Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:29, курсовая работа
В условиях административно-командной системы большинство принципов научного менеджмента были неприемлемы. Переход к рыночной экономике дает простор для его применения. Однако не следует забывать, при всей его универсальности менеджмент - часть американской национальной культуры, что не позволяет точно копировать его в наших производственных отношениях.
Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации». Файоль достиг известности благодаря своим идеям. Его первая статья, посвященная этой теории, вышла в 1900 г., а книга «Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль» в 1916 г. [8, С. – 11.]
Цель работы рассмотреть какой вклад внес Фойоль в науку об управлении, какие универсальные принципы управления были созданы.
ВВЕДЕНИЕ
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Техническая функция
2.2. Коммерческая функция
2.3. Финансовая функция
2.4. Страховая функция
2.5. Учетная функция
2.6. Административная функция
ВАЖНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ УСТАНОВОК, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Разделение труда
4.2. Власть — ответственность
4.3. Дисциплина
4.4. Единство распорядительства
4.5. Единство руководства
4.6. Подчинение частных интересов общим
4.7. Вознаграждение персонала
4.8. Централизация
4.9. Иерархия
4.10. Порядок
4.11. Справедливость
4.12. Постоянство состава персонала
4.13. Инициатива
4.14. Единение персонала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Так же ли бесспорно относится сюда и распорядительство? Нет, не обязательно: распорядительство можно было бы изучать и отдельно. Но я решил включить его сюда по следующим соображениям:
1. Подбор и формирование
персонала и создание
2. Большинство принципов
3. Эта группировка,
сверх того, имеет ту выгоду, что
создает очень важную функцию,
достойную того, чтобы привлечь
и сосредоточить на себе вниман
Итак, я предлагаю следующее определение:
УПРАВЛЯТЬ — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;
предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;
организовывать, то есть строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;
распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать;
координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;
контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.
При таком понимании управление не является ни исключительной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью начальника или директоров предприятия; это функция, разделяемая между головой и членами социального тела, подобно другим существенным функциям.
Административная функция ясно отличается от пяти других существенных функций.
Важно не смешивать ее с правлением.
Править — значит вести предприятие к его цели, стремясь извлечь возможно большие выгоды из всех ресурсов, которыми оно располагает; значит обеспечить действие шести существенных функций.
Управление же является лишь одной из шести функций, действие которых должно быть обеспечено правлением. Но в роли крупных директоров оно занимает такое значительное место, что иногда может казаться, будто роль эта исключительно административная.
Каждой группе операций, или существенной функции, соответствует специальная установка. Различаются установки: техническая, коммерческая, финансовая, административная и т. д.
Каждая из этих установок покоится на совокупности качеств и знаний, которые можно свести к следующим шести рубрикам:
1. Физические качества: здоровье, сила, ловкость.
2. Умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума.
3. Нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства.
4. Общее развитие: запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемой функции.
5. Специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо одной функции — будь то технической, будь то коммерческой, будь то финансовой, будь то административной и т. д.
6. Опыт: знания, вытекающие из практики; воспоминания об уроках, лично извлеченных из фактов.
Такова совокупность качеств, навыков и знаний, создающих какую-либо из существенных установок; эта совокупность охватывает физические, умственные и нравственные качества, общее развитие, опыт и определенные специальные знания, относящиеся к выполняемой функции.
Важность каждого из элементов, составляющих установку, находится в соответствии с природой и важностью функции.
В простейшем предприятии, где все функции выполняются одним лишь лицом, объем необходимых установок, очевидно, сужен.
В крупном же предприятии, где выполняются важные и разнообразные операции, персонал должен обладать многочисленными установками в высокой степени; но, ввиду того что функции распределены между большим числом агентов, каждый из агентов обычно обладает лишь небольшим числом установок совокупности.
Хотя этот материал мало поддается числовому выражению, я попытался выразить цифрами важность каждой установки в квалификации агентов и руководителей предприятия.
В таблице 1 я сравнил
необходимые установки у
В таблице 2 я сравнил
необходимые установки у
Затем, констатируя, что выводы, сделанные на основе первой таблицы, приложимы к агентам любых функций промышленного предприятия и что выводы, сделанные на основе второй таблицы, приложимы к руководителям предприятий любого вида, я пришел к следующим общим заключениям:
В предприятиях всех видов существенной установкой низших агентов является характерная для данного вида предприятия профессиональная установка, а существенной установкой главных руководителей является административная установка.
ТАБЛИЦА 1
Важность установок, которыми должен обладать персонал технической функции крупного промышленного предприятия
Этот персонал составляет следующий иерархический ряд: рабочие, мастера, заведующие мастерскими, заведующие отделами, начальники служб, директор.
Если предприятие охватывает несколько больших различных учреждений, то иерархический ряд дополняется главным директором.
