Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:02, шпаргалка

Краткое описание

Курс «Национальная экономика Беларуси» представляет собой систематизированное изложение теоретико-методологических и организационно-практических основ формирования нац эк-ки РБ, разработки и реализации социально-эк-кой политики гос-ва, раскрывает способы эффективного использования потенциалов нац эк-ки и функционирования хозяйственных комплексов в рыночной среде.

Файлы: 1 файл

шпоры по нац. эк.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

При отнесении ПР к субъектам малого предприним исп критерии:

кол (числ занятых на ПР, годовой V продаж, среднегодовая балансовая стоимость активов); кач (небольшая  доля рынка, управление ПР осущ лично  владелец, ПР независимо).

Небольшие размеры малых  ПРий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, динамично осваивают новые виды продукции и заполнять ниши, непривлекательные для крупного бизнеса. В РБ послед осущ меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действ законы о предприним, гос поддержке малого предприним, + спец Указ През РБ от «О гос поддержке малого предприним». + ежегод программы гос поддержки и соотв-щие региональные программы. Созданы Совет по развитию предприним при През РБ и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при СовМине РБ.

Сущ инфраструктура поддержки предприним: фонды финансовой поддержки пред-телей, центры поддержки предприним, инкубаторы малого предприним, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования.

+ работают советы по  развитию предприним, объед усилия  гос орг, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.

 

 

64 Структурная трансформация экономики РБ

Республика Беларусь после распада СССР стала самостоятельным суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других бывших республик эк-ку с многоотраслевой структурой, где преимущественную роль играли такие отрасли специализации, как машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая пром-сть, животноводство, льноводство и картофелеводство. В эк-ке Беларуси сложился целый ряд структурных деформаций как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие эк-го кризиса. Основными из них являются:• несоответствие структуры пр-ва внутреннему и внешнему спросу; • высокие энерго- и материалоемкость пр-ва, его сильная зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов; • высокий уровень физического и морального износа активной части основных произв-х фондов вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но и простого их воспроизводства; • недостаточное развитие наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.

Системный подход к решению  проблемы структурной перестройки  и повышению на ее основе конкурентоспособности  продукции означает, что недостаточно принять некий «план мероприятий» по ее улучшению — в действующей  системе эк-ких координат его  реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на стр-ру эк-ки и конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую стр-ры эк-ки, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий.

Перед системой государственного регулирования возникают новые  задачи:

• структурная модернизация экономики; • полноценное включение  механизмов рыночной конкуренции и  механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики.

При определении направлений  структурных преобразований экономики  необходимо исходить из принципов:

• многоукладности эк-ки, обеспечения равных условий хозяйствования всем юр и физическим лицам; • концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики; • постепенной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов эк-кой деят-ти; • перехода на инновационный путь развития эк-ки; • социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг; • приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости; • учета факторов глобализации эк-ки, региональной интеграции в первую очередь с Россией и др странами СНГ; • гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства; • обеспечения рационального исп-вания природно-эк-ких, демографических и др местных ресурсов; • комплексного развития производительных сил страны и ее регионов; • экологизации эк-ки, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;

 

65. Модернизация структур  реального сектора экономики

После распада  СССР прежнюю экономику необходимо было модернизировать согласно современным требованиям рыночной экономики. Необходимо, с учетом национальных особенностей, оптимально встроить белорусскую экономику в мировое хозяйство с использованием дву- и многосторонних связей; обеспечить модернизацию структуры экономики и направление роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести систему управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечить на этой базе формирование качественно новых стимулов инновационной активности. При преобразовании структуры экономики предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые, и межрегиональные пропорции (между государственным и частным секторами; производством, потреблением и накоплением; отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары, и сферой услуг; между крупным и мелким бизнесом), оптимизировать пропорции в уровне социально-экономического развития областей, усилить социальную ориентацию преобразований.

 

66 Цели и функции гос. регулирования

Госуд-ное регулир-ние экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.

Роль государства в  регулировании экономики определяется созданием условий не только для  функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов как во внутренней, тар; и во внешней политике. Для регулирования социально-экономических процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития.

Общепринято деление  методов государственного регулирования  на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование  экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий  всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками и т.д.

Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности.

Важной задачей государства  в переходный период является создание целостной системы экономических  методов регулирования. С этой целью используются:

• бюджетно-налоговая  политика; • денежно-кредитная политика;

• ценовое регулирование; • амортизационная политика;

• прямые методы регулирования  — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.

