Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:02, шпаргалка

Краткое описание

Курс «Национальная экономика Беларуси» представляет собой систематизированное изложение теоретико-методологических и организационно-практических основ формирования нац эк-ки РБ, разработки и реализации социально-эк-кой политики гос-ва, раскрывает способы эффективного использования потенциалов нац эк-ки и функционирования хозяйственных комплексов в рыночной среде.

Файлы: 1 файл

шпоры по нац. эк.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

   ВАЖНЕЙШИМИ РЫНКАМИ   ЯВЛ-СЯ РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА (ТРУДА, КАПИТАЛА, ЗЕМЛИ), ДЕНЕЖНЫЙ, ВАЛЮТНЫЙ И ФОНДОВЫЙ РЫНКИ, СОВ-ТЬ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ.

    СИСТЕМООБРАЗ-Ю  ФУНКЦИЮ В РЫНОЧНОЙ ЭКОН-КИ  ИГРАЕТ РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗ-ВА (РЫНОК  РЕСУРСОВ).

     ФАКТОРЫ  ПРОИЗ-ВА ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВ-ВА МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА И УСЛУГИ РЕСУРСОВ ЭК-КИ. ОБЫЧНО ДЕЛЯТ НА 4 ГРУППЫ: ЗЕМЛЯ, ТРУД, КАПИТАЛ, ПРЕДПРИНИМАТ-Я ДЕЯТ-ТЬ.

В УСЛОВИЯ РЫН. ЭК-КИ ВСЕ  ФАКТОРЫ ПРОИЗВ-ВА ПОКУПАЮТСЯ И ПРОДАЮТСЯ, И РЫНОК ЭТИХ ФОКТОРОВ ИМЕТ ДЕЛО С ЦЕНОЙ КАЖДОГО ИЗ НИХ, ИЛИ ЕГО ДОХОДОМ. З/П РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ПЛАТА ЗА УСЛУГИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, ПРОЦЕНТ – ПЛАТА ЗА УСЛУГИ КАПИТАЛА,

РЕНТА – ЗА «УСЛУГИ» ЗЕМЛИ  И ПРИБЫЛЬ – ПЛАТА ЗА ПРЕДПРИНИМ-ИЕ УСЛУГИ.

РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗ-ВА ФУНКЦИОНИРУЕТ ПО ЗАКОНАМ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НО  НА ФАКТОРЫ ПРОИЗ-ВА  - НЕ ПЕРВИЧНЫЙ (КАК НА РЫНКЕ КОНЕЧНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ) А ВТОРИЧНЫЙ, ПОСКОЛЬКУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПРИОБРЕТАЕТ ИХ НЕ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЛИЧНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, А ДЛЯ ПРОИЗВ-ВА КОНЕЧНОЙ ПРОДУКЦИИ, ПРИНОСЯЩЕЙ ПРИБЫЛЬ.

РЫНКУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ТАКЖЕ ПРИСУЩИ СПЕЦИФ-Е ЧЕРТЫ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ФАКТОРОВ РАССМ-СЯ, КАК ПРАВИЛО, С ДВУХ СТОРОН: СО СТОРОНЫ ОБЩЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СО СТОРОНЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖДУ ОТРАСЛЯМИ И МОБИЛЬНОСТЬЮ КОНКРЕТНОГО ФАКТОРА.

 

59. Преобразования форм собственности в РБ

Переход к рыночной эк-ке в обязат.порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений — независимых, самостоятельных эк-ки ответственных товаропроизводителей. Для этого почти при абсолютном преобладании гос. собственности в экономике Беларуси этого периода требовалось осущ-ть разгосударствление и приватизацию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.

 Разгосударствление — это передача имущества из государственной собственности в иную — акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешанную. Приватизация — это передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

Формы собственности  в нашей стране определяются Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и  доп. от 24 ноября 1996 г.) и Гражданским кодексом Республики Беларусь. В соответствии с этими основополагающими документами в нашей стране существуют две формы собственности — государственная и частная.

