……………5

Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг.……8

Тесты……………………………………………………………………………..15

Список использованной литературы………………………………………..….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Международные экономические  отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений,- мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

К числу важнейших  форм мировых экономических отношений  относятся:

— международная торговля товарами и услугами;

— движение капиталов  и зарубежных инвестиций;

— миграция рабочей силы;

— межстрановая кооперация производства;

— обмен в области науки и техники;

— валютно-кредитные отношения.

Хотя различные формы международных  экономических связей развиваются во взаимодействии, в реализации каждой из них есть своя специфика, что позволяет говорить о них как о составных частях структуры мирового хозяйства. В структуру мирового хозяйства входят мировые рынки товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, международная валютная система, международная кредитно-финансовая система, сфера обмена в области науки, техники и информации, международный туризм и др. 
Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств через национальные границы ускоряет развитие и совершенствование всемирной инфраструктуры. Наряду с крайне важной транспортной системой (морской, речной, воздушный, железнодорожный транспорт) все большее значение для развития мировой экономики приобретает мировая сеть информационных коммуникаций. 
Международный обмен все больше смещается от материализованных в товарах форм связей («видимая торговля») к нематериализованным, т.е. к увеличению обмена научно-техническими достижениями производственным и управленческим опытом, другими видами услуг («невидимая торговля»).

Заметно растет их объем и в международном  обмене, в частности, такой их составляющей, как «нематериальный» информационный капитал: базы данных, программное обеспечение, организационное знание и т.п. Развитие информационной инфраструктуры зависит от уровня развития промышленности. Но и конкурентоспособность самой промышленности во все большей мере определяется информационной составляющей. Информационная ситуация в стране, подключенность к каналам мировых сетей информационных коммуникаций стала во многом определять роль и место страны в международном разделении труда и во всемирном хозяйстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность политики фритредерства и политики протекционизма.

 

Традиционными основными  направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм  и фритредерство.

Протекционизм — это теория и практика регулирования государством внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции.

Фритредерство — это политика невмешательства государства в международные отношения.

Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX в. в процессе соперничества с фритредерством. Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах. Представители этой теории указывают на тот очевидный факт, что под защитой протекционизма проходили становление и развитие американская, германская, французская промышленность и национальный капитал.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших  и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

Кроме того, протекционистские  меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации  национальной промышленности, когда  государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.

В периоды серьезных  обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции1.

Основными отрицательными чертами этой политики, являются следующие:

1)  протекционизму  присуща определенная нелогичность: ставя целью достижение положительного  сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса;

2)  в  условиях  протекционизма  секторы  национальной  экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии;

3)  протекционизм обладает  определенным мультиплицирующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что если для одних отраслей технологической цепочки введена протекционистская защита, то ее потребуют также и технологически связанные с ними отрасли;

4)  протекционизм наносит  ущерб экономическим интересам  потребителей: отечественный потребитель дороже платит как за импортный, облагаемый таможенной пошлиной товар, так и за товары национальной промышленности;

5)  в условиях протекционизма  национальная экономика не может глубоко использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.

Положительным в этой политике является предоставление государством благоприятных условий для развития национального производства.

«Разумный госпротекционизм поможет российским производителям сохранить свои позиции на мировом рынке. Такого мнения придерживается вице-премьер Сергей Иванов.

Иванов: Нам необходима многосторонняя система поддержки промышленного экспорта. Прежде всего, в таких конкурентоспособных областях, как космос, атомная энергетика, авиа- и судостроение. Сегодня, в условиях мировой финансовой нестабильности, без разумного государственного протекционизма нашим товаропроизводителям будет сложно сохранить свои позиции на мировых рынках.

Иванов отметил, что  активная внешнеторговая политика государства  является важным фактором долгосрочного  роста экономики и ее инновационного развития».2

В последнее время  все более широкое распространение получает политика фритредерства или свободной торговли, которая заключается в невмешательстве государства в международную торговлю. На сегодняшний день считается, что такая политика позволяет наиболее эффективно реализовать преимущество международного разделения труда и максимизировать доходы от внешней торговли. Фритредерство является противоположностью ортодоксальной политики протекционизма, однако она имеет положительные и отрицательные стороны. К положительным относится:

  1. она стимулирует процессы конкуренции среди национальных производителей, так и на мировом рынке в целом.
  2. позволяет осуществлять торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ.
  3. создает большие возможности для углубления в международные специализации, следствием которой является рост производительности труда.
  4. сближает национальные экономики и этим создает возможность для все более масштабного производства, то есть эффект от масштаба.

Признавая ценность свободы  торговли, А.Смит считал необходимым  избегать чрезмерной перенасыщенности национального рынка иностранными товарами, так как это ухудшает ситуацию для отечественных производителей и может увеличить в стране безработицу.

В мире не существует ни одной страны в которой бы абсолютно  соблюдалась политика фритредерства, она всегда в разных дозах сочетается с политикой протекционизма.

В связи с быстро текущим процессом глобализации, удельный вес политики фритредерства возрастает и это находит выражение в том, что большая часть стран мира (154 страны из 200) являются членами ВТО.

 

 

Тарифные и  нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг.

Инструменты государственного регулирования внешней торговли по своему характеру делятся на:

— тарифные — основанные на использовании таможенного

тарифа;

— нетарифные — все  прочие методы.

Нетарифные методы регулирования  подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма.

Таможенный тариф —  главный инструмент торговой политики — в зависимости от контекста может определяться как:

• инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии

с мировым рынком;

•  свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

•  конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины3.

Таможенная  пошлина представляет собой вид косвенного налога, увеличивающего стоимость и цену товара. Это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта; или экспорта.

Таможенная пошлина  выполняет ряд функций.

1.  Фискальную, которая относится как к импортным, таких экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета (пополняет государственный бюджет).

2.  Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных товаропроизводителей от нежелательной иностранной конкуренции.

3.  Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Тарифная квота — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной, ставке тарифа4.

«Федеральной таможенной службой России введен буквенный код для Абхазии – AB – в связи с признанием независимости республики, а также возросшим внешнеэкономическим товарооборотом и увеличением количества стран – торговых партнеров Абхазии.»5.

Нетарифные  ограничения (НТО) — это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки и/или экспорту отечественных товаров на внешние рынки.

В настоящее время  в мировой торговле применяется около 800 видов НТО, целью которых является усиление конкурентных преимуществ компаний импортирующей страны и защита национальной промышленности (национального производителя), а также жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии, национальной безопасности.

Основное преимущество НТО — гибкость и возможная  избирательность действия.

Все нетарифные меры регулирования внешней торговли делятся на два больших блока: административные (запреты или ограничения, например эмбарго — полный запрет на торговлю определенным товаром или товарами) и экономические. Последние в свою очередь подразделяются на количественные, финансовые, технические и паратарифные.

1. Количественные методы включают квотирование (контингентирование) и лицензирование экспорта и/или импорта.

Квота (контингент) —  количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. Она определяется как разность между потреблением и производством данного товара внутри страны. По направленности действия квоты разделяются на экспортные и импортные.

Информация о работе Внешнеторговая политика государств