Анализ принципа управления Анри Файоля

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:44, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение основных положений учения об управлении Анри Файоля1, анализ предложенных им принципов управления, а также рассмотрение значимости вклада Анри Файоля в развитие науки об управлении. Для этого сначала будет целесообразно рассмотреть эволюцию управленческой мысли.

Оглавление

Эволюция управленческой мысли………………………………….........................2
Учение об управлении Анри Файоля………………………………………………………..3
Определение управления…………………………………………………………………………4
Необходимость и важность административного образования……………....5
Общие принципы управления………………………………………………………………….6
Значение учения об управлении Анри Файоля………………………………………..7
Список литературы…………………………………………………………………………………..10

Файлы: 1 файл

Управление персоналом - Анализ принципа управления Анри Файоля.docx

— 38.32 Кб (Скачать)
МОУ ВПО «Институт права и экономики»
 
 
 
Контрольная работа
по  дисциплине: Управление персоналом
 
 
 

на тему: «Анализ принципа управления Анри Файоля». 
 

Выполнил:

ст. гр. НЗ-10-1

Яншина Н.С.

Проверил:

Григорьева  С.В.

 

Содержание

Анализ  принципа управления Анри Файоля

  1. Эволюция управленческой мысли………………………………….........................2
  2. Учение об управлении Анри Файоля………………………………………………………..3
  3. Определение управления…………………………………………………………………………4
  4. Необходимость и важность административного образования……………....5
  5. Общие принципы управления………………………………………………………………….6
  6. Значение учения об управлении Анри Файоля………………………………………..7
  7. Список литературы…………………………………………………………………………………..10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анализ  принципа управления Анри Файоля.

Целью данной работы является рассмотрение основных положений учения об управлении Анри Файоля1, анализ предложенных им принципов управления, а также рассмотрение значимости вклада Анри Файоля в развитие науки об управлении. Для этого сначала будет целесообразно рассмотреть эволюцию управленческой мысли.

Эволюция  управленческой мысли.

В процессе эволюции науки об управлении появилось  четыре основных школы управления, каждая из которых внесла свой неоценимый вклад в развитие управленческой мысли. Этими школами являются:

  1. Классическая школа (1885-1950), в которой многие выделяют школу научного управления и административную школу управления. Основные представители - Тейлор2, Гилберт, Гантт, Файоль, Урвик3.
  2. Поведенческая (бихевиористская4) школа управления (1930-1950-наст. время). Основные представители - Мэйо, Барнард, МакГрегор, Маслоу, Герцберг, МакКлелланд.
  3. Школа науки управления или количественного подхода (1950-наст. время). Основные представители - Черчмен, Форестер, Райфа .
  4. Школа ситуационного подхода (1950-наст. время). Основные представители - Берне, Сталкер, Вудворд, Томпсон.

Рассмотрим  подробнее развитие классической школы, одним из основоположников которой и является Анри Файоль. Первой концепцией классической школы управления было научное управление, которое тесно связано с работами  

Тейлора, Френка и Лилии Гилберта и Гантта. Первой фазой исследований научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Гилберты изобрели прибор и назвали его микрохронометром5. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждая из них. Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения, и тем самым повысить эффективность работы. Анри Файоль, с именем которого, как уже говорилось, и связывают появление этой школы, руководил большой французской компанией по добыче угля. Л. Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Следовательно, основной заботой основоположников административного управления была эффективность в более широком смысле слова, применительно к работе всей организации, а не только ее производственной части. Файоль и его единомышленники старались определить общие характеристики и закономерности управления организаций. Их целью было создание универсальных принципов управления, причем они исходили из идеи, что следование этим принципам обязательно приведет организацию к успеху. Данные принципы затрагивали два основных аспекта: разработка рациональной системы управления организацией и построение структуры организации и управления работниками. Следует отметить, что многие принципы управления, разработанные Файоле, до сих пор остаются практически полезными и применяются во многих организациях.

