Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 02:57, шпаргалка

Краткое описание

Макроэкономика – раздел ЭТ, предметом изучения которого является национальное хоз-во. Макроэкономика находится в прямой зависимости от микроэкономики; ее задача состоит в объяснении причин роста (падения) спроса или предложения вообще, подъема или спада национальной эк-ки, влияния инфляции на уровень общей занятости и объем пр-ва общественного продукта. Основы макроэкономики как науки были заложены англ. экономистом Кейнсом.
Национальное хоз-во представлено субъектами: домохозяйство; бизнес; гос-во; мировое хоз-во. Где Мировое хоз-во – совок-ть зарубежных производителей импортной продукции на нац-ный рынок и зарубежных потребителей нац-ной пр-ции.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.docx

— 471.43 Кб (Скачать)

IДжини = SOABCDE / SOKE.

Так, если G = 0, то это соот-ет равномерному распределению дохода м/у всеми группами, если G = 1, то это означает, что весь доход приходится на 1 группу.

Дифференциация  доходов приводит к соц-ной стратификации: в обществе выделяется наиболее богатая прослойка, которая сосредоточивает в своих руках основную часть нац-го богатства, средний слой, живущий в относительном достатке, и беднейшие (нуждающиеся) слои населения. В нормально работающей эк-ке ср. класс составляет >во населения и является залогом ее дальнейшего успешного функционирования.

Причины и факторы неравенства доходов: 1. индивидуальные отличия (умственные и физические способности); 2. различия во владении собственностью на факторы пр-ва (чем большей собст-тью обладают отдельные индивиды, тем большую долю НД они присваивают.); 3. различия в уровне образования; 4. интенсивность трудовой д-ти (работники, затрачивающие больше физ-кой и умственной энергии на выполнение работы, имеют больше возм-тей для получения >е высоких доходов, чем те, кто трудится расслабленно); 5. различная доходность профес-ной д-ти (т.е. соотношение спроса и предложения на те или иные проф. услуги); 6. эк-кие возможности (неравный доступ к образованию, профессиональной подготовке, высокооплачиваемой работе, к другим общественным и частным благам, что создает неравные стартовые эк-кие условия).

26) Государственное  регулирование экономики: цели, методы  и направления.

Гос-ное регулирование  рыночной эк-ки представляет собой процесс воздействия на социально-эк-кую систему общества гос-ными органами при помощи системы законодательных, административных и контрольных мер с целью повышения эффективности рыночного механизма и обеспечения эк-кой стабильности.

Диапазон сферы непосредственной д-ти гос-ва в эк-ке достаточно велик. Гос-во в той или иной форме может участвовать в любой отрасли эк-ки. Однако, учитывая тот факт, что гос-во является не обычным субъектом рынка, призванным прежде всего выражать интересы всего общества, круг его непосредственной эк-кой д-ти, как правило, ограничен. Прежде всего, он охватывает пр-во товаров и предоставление услуг, имеющих общественное значение. Это так называемые общественные товары, те, которые предназначены для коллективного потребления, в т.ч. для нац-ной обороны, создания и содержания сети гос-ных коммуникаций и информации, предоставления услуг в области образования, здравоохранения. В ряде стран, в т.ч. в России, гос-во является собст-ком естественных монополий или пр-тий национально значимых базовых отраслей. Это м.б. отрасли по добыче стратегического сырья, национальные путепроводы, системы спутниковой и других видов связи.

Цели гос-го регулирования:

1) Противодействие колебаниям в эк-ке: 1) расширение совокупного спроса - с помощью снижения налогового бремени, принятия мер для доходов или снижения %. 2) борьба с безработицей и инфляцией - регулирует инвестиционный климат и массу денег, находящуюся в обращении.

2) Ограничение (или поощрение) последствий внешних эффектов. Внешние, или побочные, эффекты - явления, способные оказывать на потребителей косвенное воздействие, м.б. отрицательными и положительными. Последствия негативного побочного эффекта (загрязнение окружающей среды из-за использованием несовершенной технологии)не м.б. полностью учтены и, следовательно, автоматически компенсированы (ч/з механизм спроса и предложения). Поэтому необходимо регулирование д-ти производителя: ограничением д-ти фирмы, компенсацией убытков, а также через систему штрафных санкций. Изъятые из выручки пр-тия средства (налоги и штрафы) гос-во должно направлять на компенсацию общественных потерь от отрицательных внешних эффектов. Примером позитивного внешнего эффекта м.б. косвенное положительное воздействие основного пр-ва на людей и среду их обитания (садовод-предприниматель, закладывая яблоневый сад, м. изменить в лучшую сторону ландшафт и создать более благоприятные условия для жизни в данной местности).

