Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:02, шпаргалка
Курс «Национальная экономика Беларуси» представляет собой систематизированное изложение теоретико-методологических и организационно-практических основ формирования нац эк-ки РБ, разработки и реализации социально-эк-кой политики гос-ва, раскрывает способы эффективного использования потенциалов нац эк-ки и функционирования хозяйственных комплексов в рыночной среде.
Область является оптимальной
единицей социально-экономического пространства
страны, в границах которой на современном
этапе развития административно-
53. Проблемы перехода
от централизованно
Переходная экономика – это переход экономики в новое состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Необходимость реформирования экономики бывших стран социализма обусловлена неспособностью административно-командной экономики обеспечить устойчивые темпы экономического развития, неэффективностью функционирования данной системы.
Переходный период в экономике отражает ее особое состояние, характеризующееся неустойчивостью, неравновесностью и выражающее переход к новому типу экономической системы. Переход сопровождается существенными преобразованиями в экономической деятельности: трансформируются отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, структура производства и занятости, психология людей.
Два типа переходной экономики: • эволюционным путем, определяется инерционностью воспроизводственного процесса, его непрерывностью, невозможность быстрой замены существующих форм другими (экономические преобразования в Беларуси); • «шоковой терапии»: новое создается по принципу «разрушения всего старого» (экономика Польши, России).
54. Промежуточные итоги рыночных преобразований
Промежуточные итоги рыночных преобразований. Этапы трансформации экономики Беларуси:
1991–1995 гг. – период
глубокого затяжного
1996–2000 гг. – этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений: характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей (исключение с/х), но это не является переходом к устойчивому экономическому росту, высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80 %), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.
2001–2005 гг. и следующие
пятилетия – переход на инновац
55. Политические и социально-эк-кие предпосылки построения перспективной модели
По временному фактору следует выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
Краткосрочная экономическая политика решает неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить. Это прежде всего:
• реакция на тенденции и циклы рыночной конъюнктуры;
• краткосрочные мероприятия и проекты, рассчитанные на быструю отдачу вложенных средств;
• максимальное использование наличных производственных мощностей;
• совершенствование
традиционных технологий и методов
ведения хозяйственной
• ориентация финансовой сферы, денежной политики на ближайшие цели борьбы с инфляцией, укрепление национальной валюты без должного учета долговременных интересов реального сектора экономики;
• сосредоточение структур экономического управления преимущественно на оперативных вопросах сбыта продукции, пополнения оборотных средств, преодоления убыточности и неплатежей.
Долговременными, по сути, являются инвестиции в человеческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от которых имеет большой временной лаг, и поэтому эти инвестиции должны носить упреждающий характер.
Долговременный характер
вышеназванных процессов
В число базовых предпосылок и конструктивных факторов формирования ПМЭ также входят:
• выгодное экономико-географическое положение Беларуси;
• развитые системы транспортных коммуникаций и в целом производственной инфрастуктуры;
• значительные земельные, водные, лесные ресурсы, ряд важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);
• достаточно мощная строительная база;
• значительный научно-технический потенциал;
• многоотраслевой промышленный комплекс;
• высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
• комплексность развития территорий и достаточная сформированность межотраслевых комплексов;
• многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков;
• совершенствующаяся в профессиональном отношении система государственного управления.
Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и преобразования в действующей экономической системе страны (внутренние системные условия):
• в реальном секторе — создание эффективной и конкурентоспособной экономики на основе структурной перестройки, модернизации и обновления технологической базы производства, выпуска высокотехнологической наукоемкой продукции, развитие сферы услуг;
• финансовом секторе — формирование финансовых структур и механизмов, ориентированных не только на выживание (быстроокупаемые проекты), но и на долгосрочные крупные проекты национального и международного масштабов;
• институционально-правовой сфере — построение системной законодательной основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыночной экономики;
• внешнеэкономической сфере — ориентация на принципы открытости национальной экономики внешнему миру, многовекторности внешней политики, учитывающей первичность суверенитета нации и государства, влияние процессов глобализации, регионализации, информатизации, глубоких перемен в мировом геополитическом пространстве;
• области управления и регулирования социально-экономических процессов — гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования, решения текущих и перспективных задач на основе новых информационных технологий, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.