Гос. собственность выступает  в виде республиканской и коммунальной (собственность административно-территориальных единиц).

Исключительную собственность  государства составляют недра, вода, леса. В собственности государства  находятся также земли сельскохозяйственного  назначения.

Главными задачами разгосударствления и приватизация являются:

• формирование необходимой  для рыночной экономики среды, обеспечивающей конкуренцию, развитие предпринимательства, многообразие форм собственности, видов  хозяйствующих субъектов; • усиление хозяйственных и трудовых мотиваций, повышение эффективности исп-я созданного в стране экономического потенциала и стимулирование его приумножения; • создание возможности самовыражения гражданам, задействование их энергии, предприимчивости, инициативы;

Такие предприятия после  приватизации преобразовались в коллективные (народные) предприятия, а впоследствии — в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. До 1993 г. приватизация проходила на основе отдельных временных нормативных актов и в целом не имела законодательной базы.

В 1998 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», который позволил обеспечить единую государственную политику но реформированию государственной собственности, усилить социальную направленность этого процесса, создать благоприятные условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов.

В Республике Беларусь, согласно законодательству, используются следующие  методы приватизации:

• преобразование государственных организаций в акционерные общества (ОАО); • выкуп арендованного имущества арендной организацией; • продажа на аукционе и по конкурсу.

В последние годы в  Республике Беларусь преобладает «точечное» реформирование объектов государственной  собственности исходя из оценки экономической эффективности, возможности внедрения новых технологий, освоения выпуска новых видов продукции.

Главной целью разгосударствления и приватизации остается повышение  эффективности производства и создание конкурентной среды, активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. При этом учитываются социальные и экологические последствия приватизации.

 

60. Реструктуризация предприятий

Переход к социально  ориентированной рыночной экономике  требует ее структурной перестройки, которая тесно взаимосвязана с реструктуризацией предприятий, особенно при их приватизации.

Реструктуризация —  это структурная организация, управленческая и финансовая адаптация предприятия  к успешной работе в рыночных условиях. Для этого необходимо обеспечить улучшение управления на предприятиях, стимулирование их деятельности для повышения эффективности производства, увеличения выпуска конкурентоспособной продукции, роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения финансово-экономических результатов их деятельности.

Процесс реструктуризации может быть пассивным и активным.

Пассивная реструктуризация осуществляется за счет рационального использования имеющегося оборудования, совершенствования форм и методов управления, маркетинговой деятельности, без значительных дополнительных финансовых средств. Пассивная реструктуризация осуществляется в сжатые сроки и, как правило, до приватизации.

Активная рест-ция происходит за счет средств стратегического инвестора в постприватизационный период и рассчитана на более продолжительный период.

В современной практике применяются различные варианты реструктуризации:

• реструктурирование гос  предприятий реального сектора  экономики с целью их акционирования и сохранения за государством контрольного пакета акций;

• реструктурирование с  целью дальнейшей продажи предприятия, что особенно актуально в отношении  объектов малой приватизации;

• реструктурирование после  приватизации объекта за счет средств  потенциального инвестора.

Важнейшими задачами реструктуризации белорусских предприятий являются снижение энерго- и материалоемкости производств и уменьшение их зависимости от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Реструктуризацию важно  проводить в процессе разгосударствления при преобразовании предприятия  в ОАО, что позволяет передать функции непосредственного управления субъектами хозяйствования от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью, в том числе посредством приватизации. При этом наиболее тщательно должны быть проработаны вопросы санации и банкротства во избежание социальной напряженности в обществе.

Особой формой реструктуризации является создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Многие крупные предприятия во взаимодействии с банковскими структурами при широком использовании маркетинговых форм работы могут стать эффективными субъектами мирохозяйственных связей.