Учение  об управлении Анри Файоля

Анри Файоль начал свою карьеру инженера в I 860 году в 19-летнем возрасте. Впоследствии он стал директором и распорядителем одной из крупнейших французский металлургических компаний Комментри, Фуршамболь и Деказвиль. И хотя Файоль ранее не имел отношения к крупным металлургическим предприятиям, он приступил к делу весьма решительно и с блестящим успехом его выполнил. Подобному успеху, без сомнения, Файоль обязан не качествам техника, которыми он обладал лишь в области горного дела, но качествам администратора. Именно во время работы на высших руководящих постах и сформировались его взгляды, которые он подробно изложил в книге "Общее и промышленное управление" и впервые озвучил на II Международном съезде по управлению, проходившем в сентябре 1923 года в Брюсселе. Свою книгу Файоль писал по заметкам своей записной книжки, на основании личных наблюдений, собранных им в течение долгого служебного стажа. Далее непосредственно рассматриваются основные положения работы Файоля .

Определение управления.

Файоль считал, что все операции, встречающиеся на предприятиях, можно разбить на шесть основных групп.

  1. Техническая функция.

Это разнообразные  технические операции (производство, выделка, обработка). Файоль отмечает, что "число, разнообразие и важность технических операций и участие техников во всех без исключения видах производства, начиная с материального и кончая интеллектуальным.

  1. Коммерческая функция.

К данной функции относятся такие операции, как покупка, продажа, обмен. Она имеет важное значение, так как, если продукт не имеет сбыта, крах предприятия неизбежен. "Уметь покупать и продавать так же важно, как уметь производить". Для успешного выполнения этой функции необходимы чуткость, решительность, глубокое знание рынка и сил конкурентов, далекое предвидение и практика соглашений.

3.  Финансовая функция. 

Это привлечение  средств и распоряжение ими. "Ничто  не осуществляется без участия этой функции. Средства нужны на оплату труда  персонала, на недвижимость, на оборудование, на сырье, на выдачу дивиденда, на улучшения, на непредвиденные расходы и т.д.

4.  Страховая функция. 

В данном случае имеются ввиду страхование и охрана имущества и людей.

5.  Учетная функция. 

В основном, это бухгалтерский учет и статистика. Как пишет Файоль, «это орган зрения предприятий. Эта функция должна давать предприятию возможность знать, какие им достигнуты результаты и куда оно идет.

6.  Административная  функция. 

К этой функции  относятся операции, которые затрагивают  все остальные пять функций. Это  выработка общей программы работы предприятия, подбор его рабочего состава, координирование усилий, гармонизация действий. Все эти операции образуют особую функцию, которая обычно называется именем управления. Файоль определяет управление следующим образом: "УПРАВЛЯТЬ значит-предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

Необходимость и важность административного  образования

Каждой группе функций соответствует специальная "установка". Каждая "установка" состоит из совокупности знаний, навыков и качеств, которые Файоль делит на шесть групп:

1.      Физические качества: здоровье, сила, ловкость.

2.      Умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума.

3.      Нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства.

4.      Специальные знания: относящиеся  исключительно к какой-либо одной функции.

5.      Общее    развитие:    запас    различных    понятий,    не    относящихся исключительно  к области выполняемой функции.

6.      Опыт: знания, вытекающие из практики; воспоминания об уроках, лично  извлеченных из фактов.

Различные качества и навыки, определяющие ценность персонала предприятий, должны быть разной степени важности, соответственно характеру обязанностей служащих. Подобная административная "установка" в значительной степени приобретается деловой практикой, и что она росла бы быстрее, если бы к техническому образованию школ, готовившие инженеров, прибавляли бы административное образование, опирающееся на определенную доктрину, на систему принципов, правил, методов и действий, проверенных опытным путем. В   настоящее время начинающий не обладает ни административной доктриной, ни методом, и многие в этом отношении всю свою жизнь остаются - начинающими.