Важными системными предпосылками построения ПМЭ являются также поддержание здоровой экономической среды, обеспечение стабильного экономического роста, повышение благосостояния населения и целенаправленное совершенствование в связи с этим макроэкономической политики (бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной, ценовой и т.д.). Особо важные предпосылки здорового экономического роста — снижение инфляции, поддержание эффективной занятости, устойчивости национальной валюты, оздоровление финансового положения субъектов хозяйствования, последовательное обеспечение социальной ориентации экономических преобразований.
56. Основные черты социально ориентированной экономической системы
Наша страна выбрала путь построения будущей системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией. Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких признаков модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др.
Белорусская перспективная модель экономики включает следующие принципы и направления государственной политики, определяющей контуры будущего общества:
• общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;
• построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;
• формирование развитого гражданского общества и самоуправления;
• приоритетное развитие человеческого потенциала;
• переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;
• повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;
• интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;
• следование экологическим стандартам.
Перспективная модель служит инструментом: • научно обоснованного отражения перспектив преобразования системы; • формирования эффективной структуры экономики и механизмов управления; • выработки целенаправленной на перспективу экономической политики.
Исходя из мирового опыта выхода государств из кризисного состояния и с учетом национального контекста, были выделены три этапа преобразования экономической системы:
• стабилизационный, в течение которого необходимо преодолеть кризисные явления в экономике (2001–2005 гг.);
• структурной перестройки, ориентированной на потребности общества и учитывающей тенденции международного разделения труда (до 2010 г.);
• экономического роста, основанного на результатах деятельности общества на предшествующих двух этапах (2011–2020 гг.).
57. Этапы построения
Учитывая длительный характер преобразований, для достижения конечных целей выделяются следующие (практические) этапы социально-экономического развития в направлении ПМЭ.
Первый этап (2001—2005 гг.) — создание необходимых условий для возобновления устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривается решить следующие задачи: завершить создание необходимой законодательно-нормативной базы реформирования экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования; приступить к широкомасштабному реформированию и реструктуризации крупных и средних предприятий; осуществить санацию, перепрофилирование и закрытие бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по обеспечению занятости и преодолению структурной безработицы; улучшить финансирование оздоровления предприятий и организаций на основе мер государственного макроэкономического регулирования и более полного использования рыночных механизмов хозяйствования.
Второй этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. На этом этапе должно быть завершено создание законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи стабильного повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики.
Третий этап (2011—2020 гг.). Целью этого периода является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будет формироваться постиндустриальное информационное общество с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, а экономическое развитие — обеспечиваться за счет функционирования зрелых институтов рыночной экономики, углубления структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
58 Рыночные институты и рынки факторов производства
РЫНОК – ВСЯКИЙ ИНСТИТУТ ИЛИ МЕХАНИЗМ, КОТ-Й СВОДИТ ВМЕСТЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ (ПРЕДЪЯВИТЕЛЕЙ СПРОСА) И ПРОДАВЦОВ (ПОСТАВЩИКОВ) КОНКРЕТНОГО ТОВАРА ИЛИ УСЛУГИ.
С СИСТЕМ-Й ТОЧКИ ЗРЕНИЯ,
РЫНОК – ЭТО СОВОК-ТЬ ЭКОН-Х
ОТНОШЕНИЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
РЫНКИ БЫВАЮТ: В ЗАВ-ТИ ОТ СУБЪЕКТОВ – РЫНОК ПОКУПАТЕЛЕЙ, ПРОДАВЦОВ, ГОСЗАКУПОК, ПОСРЕДНИКОВ; В ЗАВ-ТИ ОТ ОБЪЕКТА – РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ, РАБОЧЕЙ СИЛЫ, КАПИТАЛА, ФИНАНСОВЫЙ, ИНФОРМ-Й, ЖИЛЬЯ И Т.Д.; В ЗАВ-ТИ ОТ ОТРАСЛИ – АВТОМОБИЛЬНЫЙ, КОМПЬЮТ-Й, НЕФТЯНОЙ И Т.Д.; В ЗАВ-ТИ ОТ ХАРАК-РА ПРОДАЖ – ОПТОВЫЙ И РОЗНИЧНЫЙ; В ЗАВ-ТИ ОТ ТЕРРИТОРИИ – МИРОВОЙ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ, МЕСТНЫЙ.
НАРЯДУ С ОРГ-МИ И УЧРЕЖД-МИ КЛЮЧЕВУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ РЫНОЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ: ИНСТИТУТ ЧАСТНОЙ СОБСТ-ТИ И СВОБОДЫ ПРЕДПРИН-ВА, ИНСТИТУТ СВОБОДНОЙ И ЧЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.