Функции государственного регулирования экономики:

За государством прежде всего должны сохраняться следующие  функции:

• эмиссия денег, денежно-кредитное  и налогово-бюджетное регулирование;

• обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;

• формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;

• обеспечение минимальных  социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

• реализация антимонопольных  мер и поддержка конкурентной среды;

• развитие науки, инновационной  деятельности и информационных технологий;

• проведение активной внешнеэкономической  политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;

• формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур  общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики  и улучшения жизнедеятельности  населения;

• поддержка социально незащищенных групп населения;

• охрана окружающей среды, совершенствование экологических  регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;

• формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства  и комплексное развитие производительных сил регионов; и др.

 

66. Цели и  функции государственного регулирования  экономики. Структура госуправления

Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.

Функции государственного регулирования экономики: • целевая; • направляющая и координирующая; • функция распределения и перераспределения; • стимулирующая; • контрольная.

Одним из важных условий  реализации государством своих функций  по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры госуправления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.

Государственная власть в РБ осуществляется на основе разделения ее на: • законодательную; • исполнительную; • судебную. Госорганы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживая и уравновешивая друг друга.

Беларусь – президентская  республика. Президент – глава  государства, обладает большими властными  полномочиями в области внешней  и внутренней политики, издает: декреты, имеющие силу закона, указы, распоряжения. Парламент – Национальное Собрание РБ – представительный и законодательный орган РБ, состоит из 2 палат: Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 человека). Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями. Правительство – Совет Министров РБ – это коллегиальный центральный орган государственного управления РБ, осуществляющий исполнительную власть в РБ. В своей деятельности Правительство полностью подотчетно Президенту. Судебная власть в РБ принадлежит только судам. В судебную систему РБ входят: • Конституционный суд; • общие суды (во главе находится Верховный Суд); • хозяйственные суды (во главе – Высший Хозяйственный Суд).

 

67 Финансовая система РБ

Финансы - совокупность эко отношений по формир, распред и исп-нию фондов ден средств, или финан ресурсов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти отношения через финансовую систему — совокупность различных сфер финан отношений, форм и методов образования и использования фондов ден средств. Она включает: бюджеты различных уровней; фонды соц, имущественного и личного страхования; валютные резервы гос; ден фонды ПР, орг, фирм, др коммерческих и некомм структур; прочие спецфонды. В организационном плане она охватывает совокупность финансовых учреждений страны. Финансово-кредитная система РБ включает бюджетную систему, банковскую систему, + финансовые средства внебюджетных фондов, ПР, учреждений, орг и граждан. На терр РБ проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Осущ переход от централизованной плановой к рыночной экономике, РБ строила систему финансов одновременно с созданием  комплекса гос институтов независимой страны: внешней политики, обороны и безопасности, нац эко, управления и др. Ключевую роль в этом процессе играли и играют становление системы финансов, пронизывающей все сферы общества и, выработка и реализация финансовой политики. Финансовая политика - совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации фин ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения гос своих функций. Фин политика - органичная часть соц-эко пол гос.

 

68. Бюджетная система 

Бюджетная система (БС) – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. БС РБ включает республиканский и местный бюджеты. Местные бюджеты делятся на: • бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские); • бюджеты базового уровня (районные и городские); • бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска). Консолидированный бюджет РБ составляют бюджеты 6 обл, г. Минска и республ бюджет. Внебюджетные фонды - средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включ в бюджет. Они формир за счет обязательных целевых отчислений. Сбалансированность бюджетов всех админ-но-терр единиц -необходимое условие бюджетно-финансовой политики. Бюджет- важный рычаг воздействия на эко и стимулирования ее роста. Основные ф-ции бюджета: перераспределение ВВП, гос регулирование и стимулирование эко, фин обеспечение соц политики.

Доходы бюджета формируются  за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также  иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в РБ могут создаваться внебюджетные фонды. БС РБ основывается на принципах: • единства; • полноты отражения доходов и расходов бюджетов; • сбалансированности бюджетов; • гласности; • самостоятельности бюджетов; • эффективности использования бюджетных средств; • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; • достоверности бюджетов; • адресности и целевого назначения бюджетных средств; • ответственности участников бюджетного процесса, реальности, и определяется админ-терр делением.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"