Внешнеторговая политика государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:06, контрольная работа

Краткое описание

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений,- мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Сущность политики фритредерства и политики протекционизма……………5
Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг.……8
Тесты……………………………………………………………………………..15
Список использованной литературы………………………………………..….

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Лицензирование —  это регулирование внешней торговли через разрешения по товарной или географической структуре, выдаваемые государственными органами на экспорт и/или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Это — разрешение, выдаваемое импортеру на ввоз товара в рамках установленной квоты.

Механизм распределения  лицензий достаточно разнообразен.

•  Аукцион — продажа  лицензий на конкурсной основе. Считается  самым экономически эффективным  способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне.

• Система явных предпочтений — закрепление лицензий за определенными  фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период.

• Распределение лицензий на внеценовой основе — выдача лицензий тем фирмам, которые осуществляли импорт (экспорт) наиболее эффективным способом.

«Добровольное» ограничение  экспорта — количественная нетарифная мера ограничения экспорта, основанная на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить (или не расширять) объем экспорта. Это обязательство принимается в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

Общий экономический  эффект для импортера от использования «добровольных» ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших «добровольных» ограничений на свой экспорт.

2.  Финансовые методы регулирования внешней торговли основаны на оказании государством финансовой поддержки экспортеру с целью повышения конкурентоспособности национальных товаров на мировых рынках или национальному производителю с целью повысить конкурентоспособность его товара на национальном рынке и таким образом дискриминировать импорт. Финансовые методы включают субсидии, налоговые льготы, меры валютного регулирования, требования предварительной оплаты импорта и/или импортных налогов и др. Субсидирование национального производства считается предпочтительной формой торговой политики по сравнению с импортным тарифом или квотой.

3.  Технические барьеры — скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Они основаны на различии в технических и прочих стандартах в стране производителя и потребителя.

Наиболее распространенные барьеры — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и проч.

Так, в странах ЕС с 1993 г. действует директива о защите потребителей, обязывающая производителей потребительских товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан информировать потребителей обо всех рисках, связанных с использованием товара.

4. Паратарифные ограничения включают косвенные налоги, сборы и платежи, увеличивающие стоимость импортируемого товара. Они направлены на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти6.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
(по методологии платежного баланса; в фактически действовавших ценах; миллионов долларов США)

 

Экспорт.  Импорт.

2005

2006

2007

2005

2006

2007

Всего

243798

303550

354401

125434

164281

223486

в том числе:

           

со странами дальнего зарубежья

210249

260168

300567

103535

140236

191696

со странами СНГ

33549

43382

53834

21899

24045

31790


 

Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что внешняя торговля Российской Федерации за последние несколько лет имеет положительную динамику роста.

 

 

Демпинг.

 

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке  является демпинг, когда экспортер  продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию; во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

В соответствии с правилами  ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводит антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование  с целью установления самого факта  демпинга и ущерба от него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты

1. Свободная торговля как вид  внешнеторговой политики (выберите  верный ответ):

а) поддерживает субъектов национальной экономики;

б) используется для сохранения экономической безопасности в период международной напряженности;

в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке;

г) защищает новые  отрасли, возникшие как результат  НТП.

Верным является следующий ответ:

в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке, так как свободная торговля – свободное действие рыночных сил, с выходом на мировой рынок предприятия вынуждены конкурировать не только с отечественными, но и зарубежными фирмами. Поэтому конкуренция развивается и ужесточается.

2. Отметьте  нетарифные методы регулирования внешней торговли:

а) квотирование;

б) лицензирование;

в) таможенные пошлины;

г) добровольные ограничения экспорта;

д) санитарно-технические  ограничения.

Верными являются следующие ответы:

а) квотирование, б) лицензирование, г) добровольные ограничения экспорта, д) санитарно-технические ограничения. Квотирование и лицензирование – основные нетарифные методы регулирования внешней торговли согласно политике протекционизма. Они направлены на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства. Добровольные ограничения экспорта – одна из разновидностей квот, поэтому также относится к нетарифным методам. Санитарно-технические ограничения – это административные меры, относятся к техническим барьерам, т.е. контролю за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в том числе качества и безопасности, следовательно, также являются нетарифными методами.

3. Инструменты  протекционистской политики используются  государством для достижения  таких целей, как (укажите верный ответ):

а) защита новых («молодых») отраслей от воздействия  конкуренции зарубежных предпринимателей;

б) рост занятости  населения внутри страны;

в) предотвращение демпинга;

г) обеспечение  национальной экономической безопасности;

д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма;

е) верны только ответы а) и в).

Верным ответом  является:

д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма. Протекционизм – политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Мировая экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. Л.В.Шкваря. – М.: 2007- 320с.
  2. Мировая экономика: Учебник / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: Проспект 2007.

Внешнеэкономические новости  /http://www.alta.ru/_news/show_news.php?sid=2&nid=11011/

  1. Новая политика /Интернет – журнал/ http://www.novopol.ru/text57526.html
  2. Российский статистический ежегодник 2008г.

1 Мировая экономика: Учебник / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: Проспект 2007, стр 116-117.

2 Новая политика /Интернет – журнал/ http://www.novopol.ru/text57526.html

3 Мировая экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. Л.В.Шкваря. – М.: 2007-стр. 187.

4 Мировая экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. Л.В.Шкваря. – М.: 2007-стр. 188.

5 Внешнеэкономические новости / http://www.alta.ru/_news/show_news.php?sid=2&nid=11011/ 

6 Мировая экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. Л.В.Шкваря. – М.: 2007- стр. 189-191.




Информация о работе Внешнеторговая политика государств