На базе межправительственных соглашений с участием предприятий и организаций Российской Федерации и Республики Беларусь зарегистрированы МФПГ: «Гранит», «Белрусавто», «Межгосметиз», «Формат», «Электронные технологии», «Интерагроинвест», «Оборонительные системы».

Эффективность деятельности ФПГ обусловливается высоким экономическим потенциалом, заложенным в такого рода объединения. Это прежде всего интеграция промышленного и финансового (банковского) капиталов на экономической основе, что позволяет решать задачи их развития без ущерба для интересов каждого из партнеров.

 

61. Демонополизация и развитие конкуренции

Решающими условиями  перехода к рыночным отношениям и  эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма  в хозяйственной деятельности.

Функции поддержки предпринимательства, обеспечения противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции возложены на Министерство экономики Республики Беларусь.

Основными направлениями  демонополизации являются:

• формирование новых  экономических структур, особенно малых  и средних предприятий;

• разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции;

• государственное регулирование  деятельности монополий;

• контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих  субъектов, приобретением акций.

Наибольшее количество предприятий-монополистов в Республике Беларусь — в машиностроении и  металлообработке, а по удельному  весу в выпускаемой продукции  предприятиями-монополистами лидируют химическая и нефтехимическая, стекольная и фарфорово-фаянсовая промышленность, черная металлургия.

Конкуренция и монополия  образуют диалектическую общность, постоянно  противостоят друг другу и выступают  неотъемлемой чертой рыночных отношений.

Конкуренция на рынке  выступает в различных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

В зависимости от условий, в которых происходит конкуренция, различают совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цены товара.

Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Особое место занимают «естественные монополии» (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем.

Монополистическая конкуренция (или монополия по дифференцированному продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, практичностью (дифференцированный продукт). Монополистическая конкуренция характерна для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сети ресторанов, станций технического обслуживания, банковских учреждений). В производящих отраслях — это производство компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка и т.д.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть стандартными (как при совершенной конкуренции) и дифференцированными (как при рынке монополистической конкуренции).

62. Проблемы развития предпринимательства   в РБ

Важнейшая задача соврем периода - развитие предприним. Оно может быть частным  и гос и осущ в индивид и коллективной форме.

Гос предприним осущ юр лицом, кот имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное им-тво, несет самостоят ответств по своим обязат-вам, может от своего имени приобретать и осущ имущ-нные и личные неимущ права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основная форма юр лица, осущ-щего гос предприним -  предприятие (ПР). ПРем как объектом прав признается имущ-нный комплекс, используемый для осущ предприним деят-сти.

Гос предприним осущ-тся полностью гос Прямо или  орг со значительной степенью гос участия (в капитале и управлении).

В гос собственности находятся отрасли, продукция кот удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), + ПР, продукция и услуги кот необходимы для совместного общественного потребления, но кот оказываются эко неэффективными для целей частного бизнеса (комм хоз-во, дорожное строит-во и др.). Cактуальна проблема обеспечения эффективного функционир гос ПРий. Необходима всемерная их коммерциализация, перестройка внутренней структуры ПРий с усилением менеджмента и др меры для адаптации их к развивающейся рыночной среде. Для повыш эффективности работы гос ПРий в рын условиях необходимо совершенствовать систему управления, направленную на достижение следующих целей:1.повыш эффективности исп-ния имущ-ва; 2.оптимизация структуры гос объектов управления;3.пополнение доходов республ и местн бюджетов;4.создание благопр условий для привлечения инвестиций.

Разновидность гос предприним - предоставление концессий - сдача  в коммерческую аренду принадлежащих гос природных и производственных ресурсов.

 

63. Малый бизнес

Переход к рын эко  связан с увеличением негос собственности и развитием частного предприним. В РБ частное предприним представлено малым бизнесом - это предприним де-ность, дающая прибыль на малых ПРиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение Малое предприним в РБ предст 2 формами: юр лица и инд предприниматели.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"