3) Целенаправленное дерегулирование тех социально-эк-ких сфер, в которых действие рыночных регуляторов либо ограничено, либо вовсе отсутствует. Необ-ть обусловлена тем, что рынок не может гарантировать право на доход и труд, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и среды обитания. В то же время рынок создает условия для дифференциации среди производителей и членов общества в целом, а также служит благотворной средой для монополизации экономики - тормоза прогресса.

Гос-ное регулирование осуществляется административными и эк-кими методами.

К административным методам  относятся методы разрешения, запрета  и принуждения. С помощью разрешительных методов гос-во осуществляет регулирование развития определенных сфер д-ти, степень открытости внешнеэк-ких отношений и др. Запретительные способы наиболее распространены в охране окружающей среды и в использовании невоспроизводимых ресурсов. Например, гос-во вправе запретить пр-во тех продуктов, которые либо сами, либо их изготовление и продажа наносят вред обществу. Вправе оно запретить и те виды д-ти, которые нецелесообразны для общества (запрет на ввоз и продажу оружия и наркотиков, запрет на предоставление услуг игорного бизнеса). Методы принуждения для регулирования д-ти монополий. Так, гос-во заставляет монополии ограничивать масштабы своего развития лишь до определенных пределов, принуждает всех предпр-лей исполнять нормы гос-ных правовых актов - трудовой и административный кодексы, законы о МРОТ, о продолжительности рабочей недели и т.д. Инструментами административных методов являются правовые и нормативные акты и правила. К ним относятся: конституция, законы центральных органов власти, зафиксированные в различных кодексах, указы президента, постановления правительства и распоряжения его отдельных структур (министерств), федеральные правила, стандарты и уставы, а также законы и нормативы, принятые местными органами гос-ной власти.

К эк-ким методам относятся те, с помощью которых гос-во оказывает воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение, денежное обращение и налоги. Эк-кие методы: 1) Финансовая система - сбор налогов с эк-ких субъектов и перераспределение имеющихся д/ресурсов через бюджетную систему. Таким способом гос-во получает возможность, с одной стороны, содержать себя и социальную сферу, перераспределять доходы, а с другой - способствовать развитию определенных сфер и отраслей эк-ки. 1) денежно-кредитная политика - косвенное воздействие гос-ва на принятие решений эк-кими субъектами. Так, с помощью ЦБ может изменять %ную ставку, улучшая или, наоборот, ухудшая условия получения кредита, и тем самым влиять на инвестиционный климат. Оказывать влияние на курс нац-ной валюты. И производя определенные манипуляции с денежной массой, находящейся в обращении, гос-во может оказать влияние на изменение уровня инфляции в стране. К инструментам эк-ких методов регулирования относятся: эк-кие прогнозы и индикативные параметры, лицензии, квоты, пошлины, банковский %, норма банковского резерва, налоговая ставка, преференции, льготы, штрафы, пени, неустойки и др.

27) Экономическая политика  государства, особенности современной  экономической политики России.

Эк-кая политика гос-ва представляет собой набор опр-ных целей в области нац-ной эк-ки в совок-ти с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей. Различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную эк-кую политику. Краткосрочная политика разрабатывается на текущий и ближайший период, долгосрочная - на перспективу, как правило, на 5, 10 или 15 лет.

Потребность деления  эк-кой политики на кратко- и долгосрочную обосновал Кейнс. Каждый из периодов имеет свои специфические цели и особые средства для их достижения. Напр, если главной целью краткосрочной политики является либо выход из кризиса, либо поддержка макроэк-го равновесия, то основной задачей долгосрочного периода д.б. эк-кий рост, способный обеспечить благосостояние человека и развитие общества.

Различают конечные, долгосрочные и текущие цели эк-кой политики. Конечная цель - достижение максимально возможных параметров эк-го роста для обеспечения подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания.

Краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся: сокращение темпов инфляции, снижение уровня безработицы, увеличение объема ВВП, рост реальных доходов нас. В определении курса эк-кой политики, а следовательно, и в определении и постановке эк-ких целей ведущая роль принадлежит гос-ву. Именно его прерогативой является определение приоритетов в эк-кой д-ти и выбор способов и средств по эффективной реализации эк-кой политики. Поэтому одной из функций правительства - исполнительного органа гос-ной власти - является разработка основных направлений социально-эк-го развития страны.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"