И если предприятие является
видом государственной
Таблица 1
Категории служащих |
Установки |
Полная квалификация | |||||
административная |
техническая |
коммерческая |
финансовая |
страховая |
учётная | ||
Большое учреждение | |||||||
Рабочий |
5 |
85 |
― |
― |
5 |
5 |
100(a) |
Мастер |
15 |
60 |
5 |
― |
10 |
10 |
100(b) |
Начальник мастерской |
25 |
45 |
5 |
― |
10 |
15 |
100(c) |
Начальник отделения |
30 |
30 |
5 |
5 |
10 |
20 |
100(d) |
Начальник технической службы |
35 |
30 |
10 |
5 |
10 |
10 |
100(e) |
Директор |
40 |
15 |
15 |
10 |
10 |
10 |
100(f) |
Несколько объединённых учреждений | |||||||
Главный директор |
50 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
100(g) |
Государственная промышленность | |||||||
Министр |
50 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
100(h) |
Глава государства |
60 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
100(i) |
Таблица 1 указывает долю каждой из существенных
установок в полной квалификации какого-либо
агента.
Эта полная квалификация во всех случаях изображается цифрой 100 — для совершенного агента, будет ли то рабочий, начальник службы или глава государства.
Следует заметить, что задача здесь не в том, чтобы сравнивать между собою квалификацию рабочего с квалификацией мастера, или квалификацией директора, или главы государства. Нет общей меры этих различных квалификаций. Единицы а, b, с, d... m, n, о, р... все — разной природы и разного значения; элементы, из которых они слагаются, трансформируются, переходя с одного иерархического уровня на другой, так что в конце концов не остается ничего общего между установкой — технической, административной или какой-либо другой — низшего агента и установкой того же наименования — крупного начальника.
Я пытался выразить в таблицах 1 и 2 лишь важность различных установок, составляющих полную квалификацию агента.
Коэффициенты при различных установках, составляющих полную квалификацию того или иного агента той или иной категории, выражают мое собственное мнение; стало быть, они оспоримы, и я уверен, что будут оспариваться. Тем не менее я думаю, что, каковы бы ни оказались расхождения в численных оценках, выводы, которые я делаю на основе таблицы 1, останутся незыблемыми.
Вот эти выводы:
1. Главной установкой рабочего является техническая установка.
2. По мере того как
мы поднимаемся по
3. Главной установкой директора является административная установка. Чем выше иерархическая ступень, тем больше господствует эта установка.
4. Установки коммерческая, финансовая, страховая и учетная достигают наибольшего относительного значения у агентов 5-й или 6-й иерархической ступени.
По мере того как мы поднимаемся выше, относительное значение этих установок в квалификации агентов каждой категории уменьшается и стремится к одинаковому низшему пределу.
5. Начиная с 4-й или
5-й иерархической ступени, адм
Эти выводы получены исключительно из рассмотрения установок персонала технической функции — начиная с рабочего и кончая главой предприятия.
Ни один из членов этого персонала не облечен исключительно технической функцией; все выполняют в большей или меньшей степени и иные функции, и мы только что видели, что крупные директора являются больше администраторами, чем техниками.
Рассмотрение установок персонала иных функций крупного промышленного предприятия — коммерческой, финансовой страховой и учетной — дает место для подобных же наблюдений и тождественных выводов, где слова техническая установка должны быть просто заменены словами свойственная данной функции установка.
О какой бы функции ни шла речь, главной установкой низших агентов будет установка, свойственная данной функции (техническая — при промышленной функции, коммерческая — при коммерческой, финансовая — при финансовой и т. д.), а главной установкой высших агентов будет установка административная.
ТАБЛИЦА 2
Важность установок,которыми должны обладать руководители
промышленных предприятий любых размеров
Эта таблица была составлена так же, как и предыдущая. Полная квалификация отличного заведующего предприятием изображена цифрой 100.
Коэффициенты при различных установках заведующих разных категорий выражают мою личную оценку.
ТАБЛИЦА 2
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РАЗНЫХ РАЗМЕРОВ
НАЧАЛЬНИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Категории служащих |
Установки |
Полная квалификация | |||||
административная |
техническая |
коммерческая |
финансовая |
страховая |
учётная | ||
Простейшее предприятие |
15 |
40 |
20 |
10 |
5 |
10 |
100(m) |
Небольшое предприятие |
25 |
30 |
15 |
10 |
10 |
10 |
100(n) |
Среднее предприятие |
30 |
25 |
15 |
10 |
10 |
10 |
100(o) |
Крупное предприятие |
40 |
15 |
15 |
10 |
10 |
10 |
100(p) |
Очень крупное предприятие |
50 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
100(q) |
Государственное предприятие |
60 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
100(r) |
Информация о работе Система принципов управления производством по А. Файолю