Общие принципы управления

Административная функция, в отличии от прочих функций, которые оперируют материалом и машинами, воздействует только на персонал. Правильное функционирование социального образования организации зависит от известного числа условий, которые Файоль обозначил как принципы. Однако, как отмечает Анри Файоль, "в административном начале нет ничего негибкого и абсолютного; все в нем вопрос меры. Почти никогда не приходится применять один и тот же принцип в тождественных условиях: надо учитывать различные и меняющиеся обстоятельства, различие и смену людей и много других переменных элементов. Стало быть, принципы должны быть гибки и применимы при всяких запросах. Надо уметь ими оперировать. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением." Он определил лишь те принципы, на которые ему чаще всего приходилось ссылаться. Итак, Файоль определил следующие принципы управления:

1.  разделение  труда; 

2.  власть - ответственность; 

3.  дисциплина;

4.  единство  распорядительства (командования);

5.  единство  руководства; 

6.  подчинение  частных интересов общим; 

7.  вознаграждение;

8.  централизация; 

9.  иерархия;

10.  порядок; 

11.  справедливость;

12.  постоянство  состава персонала; 

13.  инициатива;

14.  единство  персонала. 

Значение  учения об управлении Анри Файоля

Для лучшего  понимания значения учения Файоля следует сначала кратко изложить "экономическую подпочву" его взглядов, то есть историю развития организационных форм промышленных предприятий. Здесь можно выделить три основных стадии, сменяющие одна другую в течение всего этого развития. На начальной стадии собственник средств производства выступает в качестве непосредственного организатора производства. Он является единоличным хозяином, устроителем и распорядителем в своем предприятии. Процветание последнего находится в прямой зависимости от его личных качеств, коммерческого умения, опытности и деловой одаренности. Здесь же наблюдается усиленная и порой грубая эксплуатация рабочего персонала. Однако, давление конкурентной борьбы и недовольство рабочих вынуждают перенести центр тяжести организационных забот на относительное сокращение необходимого рабочего времени и, следовательно, на технические усовершенствования, повышающие производительность. Научно-технический прогресс все более усложняет средства производства и технологический процесс. Среди персонала особое почетное место получают новые функционеры - инженеры, обладающие специальным образованием и восполняющие недостаточную осведомленность предпринимателя в ставших слишком сложными технических процессах. Второй этап развития промышленных предприятий представляет собой прямое продолжение обозначенного выше положения вещей. Прежние принципы хозяйствования постепенно отмирают. Предприятие неуклонно высвобождается от личного влияния собственника, перестает зависеть от его талантов. Победа в ожесточенной конкурентной борьбе остается за предприятием, технически наиболее мощным, оборудованным и организованным с наибольшим совершенством. Одновременное усложнение производственного процесса делает главным лицом на фабрике не только ее коммерческого руководителя, а инженера. Также весьма велико влияние концентрации капитала. Укрупнение размеров предприятия и величина затрат на средства производства и оборудование, которые неуклонно растут, приводят к дальнейшим, весьма важным изменениям в формах организации промышленности. Функция согласования, направления и планирования производственных процессов в подобном масштабе вырастает в чрезвычайно сложную задачу, требующую особого аппарата, особых людей и особой квалификации. Здесь речь уже идет не о внутризаводских отношениях, не о технических знаниях инженера-конструктора. Нужно нечто большее и принципиально иного типа. Файоль, возглавляя одно из таких громадных объединений, и сформировал свои взгляды. Его учение об управлении послужило как бы ответом на возникшую необходимость обобщения накопленных знаний и навыков, на создание некой концепции управления. Это была первая попытка создания подобной концепции. Ее удачность определена временем и практикой - какие-то положения этой концепции были опровергнуты возникшими в последствии школами управления, но основная их часть, и главным образом, принципы управления, актуальны до сих пор и широко используются с различными изменениями, дополнениями и усовершенствованиями во многих организациях

Информация о работе Анализ принципа управления Анри Файоля